Технологическая карта урока "Алканы"
методическая разработка по химии (10 класс)

Технологическая карта урока "Алканы"

Цель урока: Изучить строение, физические свойства и способы получения алканов

Задачи урока: 

-  продолжить знакомство обучающихся  с гомологическим рядом алканов,  рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, развить полученные раннее теоретические представления об изомерии и умения давать названия соединений по систематической номенклатуре. Рассмотреть способы получения метана и его гомологов.

-  развивать пространственное воображение,  умения устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_alkan_1.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «АЛКАНЫ». 10 класс

Этап

Проектирования

Содержание этапа

Постановка

целей

и задач

Предмет, класс

Химия, 10 класс

Тема урока

«Алканы»,  урок 1

Цель урока

Изучить строение, физические свойства и способы получения алканов

Задачи урока

-  продолжить знакомство обучающихся  с гомологическим рядом алканов,  рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, развить полученные раннее теоретические представления об изомерии и умения давать названия соединений по систематической номенклатуре. Рассмотреть способы получения метана и его гомологов.

-  развитие пространственного воображения,  развитие умения устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

Педагогические задачи

  1. Создание условий для повышения познавательной активности
  2. Создание условий для освоения учащимися новой информации

Планируемые результаты обучения

Личностные

-    умение управлять своей познавательной деятельностью

Метапредметные

-    использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания  (наблюдение, изменение, моделирование)

-   использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата

-   умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач

-   владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметные

-   умение называть алканы по международной номенклатуре, характеризовать строение и свойства важнейших представителей

-  умение характеризовать изученный класс органических соединений, химические реакции

-   умение формулировать химические закономерности

-   установление зависимости свойств и применения алканов от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения

-   умение делать выводы о закономерностях изменения свойств углеводородов в гомологических рядах.

-   моделирование молекул алканов;

Описательная

модель

Этапы урока

1. Постановка учебных целей, проблемной ситуации

2. Этап повторения и совершенствования знаний

3. Изучение нового материала

4. Подведение итогов

Способы взаимодействия

обучающихся  с компонентами образовательной среды

Фронтальная демонстрация иллюстративного материала

ИС: Фронтальная работа с дем.  материалом

ОУП: Использование компьютерных средств (комп.учителя

+проектор+ИАД)

Фронтальная демонстрация иллюстративного материала

ИС: Фронтальная работа с дем.  материалом,  индивидуальная и групповая работа с информационными средствами

ОУП: Использование компьютерных средств (комп.учителя

+проектор+ ИАД), мобильный конпьютерный класс

Фронтальная демонстрация иллюстративного материала

ИС: Фронтальная работа с дем.  материалом, индивидуальная  и групповая работа с информационными средствами

ОУП: Использование компьютерных средств (комп.учителя

+проектор+ ИАД),

мобильный конпьютерный класс

Рефлексия, анализ деятельности на уроке

Выбор ресурсов

Учебная информация

Ознакомление с целями и задачами урока

Гомологический ряд алканов, особенности их химического и электронного строения, изомерия, номенклатура способы получения метана и его гомологов

Физические свойства и способы получения метана и его гомологов

Домашнее задание

УМК

1.        Габриелян O. C. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019

2.        Габриелян O. C. Химия. Рабочая тетрадь. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019.

ЭОР

  1. УМК учителя (презентация  PP «Алканы»)
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2416fdb6-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/?fullView=1&from=&&rubric_id[]=75842&rubric_id[]=75881  Модели алканов (конструктор молекул)
  3. Интернет-ресурсы (в т.ч. для самостоятельной работы):

-  https://infourok.ru/videouroki/847 видеоурок «Упражнения на составление формул и названий гомологов и изомеров»

-  https://infourok.ru/videouroki/805  видеоурок «Номенклатура и изомерия алканов»

-  https://infourok.ru/videouroki/850  видеоурок «Химические и физические свойства алканов»

-  http://orgchem.ru/chem2/index2.html интерактивный мультимедиаучебник «Органическая химия»

- http://orgchem.ru/chem1/flash/gibrid.html гибридизация атомов углерода

-   http://orgchem.ru/chem2/u21.php интерактивная модель «Гомологический ряд алканов»

Организация учебного пространства

1.   Компьютер учителя+проектор+ИАД.

2.   Мобильный компьютерный класс

Ход урока

  1. Организационный этап с актуализацией изучаемой на уроке темы.

Этапы урока

Деятельность учителя

       Информационные средства

Деятельность учащихся

Проверка домашнего задания

Выдача вариантов тестовых заданий

Выполнение тестовых заданий

Организационный момент,

вводная беседа

Постановка проблемной ситуации

Презентация РР «Алканы»

Слайд 1-2

Включение во фронтальную беседу, что создает психологический настрой, положительную мотивацию для работы на уроке.

  1. Этап повторения и совершенствования знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Информационные средства

Деятельность обучающихся

Этап повторения и совершенствования знаний

Повторение ранее полученных знаний

Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием ЭОР с актуализацией имеющихся знаний по данному классу соединений (определение, знание названий 10 соединений  ГР алканов, гомологический ряд алканов)

1) Презентация,  слайд 3-4,

2) Переход  на интерактивную модель «Гомологический ряд алканов»

3) Возвращение в презентацию, слайд 4

Повторяют определение, общую формулу (слайд 3), просматривают модель, составляют формулы 1-х  десяти соединений класса алканов: на ЭД (слайд 4).

Дополнение знаний: пространственное строение молекул алканов

Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием ЭОР с актуализацией имеющихся знаний по

sp3-гибридизации

Комментарии к использованию конструктора молекул

1) Презентация,  слайд 5

2) Переход  на  Конструктор молекул

3) Презентация,  слайд  6,7

На слайде 5 (ЭД) определяют порядок связей в хим. строении м-л метана, этана, пентана.

В конструкторе молекул в индивидуальном порядке выполняют построение молекул метана, этана, пентана, рассматривают пространственное строение молекул с помощью различных инструментов конструктора.

Делают необходимые записи в тетради

Изомерия и номенклатура алканов

Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием ЭОР

1) Презентация,  слайд  8

Повторяют правила составления названий по систематической номенклатуре.

Выполняют задание в тетради по составлению структурных формул изомеров гексана,  называют их; индивидуально выполняют построение молекул изомеров гексана в конструкторе молекул

  1. Этап формирования новых знаний

Этапы урока

Деятельность учителя

Информационные средства

Деятельность учащихся

Физические свойства алканов

Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием КС

Рассказывает о физических свойствах алканов. проводит параллель между общими закономерностями изменения физических свойств и строением

1) Презентация,  слайд  9

Просматривают демонстрационный материал (таблица) о физических свойствах алканов, с помощью учителя делают выводы об общих закономерностях изменения физических свойств в гомологическом ряду алкановв.

Оформляют соответствующие записи.

Способы получения алканов

Фронтальная демонстрация иллюстративного материала с использованием КС

Рассказ о способах получения алканов:

- получение метана

- получение гомологов метана

1) Презентация, слайд 10

2) Презентация, слайд 11-13

3) Переход  на СD «ВЛ»  Конструктор молекул

Перед рассмотрением материала о способах получения обучающиеся на основании знаний о типах хим. реакций в орг.химии и строении алканов делают предположение о возможности получения алканов из соединений других классов. Просматривают материал и записывают в тетрадь химические реакции. (По возможности возвращаемся в конструктор и моделируем реагенты и продукты реакции).

  1. Этап подведения итогов урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Информационные средства

Деятельность учащихся

Этап подведения

итогов

Подведение итогов

урока, комментарии к домашнему заданию.

Подведение итогов, рефлексия, комментарии к домашнему заданию

Презентация, слайд 14

Осуществляют самоанализ деятельности на уроке Записывают ДЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...