Формирование ключевых компетенций на уроках химии
презентация к уроку по химии

Сабирзянов Алмаз Абузарович

Компетенция –(от лат.competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. В составе ключевых компетентностей: математическая, коммуникативная, информационная, автономизационная, социальная, продуктивная, нравственная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_.pptx921.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование ключевых компетенций на уроках химии Учитель химии МБОУ Куакбашская ООШ Сабирзянов А.А. 1 квалификационная категория

Слайд 2

Компетентностный подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция». Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Слайд 3

В настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте. « Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». А.Г. Бермуса Компетентность – это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». М.А. Чошанов

Слайд 4

В настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте. компетентность - "готовность специалиста включиться в определенную деятельность« А.М.Ароновым компетентность - основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. И.А.Зимней И т.п.

Слайд 5

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Слайд 6

Профессиональная компетентность педагога это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) Браже Браже Т. Г.

Слайд 7

Компетенция – (от лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Слайд 8

Ключевые образовательные компетенции 1. Ценностно-смысловые компетенции 2. Общекультурные компетенции 3. Учебно-познавательные компетенции 4. Информационные компетенции 5. Коммуникативные компетенции 6. Социально-трудовые компетенции 7. Компетенции личностного самосовершенствования

Слайд 9

Ключевые компетенции Компетенция Сфера проявления компетенции Виды деятельности в составе компетенции Учебные предметы, где данная компетенция является ведущей социальная сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье) способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений физкультура, история обществознание технология, экономика экономическая география экология самостроительная сфера социально - культурная определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей история обществознание экономика Здоровье сберегающая сфера здорового образа жизни сформированность основных установок на ведение ЗОЖ. Четкое представление плана сохранения и развития собственного здоровья и здоровья окружающих все предметы ПДО классный час коммуникативная сфера общения владение устным и письменным общением все предметы , классный час информационная сфера информации владение новыми технологиями, способность оценивать информацию все предметы ПДО учебно-познавательная сфера науки, искусства способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками физика, химия, география математика, искусство Компетенция профессионального самоопределения сфера профориентации и допрофессионального образования определение собственных интересов в профессиональной деятельности. Ценностное отношение к труду и его результатам. Умение проектировать собственную жизненную программу, готовность к ее реализации Все предметы ПДО классный час

Слайд 10

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег Школа должна научить: учиться быть; учиться жить вместе; учиться делать; учиться знать. Я знаю,как…

Слайд 11

Коммуникативная компетенция совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ним. Коммуникация - составная часть процесса общения, который представляет собой взаимодействие двух или более человек, включающее обмен информацией (т.е. коммуникацию) и взаимное восприятие, понимание обучающихся. Коммуникативная компетенция сопрягается с информационной, охватывая получение, использование, передачу информации в процессе взаимодействия.

Слайд 12

Здоровье сберегающие компетенции Сформированность основных установок на ведение ЗОЖ. Четкое представление плана сохранения и развития собственного здоровья и здоровья окружающих

Слайд 13

Информационные компетенции это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации: телевизор, DVD, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п. и информационными технологиями : аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование сохранение и передача.

Слайд 14

Учебно-познавательные компетенции "Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму." древняя китайская мудрость

Слайд 15

Компетенция профессионального самоопределения определение собственных интересов в профессиональной деятельности. Ценностное отношение к труду и его результатам. Умение проектировать собственную жизненную программу, готовность к ее реализации

Слайд 16

Ключевые компетентности - готовят человека, умеющего жить. Компетентностное образование предполагает использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Слайд 17

Усвоение учебного материала * урок-лекция – 5%; * при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; * наглядных и аудиоматериалов – 20%; * аудиовизуальных материалов – 30-40%; * работа в дискуссионных группах – 50%; * практика через действие – 75%; * использования мультимедийных технологий – 80-85% При обучении человек усваивает: 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 90% того, что он сделал сам.

Слайд 18

Интерактивные методы обучения Способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. “ ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — «аудитория» (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.

Слайд 19

Мотивация к знаниям «Нет интереса - нет успеха» Разгадать тайное послание Распознать вещества Устранить химическую ошибку Ответить на проблемный вопрос Разрешить противоречивые факты

Слайд 20

Мотивация «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать» « Исследовательские задачи на стыке наук» «Эта занимательная и увлекательная химия» «Решение задач» «Абитуриент» Элементы экологических знаний Расчетные задачи с экологическим содержанием Лабораторные опыты, позволяющие развивать у учеников возможности предвидения

Слайд 21

Виды уроков: Проблемные Урок-исследование Урок-деловая игра Урок-путешествие урок-лекция Урок-семинар

Слайд 22

« Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.» М.Монтень Недели ХИМИИ Химические КВНы Викторины Предметные листки Предпрофильные курсы Участие в предметных конференциях Участие в предметных олимпиадах Участие в интернет-проекте

Слайд 23

« Развитие критического мышления через чтение и письмо» ( РКМЧП). Деятельностный подход, лежащий в основе данной технологии, позволяет изменить характер взаимодействия между учителями и учащимися, переводит коммуникативную систему урока в диалоговый режим, при этом создает в классе обстановку высокой культуры общения, доверия и доброжелательности, что в итоге работает не только на успешность в освоении предмета, но и на сохранение здоровья участников обучения. Технология основана на базовой трёхфазовой модели деятельности. Каждая фаза (стадия) имеет свои, чётко определенные функции, соответствующие этапам когнитивной деятельности учащихся, включая в себя индивидуальную, групповую и коллективную стадии проработки. Для каждой стадии предлагается свой инструментарий, позволяющий с максимальной эффективностью реализовать её цели с учётом особенностей изучаемой темы. Первая стадия- вызов смысла - пробуждение интереса к новому материалу, вызов уже имеющихся у школьников знаний по данной теме, совместное выдвижение целей обучения. Вторая стадия- реализация смысла – получение новой информации и классификация её по категориям. Третья стадия- рефлексия – обмен мнениями об изученном материале, присвоение нового знания, побуждение к дальнейшей познавательной деятельности и определение её направления.

Слайд 24

Записываем на доске: «Бинарные соединения». Предлагаем учащимся осуществить прогноз по названию (предположить по названию предмет изучения) и напоминаем, что неправильных мыслей не бывает. Все высказывания записываем на доске и в тетрадях, их немного: I. «Би» означает «два»; II. Соединяются две молекулы; III. Молекулы состоят из двух атомов; IV. Молекулы состоят из двух атомов двух химических элементов; V. Молекулы состоят из двух атомов двух элементов, число атомов не имеет значения; Вводим дополнительное ключевое слово: сложные вещества. В силе остаются два последних прогноза. Предлагаем сформулировать два определения и сравнить с тем, которое дано в учебнике. Записываем на доске формулы NaC l , CaF 2 , AlBr 3 . Под каждой формулой подписываем название вещества, просим учащихся сформулировать правила номенклатуры бинарных соединений. Диктуем названия веществ, образованных водородом, кислородом, азотом, серой, углеродом. Записываем на доске следующие формулы: Li 2 O, Ca 2 P 3 , Na 2 S, ZnS, NaH, P 2 O5. Даём задание назвать вещества, работая в парах. После проверки результатов просим внимательно посмотреть на доску и , по-прежнему работая в парах, сформулировать несколько вопросов. Нетрудно предугадать, что вопросов возникает всего два: почему в одних формулах есть индексы, а в других нет? Когда их ставить, а когда не ставить? Плотный и динамичный, урок пролетает незаметно и приносит большое удовлетворение всем участникам процесса. Умение составлять формулы бинарных соединений и давать им названия осваивают все. Одна из основных идей технологии критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы окружающие узнали о том, что новое он открыл для себя. Критическое мышление ничего не принимает на веру. Используя его, человек ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы при помощи исследовательских методов и определённых приёмов работы с источниками информации. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на все вопросы ученика преподавателем. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни.

Слайд 25

Цель работы по формированию ключевых компетенций : отбор оптимальных средств и апробация педагогических технологий, способствующих формированию ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе школы. Главный результат работы по формированию ключевых компетенций – подготовка выпускников школы к успешной социальной адаптации в жизни: развитие способностей созидания собственной жизни и жизни общества, адекватного самоопределения в профессиональном выборе, самореализации в профессиональной деятельности, общекультурном и интеллектуальном самосовершенствовании на духовно-нравственных национально-патриотических основах.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

О  развитии ключевых компетенциях на уроках информатики....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка

В докладе сообщается о главной цели изучения немецкого языка - о коммуникативной компетенции....

Формирование ключевых компетенций на уроках химии

Химическое образование в школе переживает непростойэтап своего реформирования, связанный с изменением взглядовна роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. В этих условия...