Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Пронченкова Елена Александровна

Урок проводится в 8 классе по УМК О.С.Габриелян после изучения темы "Типы химических реакций".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx58.16 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока химии в 8 классе

 (автор учебника  О.С.Габриелян)

Тема: «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Понченкова Елена Александровна,

учитель химии высшей категории

Класс 8

Тема:  «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Тип урока: Комбинированный (Усвоение новых знаний на основе раннее полученных предметных умений)

Технология урока: урок с использованием ИКТ - технологии

Цели урока: Изучить химические свойства воды, обобщить знания учащихся о значении воды для живых организмов, о строении молекулы воды, физических свойствах, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.

Цель: Создание условий для осознания значимости и уникальности воды на основе изучения ее химических свойств.

Задачи:

1. Обучающая (направлена на формирование предметного результата):

На основе работы с ПСХЭ, рядом активности металлов и таблицей растворимости определить химические свойства воды и типы реакций, характеризующих эти свойства.

- Обеспечить закрепление понятий: оксид, основание, кислота, соль;

- Развивать умения классифицировать неорганические вещества;

- Продолжить формирование навыков составления формул химических соединений по названиям с использованием понятия степень окисления; расстановки коэффициентов в химических уравнениях и определение типа химических реакций.

2. Развивающая (направлена на формирование метапредметного результата):

- Формирование дедуктивного мышления (используя умения конкретизировать общие схемы конкретными примерами);

- Развитие навыков самооценки;

- Развитие умений использовать изученный материал для познания нового, работы с текстом, развития речевых навыков, познавательных способностей, внимания.

3. Воспитательные (формирование личностного результата):

- формирование гражданской ответственности;

- формирование системного восприятия окружающего мира;

- формирование самостоятельности, сотрудничества, взаимовыручки.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

развитие умения сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умение готовить и делать сообщения, умение пользоваться Интернатом для поиска учебной информации; обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению

Коммуникативные УУД

развитие умения вести беседу, диалог, задавать вопросы, формирование умения организовать учебное взаимодействие в группе, обучение процедурам обсуждения,

эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности

Регулятивные УУД

Формирование умения обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Методы и методические приемы: 

Индивидуальная работа с обучающимися по подготовке демонстрационного эксперимента; фронтальная беседа; самостоятельная работа в тетрадях по определению типов химических реакций,  в том числе по схемам; самопроверка по эталону, взаимопроверка; демонстрационный эксперимент проблемного характера; подтверждающий демонстрационный эксперимент; работа в парах; самостоятельная работа с текстом; использование приемов сравнения, сопоставления, обобщения и конкретизации.  

Оборудование и реактивы для учителя: 

Периодическая Система Химических Элементов; электрохимический ряд напряжений металлов; таблица растворимости; мультимедийное оборудование; презентация; растворы гидрооксида  натрия, металлический натрий, фенолфталеин, вода, прибор для проведения реакций с электрическим током, электронный микроскоп,  химические стаканы, пробирки.

Оборудование и реактивы для учащихся :

- Оксид кальция, оксид магния, оксид меди(II), оксид кремния, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага, растворы лакмуса и метилового оранжевого, газированная минеральная вода, мел, мрамор, раствор соляной кислоты, вода, приборы для получения газов, химические стаканы, пробирки;

- Периодическая Система Химических Элементов, электрохимический ряд напряжений металлов, таблица растворимости, карта ориентировочной основы действий, лист самооценки.

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)

1.

Мотивация

  1. Вступительное слово учителя.

Какое вещество древний философ Фалес из Милета ещё в VIв. до н.э. назвал первым началом и сущностью всего? (вода)

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете »

Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери.

Это самое удивительное вещество на планете. Поэтому о воде не случайно слагали стихи, песни, писали картины и делали фотоэтюды. Вот какие наблюдения за природой записал Фет А.А.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это,

А все это просто вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А в сущности, это вода.

Вот белым легли покрывалом

На землю родную снега…

А время придет — все растает,

И будет простая вода.  

  1. Целеполагание

Объектом нашего изучения является вода. Но говорить мы о ней будем в контексте химических явлений.  Вспомните, какую последнюю тему мы изучали?  ( типы химических реакций). А как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? («Типы химических реакций на примере свойств воды»). Откроем рабочие тетради и запишем дату и тему урока

(слайд №1)

  1. Вода – одно из самых распространенных веществ на Земле. (просмотр видеофрагмента).
  2. Стадия осмысления - включает аргументированный обмен мнениями, анализ собственных мыслительных операций, закрепление полученных знаний. Работа учащихся над текстом (см.приложение) в парах по следующим направлениям:
  • найдите в тексте материал о значении воды для человека;
  • найдите в тексте материал о проблемах, связанных с загрязнением водных ресурсов;
  • найдите в тексте материал о потребностях человека в пресной воде и как можно компенсировать ее недостаток.
  1. Вода, несомненно, играет важную роль в природе. Давайте ближе с ней познакомимся.

 А что вы можете сказать о ней как о химическом веществе?

- элементарный состав, количественный состав, типы химических связей, простое или сложное вещество, степень окисления каждого из элементов, входящих в состав молекулы

Психологический настрой, участие в фронтальной беседе, формулировка целей урока.

Выполняются УУД:

Личностные:

- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);

- смыслообразование (умение находить ответ на вопрос о значении и смысле учения);

  - нравственно-этическая ориентация (оценивание материала урока, исходя их социальных и личностных ценностей).

   Коммуникативные:

   - планирование учебного сотрудничества.

Формулируют цели урока:

1. Повторить типы химических реакций.

2. Изучить химические свойства воды и доказать, что вода может ступать  реакции различных типов.

Парная работа.  Фронтальная беседа о значении воды в природе, о ее количестве; о значении воды в промышленности и быту.

Чтобы сохранить жизнь на Земле химическими реакциями нужно управлять, а для этого надо  знать их закономерности.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Приступим к реализации наших целей.

Сколько и какие типы химических реакций нам известны?

По каким признакам классифицируют химические реакции?

Можете ли вы написать все четыре типа химических реакций, в которые вступает вода?

Фронтальный опрос.

По числу и составу сходных веществ и продуктов реакции.

Обучающиеся готовы записать только  реакцию разложения.

Выполняются УУД:

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка знаний и саморегуляция как способность к преодолению препятствий;

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, построение логической цепи рассуждений.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

- структурирование знаний;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- использование знаково-символических средств;

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- мотивационная основа учебной деятельности;

- смыслообразование;

- эмпатия.

3.

Выявление места и причины затруднения.

Совместными усилиями мы определили  следующий этап урока: изучение химических свойств воды, описывать которые мы будем при помощи химических уравнений.

Обучающиеся приходят к выводу и фиксируют во внешней речи причину затруднения: не  хватает знаний о химических свойствах воды.

Выполняются УУД:

Познавательные: 

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

- подведение под понятие;

- использование знаково-символических средств;

- определение основной и второстепенной информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

 - постановка и формулирование проблем.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес;

- смыслообразование;

- эмпатия;

- оценивание своего уровня усвоения повторяемого материала.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Приступаем к изучению химических свойств воды. Начнем со свойства, которое не вызвало у вас затруднения. 

Запишите, пожалуйста, реакцию разложения, реагентом в которой будет вода

Все правильно, но эта реакция протекает под действием постоянного эл.тока и называется электролизом. ( учитель дописывает условия реакции) Действительно ли вода разлагается под действием эл. тока.  (Демонстрационный эксперимент № 1).

Растения разлагают воду на Н2 и О2 в процессе фотосинтеза.  

Если веточку водного растения РОГОЛИСТНИКА (или ЭЛОДЕИ) поместить в прибор  и выставить на яркий солнечный свет, то через 10 – 15 мин. в верхней  части пробирки соберется О2, который образовался в результате разложения воды на свету – фотолиза (фотос – свет, лизос – разложение). (Демонстрационный эксперимент). Выполните задание 1 (Карта ориентировочной основы действий).

Обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель -

изучить химические свойства воды.

На доске один учащийся записывает уравнение реакции.

 2Н2О  =  2Н2   + О2

Выполняются УУД:

Познавательные:

- постановка познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- использование знаково-символических средств;

- построение речевых высказываний;

выбор наиболее эффективных способов изучения химических свойств воды.

Регулятивные:

- познавательная инициатива;

- планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- формулирование и аргументации своего мнения и позиции в коммуникации;

- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем;

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

5.

Реализация построенного проекта

Продолжаем изучение химических свойств воды.

Реакции замещения.

Обращаем  внимание на электрохимический ряд напряжения (ряд активности) металлов.

На сколько групп, исходя из активности, можно разделить металлы, используя этот ряд?

Проблемный демонстрационный опыт №2

Взаимодействие с водой активного (щелочного) металла.

Выделение газа (водорода) мы увидим и услышим.

Как доказать что в ходе реакции образуется щелочь?

Демонстрация контрольного образца: раствор щелочи с добавлением фенолфталеина.

Парный эксперимент №1

Поместите в одну пробирку несколько гранул цинка, а в другую кусочки меди и прилейте воды.  Добавьте несколько капель фенолфталеина. Что  вы наблюдаете? Какой вывод можно сделать?

Пояснение: Активные металлы реагируют с водой по схеме: Ме + вода= основание+ Н2;

металлы средней активности реагируют с водой при нагревании по схеме:

Ме + вода= основной оксид+ Н2;

неактивные металлы не реагируют с водой

Обучающиеся называют три группы.

  1. активные металлы (щелочные, щелочноземельные)
  2. металлы средней активности
  3. неактивные металлы

Обучающиеся сообщают о возможности использования индикаторов (фенолфталеина).

В ходе обсуждения обучающиеся формулируют правило о условиях взаимодействия с водой активных металлов и о продуктах этой реакции.

Выполняются УУД:

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- использование знаково-символических средств;

- поиск необходимой информации;

- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

  - установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- познавательная инициатива. 

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

- достижение договоренностей и согласование общего решения;

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;

- управление поведением партнера;

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установка на здоровый образ жизни.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в парах

Перечислите металлы, способные реагировать согласно предложенному заданию.

Выскажите свои предположения об условиях взаимодействия с водой двух различных металлов, предложенных по вашему усмотрению. Вашим оппонентом будет твой одноклассник.  Выполните задание 2 (Карта ориентировочной основы действий).

Обучающиеся перечисляют щелочные и щелочноземельные металлы; сравнивают их по местоположению в ПСХЭ, особенностям строения атомов, степеням окисления и активности.

Выполняются УУД:

Познавательные:

- подведение под понятие  использование общих приемов решения задач;

- использование знаково-символических средств;

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

- построение речевых высказываний;

- выведение следствий.

Регулятивные:

- контроль;

- коррекция;

- волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества и

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

7.

Реализация построенного проекта

Реакции соединения.

Необходимо запомнить:

Оксид+вода→растворимое вещество

а) оксид неметалла + вода = кислота

 б) оксид активного металла + вода = щелочь

( растворимое основание)

Взаимодействие с водой оксидов металлов

Ученический проблемный эксперимент: взаимодействие с водой оксидов металлов разной активности:

Оксид кальция

Оксид меди (II)

Видимых изменений нет. Как доказать протекание химической реакции.

Обучающийся добавляет фенолфталеин, содержимое одного из стаканов становится малиновым.

Просмотр  видеофрагмента

Обучающиеся предполагают  возможность использования индикаторов (фенолфталеина).

8.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Определите: какие из оксидов металлов взаимодействуют с водой;  класс, к которому относится образующееся вещество, а так же тип подобных реакций. Выполните задание 3 (Карта ориентировочной основы действий).

Обсуждение ответов.

Обучающиеся закрепляют правило о том, что с водой с образованием щелочи в ходе реакции соединения взаимодействуют только оксиды активных металлов, а оксиды неметаллов образуют кислородсодержащие кислоты.

9.

Самостоятельная работа

Задание №3

Самостоятельная работа в карте ориентировочной основы действий.

10.

Реализация построенного проекта

Реакции обмена

Используйте материал параграфа 33 и проанализируйте таблицу растворимости. Почему в некоторых клетках таблицы растворимости стоят прочерки?

Обучающиеся самостоятельно работают с таблицей растворимости и печатным текстом.

11.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Назовите несколько солей, не существующих в водных растворах.

Обучающиеся называют соли (при желании составляют формулы); обсуждают полученные результаты.

Отмечают, что не все соли могут существовать в растворе, так как некоторые из них разлагаются водой.

12.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполните задание 4 (Карта ориентировочной основы действий).

Закончите определение:

гидролиз –

Приведите пример реакции гидролиза

Демонстрационный опыт – «Фейерверк»

Работа с печатным текстом.

Взаимопроверка с использованием учебника.

13.

Включение в систему знаний  и повторение.

Подведение итогов урока (

Что нового вы узнали на уроке?

Что было интересно? Над чем задумались?

Какие знания и умения совершенствовали?

Фронтальная беседа.

Выполняются УУД:

 Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация;

- поиск и выделение необходимой информации;

- моделирование, преобразование модели;

- умение структурировать знания;

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации;

- использование знаково-символических средств;

- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- использование общих приемов решения задач;

- построение речевых высказываний;

- подведение под понятие;

- выведение следствий;

   - доказательство.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- постановка вопросов;

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

   -управление поведением партнера.

Личностные:

  - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

14.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Прошу  вас повторно оценить себя в таблице самооценки. Отметьте для себя, произошли ли изменения и в какую сторону. На следующем уроке я сообщу,  совпадут ли наши мнения и выставлю оценки за сегодняшний урок.

Релаксация

У вас на столах лежат капельки воды, а у меня есть емкости с разными смайликами, которые отражают разное настроение и разное отношение к уроку. При выходе  из класса я вас попрошу свою капельку воды опустить в сосуд с вашим настроением и отношением к уроку.

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Параграф 33, упр. 1, 3.  Работая с параграфом, систематизируйте свои знания и убедитесь в правильности выводов сегодняшнего урока.

Вам необходимо подумать и ответить на вопросы

1.Как вы объясните высказывание Леонардо да Винчи: «Воде дана была волшебная власть стать соком жизни на Земле»

2.Часто говорят: «Вода – уникальное природное соединение» В чем вы видите уникальность этого соединения?

 

Заполнение таблицы самооценки.

Сдача таблицы самооценки и карты ориентировочной основы действий на проверку.

Запись в дневник домашнего задания (параграф 33, упр. 1, 3; повторить параграфы 15, 16).

Выполняются УУД:

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

- эмпатия;

   - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения;

   -планирование учебного сотрудничества.

Личностные:

- внутренняя позиция школьника;

  - самооценка на основе критерия успешности.

Карта ориентировочной основы действий (ООД) по теме:

«______________________________________________________________»

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ
Реакция разложения
                                                ?

Задание №1. Закончить уравнения реакции. H2O________________________

Реакции замещения 

Задание № 2.  обрати внимание на правила взаимодействия

  1. активные металлы  при взаимодействии с водой образуют щелочи, вытесняя водород .

а) Конкретизировать схему:

2М  +  2H2O  =  2МOH  +  H2    _________________________________________

  1. Металлы средней активности  взаимодействуют с водой при нагревании

    с образованием оксида и выделением водорода. 

б). Закончить уравнения реакции.          а) Zn  +  H2O     ______________________

  Реакции соединения

Задание № 3. Проведите лабораторный опыт по следующему плану и оформите результаты в  виде таблицы.

№ опыта

Ход работы
(что нужно сделать)

Наблюдения
(что увидели)

Уравнения
химических реакций

1

Немного оксида кальция

положить в пробирку №1 и прилить воды, так чтобы вода покрыла

оксид кальция.

Прилейте в пробирку фенолфталеин

2

Налейте газированной воды (насыщенной углекислым газом) из емкости №1 в пробирку №2 и поместите индикаторную бумажку.

Помни: оксид + H2O  растворимое вещество

1) оксиды металлов взаимодействуют с водой, если образуется щелочь

2) оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислородсодержащие кислоты.

Реакции обмена

Задание №4. Используйте материал §33 и проанализируйте таблицу растворимости.

Почему в некоторых клетках таблицы растворимости стоят прочерки?

Закончите определение: Гидролиз -______________________________________

____________________________________________________________________

Подведем итоги:

Лист самооценки учен___  8  класса

Самооценка (по 5-бальной шкале)

1. Я умею различать простые и сложные вещества

2. Я умею называть вещества

3. Я умею составлять формулы веществ

4. Я умею расставлять коэффициенты в схемах

5. Я умею определять типы химических реакций

У меня вызывают затруднения:

Карта ориентировочной основы действий (ООД) по теме:

«______________________________________________________________»

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ
Реакция разложения
                                                ?

Задание №1. Закончить уравнения реакции. H2O________________________

Реакции замещения 

Задание № 2.  обрати внимание на правила взаимодействия

  1. активные металлы  при взаимодействии с водой образуют щелочи, вытесняя водород .

а) Конкретизировать схему:

2М  +  2H2O  =  2МOH  +  H2    _________________________________________

  1. Металлы средней активности  взаимодействуют с водой при нагревании

    с образованием оксида и выделением водорода. 

б). Закончить уравнения реакции.          а) Zn  +  H2O     ______________________

  Реакции соединения

Задание № 3. Проведите лабораторный опыт по следующему плану и оформите результаты в  виде таблицы.

№ опыта

Ход работы
(что нужно сделать)

Наблюдения
(что увидели)

Уравнения
химических реакций

1

Немного оксида кальция

положить в пробирку №1 и прилить воды, так чтобы вода покрыла

оксид кальция.

Прилейте в пробирку фенолфталеин

2

Налейте газированной воды (насыщенной углекислым газом) из емкости №2 в пробирку №2 и поместите индикаторную бумажку.

Помни: оксид + H2O  растворимое вещество

1) оксиды металлов взаимодействуют с водой, если образуется щелочь

2) оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислородсодержащие кислоты.

Реакции обмена

Задание №4. Используйте материал §33 и проанализируйте таблицу растворимости.

Почему в некоторых клетках таблицы растворимости стоят прочерки?

Закончите определение: Гидролиз -______________________________________

____________________________________________________________________

Подведем итоги:

Лист самооценки учен___  8  класса

Самооценка (по 5-бальной шкале)

1. Я умею различать простые и сложные вещества

2. Я умею называть вещества

3. Я умею составлять формулы веществ

4. Я умею расставлять коэффициенты в схемах

5. Я умею определять типы химических реакций

У меня вызывают затруднения:

Карта ориентировочной основы действий (ООД) по теме:

«______________________________________________________________»

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ
Реакция разложения
                                                ?

Задание №1. Закончить уравнения реакции. H2O________________________

Реакции замещения 

Задание № 2.  обрати внимание на правила взаимодействия

  1. активные металлы  при взаимодействии с водой образуют щелочи, вытесняя водород .

а) Конкретизировать схему:

2М  +  2H2O  =  2МOH  +  H2    _________________________________________

  1. Металлы средней активности  взаимодействуют с водой при нагревании

    с образованием оксида и выделением водорода. 

б). Закончить уравнения реакции.          а) Zn  +  H2O     ______________________

  Реакции соединения

Задание № 3. Проведите лабораторный опыт по следующему плану и оформите результаты в  виде таблицы.

№ опыта

Ход работы
(что нужно сделать)

Наблюдения
(что увидели)

Уравнения
химических реакций

1

Немного оксида кальция

положить в пробирку №1 и прилить воды, так чтобы вода покрыла

оксид кальция.

Прилейте в пробирку фенолфталеин

2

Налейте газированной воды (насыщенной углекислым газом) из емкости №3 в пробирку №2 и поместите индикаторную бумажку.

Помни: оксид + H2O  растворимое вещество

1) оксиды металлов взаимодействуют с водой, если образуется щелочь

2) оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислородсодержащие кислоты.

Реакции обмена

Задание №4. Используйте материал §33 и проанализируйте таблицу растворимости.

Почему в некоторых клетках таблицы растворимости стоят прочерки?

Закончите определение: Гидролиз -______________________________________

____________________________________________________________________

Подведем итоги:

Лист самооценки учен___  8  класса

Самооценка (по 5-бальной шкале)

1. Я умею различать простые и сложные вещества

2. Я умею называть вещества

3. Я умею составлять формулы веществ

4. Я умею расставлять коэффициенты в схемах

5. Я умею определять типы химических реакций

У меня вызывают затруднения:

                                Приложение

Вода

        Вода – самое привычное и самое необычное вещество на планете.  Нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует  другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.

Почти ¾ поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твёрдой водой – снегом и льдом – покрыто 20% суши. Поверхностные воды  сосредоточены в Мировом океане - 91% всей воды на Земле. Поверхность Мирового океана (акватория) составляет 361 млн/км квадратных. Она  в 2 раза больше площади суши, занимающей 149 млн/км квадратных. Если распределить воду ровным слоем, то она покроет Землю толщиной в 3000 метров. На каждого жителя Земли  приблизительно приходится 0,33 кубических километров морской воды и 0,008 кубических километров пресной воды. Подавляющая часть пресной воды на Земле находится в таком состоянии, которое делает её труднодоступной для человека. Почти 70% пресных вод заключено в ледниковых  покровах полярных стран и в горных ледниках, 30% - в водоносных слоях под землёй, а в руслах всех рек содержатся одновременно всего лишь 0,006% пресных вод.

              Тело человека почти на 63 – 68 % состоит из воды. Почти все биохимические реакции в каждой живой клетке – это реакции в водных растворах. С водой  удаляются из нашего тела ядовитые шлаки; вода, выделяемая потовыми железами и испаряющаяся с поверхности кожи, регулирует температуру нашего тела. Большинство обитателей земного шара и растения состоят более чем на половину из воды. Например, млекопитающие содержат 60 – 68 %; рыбы – 70 %; водоросли – 90 – 98 %.

                В растворах же (преимущественно водных) протекает большинство технологических процессов на предприятиях химической промышленности, в производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов.

                Вода – это важный источник энергоресурсов. Все гидроэлектрические станции мира, от маленьких до самых крупных,  превращают механическую энергию водного потока в электрическую исключительно с помощью водяных турбин с соединёнными с ними электрогенераторами. На атомных электростанциях  атомный реактор нагревает воду, водяной пар вращает турбину с генератором и вырабатывает электрический ток.

             От воды зависит климат планеты. Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У неё очень большая теплоёмкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдаёт его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым "выравнивает" климат. А от космического холода предохраняет Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере – в облаках и в виде паров… без воды обойтись нельзя – это самое важное вещество на Земле.

         Молекулы воды обнаружены в межзвёздном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет солнечной системы и их спутников.  

        Примерно до конца 19 века  вода считалась бесплатным неистощимым даром природы. Её не хватало только в слабо населённых районах пустынь. В 20 веке взгляд на воду резко изменился. В результате быстрого роста населения земного шара и бурного развития промышленности проблема снабжения человечества  чистой пресной водой стала чуть ли не мировой проблемой номер один. В настоящее время люди используют ежегодно около 3000 млрд кубических метров воды, и эта цифра непрерывно быстро растёт. Во многих густонаселённых промышленных районах чистой воды уже не хватает.

          В настоящее время проблема загрязнения водной среды  является очень актуальной, т.к. сейчас люди начинают забывать всем известное выражение «вода – это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает наносить вред водным объектам, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.

        Каждый житель Земли в среднем потребляет 650 м кубических воды в год (1780 литров в сутки). Однако для удовлетворения физиологических потребностей достаточно 2,5 литра в день, т.е. около 1 м кубического в год. Большое количество воды требуется сельскому хозяйству (69%) главным образом для орошения; 23% воды потребляет промышленность; 6% расходуется в быту.

      Недостаток пресной воды на земном шаре можно восполнить различными путями:  опреснять морскую воду, а также заменять ею, где это возможно в технике, пресную воду; очищать сточные воды до такой степени, чтобы их можно было спокойно спускать в водоёмы и водотоки, не боясь загрязнить, и использовать вторично; экономно расходовать пресную воду, создавая менее водоёмкую технологию производства, заменяя, где это можно, пресную воду высокого качества водой более низкого качества и т.д.

       Вода участвует во многих химических реакциях, например, в живых организмах – фотосинтез, дыхание, передвижение веществ к органам и тканям. В воде растворяются оксиды, образуя кислоты и щелочи. Гидролиз – это разложение веществ водой.

      Загрязнение нефтью и нефтепродуктами приводит к появлению нефтяных пятен, что затрудняет процессы фотосинтеза в воде из-за прекращения доступа солнечных лучей, а также вызывает гибель растений и животных. Каждая тонна нефти создает нефтяную пленку на площади до 12 кв. км. Восстановление пораженных экосистем занимает 10-15 лет.

       Загрязнение сточными водами в результате промышленного производства, минеральными и органическими удобрениями в результате сельскохозяйственного производства, а также коммунально-бытовыми стоками ведет к эвтрофикации водоемов – обогащению их питательными веществами, приводящему к чрезмерному развитию водорослей, и к гибели других водных экосистем. Загрязнение ионами тяжелых металлов нарушает жизнедеятельность водных организмов и человека.

       Кислотные дожди приводят к закислению водоемов и к гибели экосистем.

       Радиоактивное загрязнение связано со сбросом в водоемы радиоактивных отходов.

      Тепловое загрязнение вызывает сброс в водоемы подогретых вод ТЭС и АЭС, что приводит к массовому развитию сине-зелёных водорослей, так называемому цветению воды, уменьшению количества кислорода и отрицательно влияет на флору и фауну водоемов.

      Механическое загрязнение повышает содержание механических примесей.

      Бактериальное и биологическое загрязнение связано с разными патогенными организмами, грибами и водорослями непроточной водой (озер, прудов), а иногда к заболачиванию местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....

Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода,  применения опорного конспекта, сопровождается презе...

"Типы химических реакций на примере свойств воды"

Урок проводится в 8 классе по УМК О.С.Габриелян после изучения темы "Типы химических реакций"...

"Типы химических реакций на примере свойств воды"

Презентация к уроку "Типы химических реакций на примере свойсв воды"...

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

конспект открытого урока по химии "Типы химических реакций на примере свойств воды"

ОТКРЫТЫЙ УРОК в рамках конкурса «Учитель года -2018»Типы химических реакций на примере свойств водыДАТА 1.03.2018 год Учитель химии и информатики Толоконникова Евгения Викторовна2017-...