Интегрированный урок химия -биология по теме СПИРТЫ
план-конспект урока по химии (10 класс)

Челнокова Ольга Васильевна
  • Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов
  • расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_teme_spirty_himiya_i_biologiya.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по химии и биологии в 10-м классе

Тема «Этиловый спирт и его влияние на здоровье человека»

Девиз урока: «Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным».

Цели урока:

  • Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов
  • расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
  • продолжить развитие общеучебных умений при выполнении лабораторной работы;
  • анализ информации, её обобщение,
  • проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности;
  • умение наблюдать
  • делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.
  • формировать негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.

Формирование ключевых компетенций: 

  • ценностно-смысловых - видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни;
  • коммуникативных- владеть химическим языком, уметь работать в группе;
  • учебно-познавательных - самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;
  • информационной - искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее домашнее задание.

Тип урока: интегрированный, урок-исследование при изучении нового материала.

Методы:

  • обучения – диалогический;
  • преподавания – иллюстративно-стимулирующий;
  • учения – частично-поисковый, экспериментальный.

Оборудование: 

  • мультимедиапроектор с экраном;
  • презентация к уроку (Презентация);
  • компьютер.

Оборудование:

  • инструктивная карта по проведению урока  (Приложение 1 );
  • 6 пробирок;

          Реактивы:

  • раствор этилового спирта;
  • вода;
  • раствор яичного белка;
  • растительное масло;

Ход урока

Организационный.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Ориентировочно-мотивационный. 

 Учитель химии: Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на экране. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства. (Слайд № 1.)

Как Вы думаете, что их объединяет?    Предполагаемые ответы обучающихся: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии, нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты.

 Тема нашего урока «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

 (Слайд № 2.)

У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать в парах, и, конечно же, ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свои фамилии, (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).

Сегодня на уроке вы:    (Слайд №3.)

  • исследуете свойства этанола;
  • вы будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента;
  • вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
  • вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

А какие ассоциации возникают у вас со словом «спирт»? С точки зрения науки химия.

Это кислородосодержащие органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксогрупп. Этиловый спирт или этанол это одноатомный спирт. Напишите молекулярную и структурную формулу этилового спирта. Какой вид химической связи характерен для спиртов?

Учитель биологии:  А какие ассоциации у вас возникают с точки зрения биолога? Вспомните положительную и отрицательную роль спиртов:

Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.  На экране проецируется таблица о роли спиртов в жизни человека и слова знаменитого алхимика и врача Парацельса:

«Всё есть яд,
Всё есть лекарство,
Всё дело в дозе».               (Слайд №4.)

Доклад ученика. Статистика смертности от алкоголя.    ( Слайд №5.)

Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. В частности, в Сибири алкогольная смертность составляет 22% от общего уровня, в Центральном федеральном округе – около 12%. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения (диаграмма на слайде).

 Учитель биологии: Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем с физических свойств.(Слайд № 6, 7.8)

Учитель химии: Физические свойства этанола мы исследуем, проведя лабораторные опыты.

Свои наблюдения выводы вы будите вписывать в инструктивную карту.

Проводится инструктаж по технике безопасности:

  • Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции (1 мл =1 см)
  • Определять запах вещества, волнообразным движением руки
  • Каждый опыт проводиться в чистой пробирке
  • Использовать держатель              (Слайд № 9)

1 ОПЫТ. Растворимость этилового спирта в воде. (Слайд № 10)

Цель: изучить физические свойства этилового спирта.

Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта. Учащиеся проводят опыт.

2 ОПЫТ. Этиловый спирт растворитель жиров. (Слайд № 11) 

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.

Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира.

Пробирки встряхнуть.

Ребята делают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу.

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

этанол

Жидкие

бесцветны

характерным запахом

смешиваются с водой в любых соотношениях

Растворяют жиры

Вывод: т.к. спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.

Учитель биологии: Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может “затянуть” внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.

 (Слайд №12.)

Учитель химии: Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая смертельная доза спирта для подростка массой 50 кг, давайте решим задачу ( Слайд № 13.)  

Решение: 6*50 = 300 гр смертельная доза для подростка (40%)

 Учитель биологии: Однако, эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100— 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600—800 г этого вещества. Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1 кг массы тела). Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей, отрицательно влияет на слизистую оболочку желудка и кишечника, на почечный и печеночный эпителии, вызывая их раздражение, воспаление. Алкоголь приводит также к язвенной болезни и расширению желудка. (Слайд №14).

 Учитель химии: Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков.

3 ОПЫТ. «Влияние этанола на молекулы белков». (Слайд № 15.)

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.

Наблюдение и вывод: В первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно.)

 Учитель биологии: А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы: (Слайд № 16.)

а) Влияние спирта на мембраны клеток – разрушение.

б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)

в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.

г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?

Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга. (Слайд № 17.18.)

Путь, проделываемый спиртами в организме:

  • 100 г пива убивает 3000 нейронов,
  • 100 г вина убивает 500 нейронов,
  • 100 г водки убивает 7500 нейронов.

Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.

 Учитель химии: динамическая пауза – цветок (Слайд №19-24.)

Учитель биологии: Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток.

 (Слайд № 25.)

Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением – в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие.

(Слайд № 26.)

Учитель химии:  Напишите уравнения реакции окисления этанола до соответствующего альдегида. Дайте название образовавшемуся продукту реакции .

C2H5OH + СuО → CН3СНO + Сu + H2O ( из этанола, этаналь или уксусный альдегид- яд!)    (Слайд № 27.)

Учитель биологии: Метаболит спирта – альдегид вызывает повреждение печени, цирроз. Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид. (Слайд №28-29)

Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: “Вино – враг пьяницы, оно же - друг умеренного. Чуть-чуть его - противоядие, в больших количествах – яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам”. Но ни умный, ни дурак – никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов.

Сейчас, чуть ли ни на каждом шагу, можно встретить людей, распивающих модное ныне пиво. В 1 л пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки. Известно немало случаев, когда человек становится алкоголиком, употребляя по безобидной кружке пива. У медиков есть даже термин “пивной алкоголизм”. Вначале постепенно развивается общее ожирение, что образно подмечено в народе “кто пиво пьет больше – у того брюхо толще”, затем наступает “ожирение сердца”. “Пивное” сердце неспособно выдерживать даже незначительные физические нагрузки. (Слайд № 30.)

Алкоголь вызывает глубокие изменения в половой сфере, вплоть до развития импотенции, велика вероятность бесплодия, особенно, если начать принимать его в период полового созревания, т.к. увеличивается число (до 65%) неподвижных, неспособных к оплодотворению сперматозоидов. (Слайд № 31).

Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами. Иногда достаточно однократного опьянения, чтобы зачатие было патологическим. (Слайд № 32-33.)

Именно поэтому согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности.

Если кормящая грудью мать употребляет алкоголь, то дети у таких матерей беспокойные, нервные – “грудные алкоголики” – обычно хилые, умственно отсталые. Самое же страшное в том, что такие дети – потенциальные пьяницы и алкоголики.

Общеизвестен социальный вред пьянства. В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом. В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками.

Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: сначала – павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи. (Слайд № 34.)

 Учитель химии: Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю» (Приложение 2 ), а затем ответим на вопрос: ( Слайд № 35)

  • Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?
  • Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?
  • Что такое наркотик? В чём его опасность?

Учащиеся формируют вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами.

 Учитель биологии: Справка: Алкоголь – наркотик № 1. В России производится 8,5 л 100% алкоголя на душу населения в год. Легальный наркотик. Торговая сеть – лучшая в мире. Великий покровитель – государство.( Слайд № 36)

Закрепление ( рефлексия)

Заполнить таблицу: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи». (Слайд № 37)

Учитель химии: Подведение итогов урока.

Люди желают друг другу, прежде всего здоровья и тогда рядом будет успех, удача, семейное благополучие. За здоровье не надо пить. (Слайд № 38.)

Учитель биологии:  Помни, от алкоголизма страдают не только те кто употребляют спиртосодержащие продукты, а также дети рожденные от пьющих родителей.

За праздничным столом, вспоминайте, что «пьянство – это упражнение в безумии, а алкоголизм – страшная, тяжелая болезнь». И тогда, Вы не переступите эту черту, за которой горе, слезы наших близких, людей, которые нас любят, которым мы нужны.

Домашнее задание.

Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека.
(Слайд № 40)

 

Список использованной литературы 

  1. www.alkogoliki.com.ua
  2. www.festival.1september.ru
  3. www.schools.mari-ei.ru
  4. www.xumuk.ru/encyklopedia
  5. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. //Химия в школе. – 2002. - №9. – С.73 – 76.
  6. Ветров Н.И. Если бы я знал закон. – М., 1986.
  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия, 10 класс. – М.: Дрофа, 2004. – 479 с.
  8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. – 215 с.
  9. Игнатьева С.Ю. Профилактика алкоголизма: интегрированный урок в 10 классе. //Химия в школе. – 2003. - №1. – С.32 – 35.
  10. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.,1984.
  11. Копыт Н.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. – М., 1984.
  12. Малеева В.Ф. Из опыта проведения обобщающих уроков. //Химия в школе. – 2006. - №1. – С.25 – 30.
  13. Радецкий А.М. Практические работы на внеклассных занятиях. //Химия в школе. – 2004. - №5. – С.65 – 68.
  14. Уголовный Кодекс Российской Федерации.
  15. Филинова И.П. Обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы». //Химия в школе. – 2003. - №8. – С.34 – 38.

Приложение №1

Тема урока: «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

Ф.И……………………………………………………………………..

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

Действие на белок

этанол

Закрепим материал: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи»

Уровень органической  живой материи

Проявление спиртом токсических свойств

Молекулярный уровень

Внутриклеточный уровень

Система органов

Целый организм

Приложение №2

Басня Сергея Михалкова «Заяц во хмелю»

В день именин, а может быть, рожденья
Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш, как сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: "Пошли домой!" - "Да ты найдешь ли дом? -
Спросил радушный Еж. -
Поди, как ты хорош!
Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадешь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!"
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
"Да что мне Лев! - кричит. - Да мне ль его бояться!
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу
И голым в Африку пущу!.."
Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:
"Видали мы в лесах зверей почище львов,
От них и то летели клочья!.."
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, -
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев - цап его за воротник!
"Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу, пьян -
Какой-то дряни нализался!"
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
"Да я... Да вы... Да мы... Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но все за Вас!
За Ваших львят! За Вашу Львицу!
Ну, как тут было не напиться?!"
И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал... подхалимаж.

Мораль басни Заяц во хмелю

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного, но обожал... подхалимаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии«Физиологическое действие спиртов»

Тема «Физиологическое действие спиртов»       Цели:1.     Дидактические: создание условий для самостоятельного изучения нового материала п...

информационный материал по органической химии по теме: "Спирты"

в презентации даётся классификация, изомерия и номенклатура спиртов....

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» ..

Авторы: Преподаватель химии Перепияко Г.В., преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Филиппова Т.Ф.Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на орган...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»

Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» . Данная разработка предназначена  для проведения интегрированного урока по дисциплин...

Контрольная работа по химии на тему: "Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты"

Контрольная работа по химии на тему: "Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты"...

Технологическая карта урока химии по теме: «Спирты»

Изучить новый материал, создать условия для расширения и  систематизации  знания учащихся о спиртах с учетом их свойств и применения....