План проведения, справка по итогам посещенных уроков, презентация педагогического совета "Работа со слабоуспевающими учащимися"
методическая разработка на тему

Шабалина Надежда Васильевна

Проблема неуспеваемости в школе (причины в видении 3 участников образовательного процесса-учеников, учителей и родителей) и способы решения проблемы на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_rab_po_podg_i_prov_pedsoveta.docx11.47 КБ
Файл pedsovet.pptx87.5 КБ
Файл spravka_rabota_s_neuspevayushchimi.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по подготовке и проведению педсовета «Работа со слабоуспевающими учащимися»

  1. Проведение анкетирования со слабоуспевающими учащимися
  2. Проведение анкетирования с педагогами, имеющими неуспевающих по предмету
  3. Проведение анкетирования с родителями слабоуспевающих учащихся
  4. Посещение уроков с целью отследить работу учителей по оказанию помощи слабоуспевающим учащимся на разных этапах урока (таблица 1 в материалах к презентации)
  5. Написание справки по итогам посещения уроков.
  6. Составление (корректирование) презентации по результатам анкетирования и посещения уроков.
  7. Проведение педсовета.
  8. Оформление метод.уголка «Психотерапия  неуспеваемости» (материалы к педсовету )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа со слабоуспевающи-ми учащимися

Слайд 2

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ- о тставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает знаниями, предусмотренными учебной программой, комплекс проблем, который складывается у учащегося в связи с систематическим обучением

Слайд 3

Причины Внешние (социальные) с нижение ценности образования в обществе, нестабильность образовательной системы н есовершенство организации учебного процесса отрицательное влияние извне внутренние д ефекты здоровья школьника н изкое развитие интеллекта о тсутствие мотивации учения с лабое развитие волевой сферы

Слайд 4

Причины неуспеваемости по данным анкетирования 20….-20… участников обр. процесса МКОУ СОШ п… (результаты анкетирования детей ) Я очень эмоционален, эмоции захлестывают, и это не позволяет мне думать об учебе -…человек из-за того, что я сильно нервничаю, не могу хорошо ответить- много пробелов в знаниях - не успеваю делать то, что нужно - не могу вспомнить, о чем говорилось на уроке не могу получить от учителя дополнительных объяснений

Слайд 5

Причины неуспеваемости (результаты анкетирования учителей) -Отставание в развитии -систематическая недостаточная самоподготовка -пропуски уроков (по разным причинам) -низкие познавательные возможности -нежелание учиться

Слайд 6

Причины неуспеваемости (результаты анкетирования родителей) текущая запущенность материала (2) непонимание текущего материала (2) плохая память непонимание объяснений учителя ЗПР, плохое здоровье

Слайд 7

3 группы неуспевающих ( условно ) 1) низкое качество мыслительной деятельности + положительное отношение к учебе 2) высокое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учебе 3) низкое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учебе

Слайд 8

Работа с учащимися, не желающими учиться Помощь в осознании необходимости получения знаний Развитие ответственности Поддержка в вере учащимися в собственные силы Повышение познавательного интереса - решение проблемных ситуаций - исследовательский подход при изучении нового - связь материала с жизненным опытом - организация сотрудничества -соревновательный момент

Слайд 9

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности Специальные занятия по формированию познавательных процессов- внимания, памяти, мыслительных операций ( внеурочки ) Возможности учебного материала ( уроки ) - создание проблемных ситуаций - активизация самостоятельного мышления (эвристическая беседа) - сотрудничество учащихся - выстраивание положительных отношений с группой - проявление заинтересованности в успехах ученика - ориентирование ученика на самооценку

Слайд 10

Результаты анкетирования учителей МКОУ СОШ п. …«Работа с неуспевающими учащимися» Меры по предупреждению неуспеваемости Работа с родителями через дневники, дополнительные, дифференцированные задания, дополнительные домашние задания, постоянный контроль , индивидуальный подход, индивидуальные консультации Индивидуальная работа с неуспевающими Постоянное включение в работу на уроке, дополнительное объяснение материала урока, больше времени на осмысление и ответ, исправление неудовлетворительных оценок, задания с упрощенным уровнем сложности, уменьшение объемов контролируемого материала , анализ ошибок

Слайд 11

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке по результатам посещенных уроков в 2017-2018 учебном году Виды помощи (этап контроля) количество Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе 4 Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски 1 Предложение учащимся примерного плана ответа - Указания на наглядные пособия и разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой 1 6

Слайд 12

Виды помощи ( этап изложения нового материала) количество Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала 10 Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. - Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником Опора на наглядность (планы, схемы, формулы , модели, рисунки и т.д.) 3 6

Слайд 13

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке (этап с/ р в классе) Виды помощи (этап с/ р ) количество Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее 2 Предложение заданий на выбор 1 Напоминание приема и способа выполнения задания 2 Указание на необходимость актуализировать то или иное правило 3 Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений 6 Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению 4 Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих в т. ч. самопроверка, взаимопроверка 9 Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления 14

Слайд 14

Виды помощи (этап д / з ) количество Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа 4 Более подробное объяснение последовательности выполнения задания 1 Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий -

Слайд 15

P.S. Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты. Б. Мандевиль



Предварительный просмотр:

                            Справка о состоянии преподавания предметов

в  рамках   оказания  помощи  слабоуспевающим учащимся учителями на уроках.

Цель: проанализировать степень оказания  помощи  слабоуспевающим учащимся на разных этапах урока.

Вид контроля: тематический.

Форма контроля: наблюдение.

В рамках контроля, завучем школы  Шабалиной Н.В., были посещены уроки математики в 6 классе (Рычкова О.В.), русского языка в 11 классе ( Сабитова Т.Н.), физики в 9 классе (Исупова Л.Л.), химии в 8 классе (Двоеглазова А.М.)

Результаты контроля:

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Количество видов помощи, зафиксированное на уроках

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Указания на наглядные пособия и разрешение  пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

4

1

 

-

1

6

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Опора на наглядность (планы, схемы, формулы , модели, рисунки и т.д.)

10

-

3

6

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Предложение заданий на выбор.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих в т. ч. самопроверка, взаимопроверка.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

2

1

2

3

6

4

9

14

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

4

1

-

Выводы:  

  1. Виды помощи, чаще всего оказываемые на уроках слабоуспевающим учащимся:

поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих в т. ч. самопроверка, взаимопроверка; более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

  1. Виды помощи, реже всего оказываемые слабоуспевающим учащимся на уроках:

снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

предложение учащимся примерного плана ответа;

указания на наглядные пособия и разрешение  пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

 задания на выбор;

более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

 предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Предложения:

  1. Снижать темп опроса слабоуспевающих учащихся
  2. Разрешать учащимся дольше готовиться при устных ответах
  3. Предлагать учащимся примерный план ответа, алгоритм выполнения задания, карточки-консультации
  4. Разрешать  учащимся пользоваться наглядными пособиями при с/р
  5. Предлагать задания на выбор
  6. Более подробно объяснять последовательность выполнения заданий (индивидуально)
  7. Разнообразить формы и методы работы на уроке

                                                                                       Завуч  Шабалина Н.В.

                                                                                                   27.12.2017