Технологическая карта урока "Алканы"
методическая разработка по химии (10 класс)
Технологическая карта урока "Алканы"
Цель урока: Изучить строение, физические свойства и способы получения алканов
Задачи урока:
- продолжить знакомство обучающихся с гомологическим рядом алканов, рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, развить полученные раннее теоретические представления об изомерии и умения давать названия соединений по систематической номенклатуре. Рассмотреть способы получения метана и его гомологов.
- развивать пространственное воображение, умения устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «АЛКАНЫ». 10 класс
Этап Проектирования | Содержание этапа | ||||
Постановка целей и задач | Предмет, класс | Химия, 10 класс | |||
Тема урока | «Алканы», урок 1 | ||||
Цель урока | Изучить строение, физические свойства и способы получения алканов | ||||
Задачи урока | - продолжить знакомство обучающихся с гомологическим рядом алканов, рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, развить полученные раннее теоретические представления об изомерии и умения давать названия соединений по систематической номенклатуре. Рассмотреть способы получения метана и его гомологов. - развитие пространственного воображения, развитие умения устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ. | ||||
Педагогические задачи |
| ||||
Планируемые результаты обучения | Личностные | - умение управлять своей познавательной деятельностью | |||
Метапредметные | - использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (наблюдение, изменение, моделирование) - использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач - владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения). | ||||
Предметные | - умение называть алканы по международной номенклатуре, характеризовать строение и свойства важнейших представителей - умение характеризовать изученный класс органических соединений, химические реакции - умение формулировать химические закономерности - установление зависимости свойств и применения алканов от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения - умение делать выводы о закономерностях изменения свойств углеводородов в гомологических рядах. - моделирование молекул алканов; | ||||
Описательная модель | Этапы урока | 1. Постановка учебных целей, проблемной ситуации | 2. Этап повторения и совершенствования знаний | 3. Изучение нового материала | 4. Подведение итогов |
Способы взаимодействия обучающихся с компонентами образовательной среды | Фронтальная демонстрация иллюстративного материала ИС: Фронтальная работа с дем. материалом ОУП: Использование компьютерных средств (комп.учителя +проектор+ИАД) | Фронтальная демонстрация иллюстративного материала ИС: Фронтальная работа с дем. материалом, индивидуальная и групповая работа с информационными средствами ОУП: Использование компьютерных средств (комп.учителя +проектор+ ИАД), мобильный конпьютерный класс | Фронтальная демонстрация иллюстративного материала ИС: Фронтальная работа с дем. материалом, индивидуальная и групповая работа с информационными средствами ОУП: Использование компьютерных средств (комп.учителя +проектор+ ИАД), мобильный конпьютерный класс | Рефлексия, анализ деятельности на уроке | |
Выбор ресурсов | Учебная информация | Ознакомление с целями и задачами урока | Гомологический ряд алканов, особенности их химического и электронного строения, изомерия, номенклатура способы получения метана и его гомологов | Физические свойства и способы получения метана и его гомологов | Домашнее задание |
УМК | 1. Габриелян O. C. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019 2. Габриелян O. C. Химия. Рабочая тетрадь. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019. | ||||
ЭОР |
- https://infourok.ru/videouroki/847 видеоурок «Упражнения на составление формул и названий гомологов и изомеров» - https://infourok.ru/videouroki/805 видеоурок «Номенклатура и изомерия алканов» - https://infourok.ru/videouroki/850 видеоурок «Химические и физические свойства алканов» - http://orgchem.ru/chem2/index2.html интерактивный мультимедиаучебник «Органическая химия» - http://orgchem.ru/chem1/flash/gibrid.html гибридизация атомов углерода - http://orgchem.ru/chem2/u21.php интерактивная модель «Гомологический ряд алканов» | ||||
Организация учебного пространства | 1. Компьютер учителя+проектор+ИАД. 2. Мобильный компьютерный класс |
Ход урока
- Организационный этап с актуализацией изучаемой на уроке темы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Информационные средства | Деятельность учащихся | |
Проверка домашнего задания | Выдача вариантов тестовых заданий | Выполнение тестовых заданий | ||
Организационный момент, вводная беседа | Постановка проблемной ситуации | Презентация РР «Алканы» Слайд 1-2 | Включение во фронтальную беседу, что создает психологический настрой, положительную мотивацию для работы на уроке. |
- Этап повторения и совершенствования знаний.
Этапы урока | Деятельность учителя | Информационные средства | Деятельность обучающихся | |
Этап повторения и совершенствования знаний | Повторение ранее полученных знаний | Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием ЭОР с актуализацией имеющихся знаний по данному классу соединений (определение, знание названий 10 соединений ГР алканов, гомологический ряд алканов) | 1) Презентация, слайд 3-4, 2) Переход на интерактивную модель «Гомологический ряд алканов» 3) Возвращение в презентацию, слайд 4 | Повторяют определение, общую формулу (слайд 3), просматривают модель, составляют формулы 1-х десяти соединений класса алканов: на ЭД (слайд 4). |
Дополнение знаний: пространственное строение молекул алканов | Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием ЭОР с актуализацией имеющихся знаний по sp3-гибридизации Комментарии к использованию конструктора молекул | 1) Презентация, слайд 5 2) Переход на Конструктор молекул 3) Презентация, слайд 6,7 | На слайде 5 (ЭД) определяют порядок связей в хим. строении м-л метана, этана, пентана. В конструкторе молекул в индивидуальном порядке выполняют построение молекул метана, этана, пентана, рассматривают пространственное строение молекул с помощью различных инструментов конструктора. Делают необходимые записи в тетради | |
Изомерия и номенклатура алканов | Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием ЭОР | 1) Презентация, слайд 8 | Повторяют правила составления названий по систематической номенклатуре. Выполняют задание в тетради по составлению структурных формул изомеров гексана, называют их; индивидуально выполняют построение молекул изомеров гексана в конструкторе молекул |
- Этап формирования новых знаний
Этапы урока | Деятельность учителя | Информационные средства | Деятельность учащихся | |
Физические свойства алканов | Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием КС Рассказывает о физических свойствах алканов. проводит параллель между общими закономерностями изменения физических свойств и строением | 1) Презентация, слайд 9 | Просматривают демонстрационный материал (таблица) о физических свойствах алканов, с помощью учителя делают выводы об общих закономерностях изменения физических свойств в гомологическом ряду алкановв. Оформляют соответствующие записи. | |
Способы получения алканов | Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием КС Рассказ о способах получения алканов: - получение метана - получение гомологов метана | 1) Презентация, слайд 10 2) Презентация, слайд 11-13 3) Переход на СD «ВЛ» Конструктор молекул | Перед рассмотрением материала о способах получения обучающиеся на основании знаний о типах хим. реакций в орг.химии и строении алканов делают предположение о возможности получения алканов из соединений других классов. Просматривают материал и записывают в тетрадь химические реакции. (По возможности возвращаемся в конструктор и моделируем реагенты и продукты реакции). |
- Этап подведения итогов урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Информационные средства | Деятельность учащихся | |
Этап подведения итогов | Подведение итогов урока, комментарии к домашнему заданию. | Подведение итогов, рефлексия, комментарии к домашнему заданию | Презентация, слайд 14 | Осуществляют самоанализ деятельности на уроке Записывают ДЗ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/31/picture-261170-1369999733.jpg)
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-125657-1448269129.jpg)
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818360-1474369883.jpg)
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-395650-1391192351.jpg)
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...