План проведения урока "Щелочные металлы" и презентация к уроку
план-конспект урока по химии (9 класс)

Урок в соответствии с требованиями ФГОС. В материале представлены: план проведения урока и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_shchelochnye_metally_1.ppt.zip2.96 МБ
Microsoft Office document icon urok_shchelochnye_metally_1.doc47 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

.......щелочь начала плавиться, а из нее выпрыгивали маленькие металлические шарики. В первую минуту они казались похожими на ртуть, но затем взрывались или покрывались белым налетом и теряли свой металлический блеск. Так в щелочи был открыт новый металл, о существовании которого еще никто из ученых мира и не подозревал. Позднее ученые нашли этот металл в соде, поваренной соли. Это серебристый металл, который не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Позднее Берцелиус предложил назвать этот элемент от арабского «натрун» - сода, а еще один элемент открытый Дэви, получил название от арабского «алкали» - щелочь.

Слайд 2

Общая характеристика щелочных металлов

Слайд 3

I. Характеристика атомов 1. 1 группа, главная подгруппа 4. +1 3. металлические свойства в периодах убывают, в подгруппе усиливаются 2. ns 1 s-элемент, r атомов увеличивается от Li к Fr

Слайд 4

II. Характеристика простых веще ств 1. Строение простых веществ Химическая связь Схема образования химической связи Кристаллическая решетка

Слайд 5

II. Характеристика простых веществ 1. Строение простых веществ Химическая связь Схема образования химической связи Кристаллическая решетка металлическая Me - 1e Me +1 металлическая

Слайд 6

2. Физические свойства сходство различия

Слайд 7

2. Физические свойства сходство различия серебристо-белые металлический блеск мягкие хорощо проводят электрический ток плотность увеличивается (от Li к Fr) температура плавления уменьшается (от Li к Fr)

Слайд 8

Me Li 2 O KO 2 Na 2 O 2 +O 2 +1 -2 +1 -1 +1 -0,5 +S Me 2 S +1 -2 +N 2 +H 2 Me 3 N +1 -3 MeH +1 -1 +Г 2 MeГ +1 -1 3а.Взаимодействие с простыми веществами в-ль ок-ль

Слайд 9

Взаимодействие с простыми веществами K + N 2 → Na + S → Li + O 2 → 2 K 3 N Na 2 S 2Li 2 O 6 2 4

Слайд 10

3б.Взаимодействие металлов с водой щелочь + H 2 H 2 O → Щелочные металлы +

Слайд 11

Взаимодействие металлов с водой Li + H 2 O → K + H 2 O → Na + H 2 O → 2LiOH + H 2 2NaOH + H 2 2KOH + H 2 2 2 2 2 2 2

Слайд 12

4. Получение щелочных металлов Анод + Катод - Na + Cl - Cl - Cl - Cl - 2NaCL 2Na + Cl 2 эл.ток 4NaOH 4Na +2H 2 O + O 2 эл.ток расплав расплав Cl - Na + Na +

Слайд 13

5. Применение щелочных металлов Cl - Cl - Li Na K Rb Cs Na, K, Li - восстановитель в металлургии Na, K, Rb, Cs теплоноситель для атомных реакторов Na - газоразрядные лампы Cs, Rb -оптика Na, Rb - катализ Li - для прочности сплавов Cs,Rb - электроника

Слайд 14

Проверим знания Проявляет наиболее сильные восстановительные свойства? В результате взаимодействия металла с водой образуются щелочь и водород Образуют оксид при взаимодействии с кислородом? Получают электролизом расплавов солей 2. Na 4. K 1. Сu 4. Al 3. Fe 1. K 3. Cs 2. Na 2. Cu 4. Zn 3. Ag 3. Rb 4. Li 1. Na 2. K 1. Li

Слайд 15

Закончите фразу Сегодня я узнал...... Теперь я могу ...... Было интересно ...... Я научился ........ Было трудно ....... У меня получилось .. Меня удивило ..... Мне захотелось .....



Предварительный просмотр:

План проведения урока

Предмет:   химия                               Класс 9                  Урок № 20 (7 урок в теме )

Тема: Общая характеристика щелочных металлов
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: Освоение учебного материала по теме  и формирование умений школьников:
Предметные: уметь характеризовать положение атомов в Периодической системе химических элементов, строение атомов и простых веществ, физические и химические свойства простых веществ, получение и применение щелочных металлов.
 Метапредметные:
- познавательные: уметь найти и выделить необходимую информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать

 - регулятивные: действовать по плану «Характеристика химического элемента»

 - коммуникативные: уметь слушать и слышать, работать в паре
 Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, адекватно оценивать свою деятельность

Материал к уроку  (видео, аудио)

      1.Раздаточный материал (тексты №1,2,3)
     2. Карточки с тестовыми заданиями
     3. Презентация к уроку
     4. Демонстрационный опыт (взаимодействие натрия с серой, водой, раствором  сульфата меди(II))

Ход урока

Этап урока

Задания для учащихся на этапах урока

1.Организация начала урока

Текст №1 об открытии Гемфри Дэви.

  1. На основе текста № 1 назовите металл, о котором идет речь. (Na)
  2. Берцелиус предложил назвать этот элемент от арабского «натрун» - сода, а еще один элемент, открытый Дэви, по предложению Гилберта получил название от арабского «алкали» - щелочь. Назовите этот элемент (K)
  3. Какие еще металлы могут дополнить эту группу металлов? (Li, Rb, Cs. Fr)
  4. Назовите эту группу металлов.
  5.  Помогите сформулировать тему урока.

2. Самоопределение

Каждый из нас должен знать, как вести себя в экстренных ситуациях. Скажите,  что делать, если начался пожар в магазине химических реактивов?

Можно ли тушить возгорание водой, учитывая наличие щелочных металлов? Можете ли вы обосновать свой ответ? Согласны, что надо в этом разобраться?

3.Актуализация знаний

Тему «Металлы» мы рассматриваем уже несколько уроков.

  1. Перечислите параметры, с помощью которых можно охарактеризовать  щелочные металлы.
  2.  Согласны ли вы, что эти характеристики взаимосвязаны? Обоснуйте.
  3.  Изобразите схематично эту взаимосвязь.

3. Работа с новым учебным материалом

(работа в парах, самопроверка + слайд)

1. Характеристика атомов щелочных металлов
выполняется индивидуально, взаимопроверка в парах + слайд, при правильном выполнении заданий +
1. Сравните атомы щелочных металлов и дайте им характеристику.

2. Характеристика простых веществ

1.  Заполните таблицу: Химическая связь/ Схема образования/ Кристаллическая решетка

2.  Сравните физические свойства щелочных металлов. Назовите в чем их сходство и различия.

3.  Используя текст учебника стр.54 назовите основные этапы плана характеристики химических свойств щелочных металлов.  

Демонстрационный опыт: Взаимодействие натрия с серой

4.Сделайте вывод о том, с какими веществами взаимодействуют щелочные металлы.

5.  Составьте уравнения реакций, описывающих взаимодействие щелочных металлов с неметаллами

Li + O2                                        Na + S                                    K + N2

Демонстрационный опыт: Взаимодействие натрия  c водой

6. Сделайте вывод о том, с какими веществами взаимодействуют щелочные металлы.

7. Составьте уравнения реакций, описывающих взаимодействие щелочных металлов с водой   Li + H2O                                        Na +  H2O                                

Демонстрационный опыт: Взаимодействие натрия с раствором сульфата меди (II)

8. Обоснуйте, почему щелочные металлы не используют для реакций с растворами кислот и солей.

9.Из предложенной схемы «Получение металлов» выберите способ получения щелочных металлов. Обоснуйте свой выбор.

10. На основе текста№3 назовите области применения щелочных металлов.

4.Диагностика освоения темы

Выберите правильный ответ:
1. Проявляет наиболее сильные восстановительные свойства?
1) Li 2) Na 3) Rb 4) K
2. В результате взаимодействия металла с водой образуются щелочь и водород:
1) Cu 2) K 3) Fe 4) Al
3. Образует оксид при взаимодействии с кислородом?
1) K 2) Na 3) Cs 4) Li
4. Получают электролизом расплавов солей:
1) Na 2) Cu 3) Ag 4) Zn

5.Домашнее задание

§ 11 (до стр. 55) , стр. 58 №1(п)

6.Подведение итогов. Рефлексия

 Вернемся к вопросу урока: Можно ли тушить возгорание водой, учитывая наличие щелочных металлов? Обоснуйте

Оцените свою работу  на уроке ( количество правильно выполненных заданий)

Закончите любое из предложений по своему выбору  (см. слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Щелочные металлы"

Данная презентация предназначена для проведения урока по этой теме в 9 классе...

Презентация к уроку "Физические свойства металлов"

Материал может быть использован в курсе химии 9 класса в теме "Металлы"...

презентация к уроку "Металлы и их значение в жизни человека". Часть 1

Презентация разработана к муниципальному конкурсу "Учитель года-2013"...

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Презентация к уроку "Изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Правка тонколистового металла и проволоки"

Презентация предназначена, чтобы научить читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки и приёмам правки листового металла и проволоки....

План проведения, справка по итогам посещенных уроков, презентация педагогического совета "Работа со слабоуспевающими учащимися"

Проблема неуспеваемости в школе (причины в видении 3 участников образовательного процесса-учеников, учителей и родителей) и способы решения проблемы на уроках....