Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)
Составлена на основе примерной образовательной программы основного общего образования по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 9 класс-химия | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО __________________ ________________ Протокол №___ от «__»_______2020 | «Согласовано « Зам.директора по УР _____________ «__»_______2020 | «Утверждаю» Директор _____________ Приказ №_______ от «___» _______2020 г. |
Рабочая учебная программа
по предмету « химия »
( 9 класс общеобразовательный уровень)
________________________________________________________________
Составлена на основе примерной образовательной программы основного общего образования по химии, ориентированная на работу по учебнику О.С.Габриеляна
Учитель:
2020/2021 учебный год
- СТРУКТУРА КУРСА
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
| ||
1. | Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9-го класса | 13 |
2. | Металлы | 19 |
3. | Неметаллы | 26 |
4. | Органические вещества. Химия и жизнь. | 8 |
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | 2 |
Всего: | 68 | |
Практических работ | 6 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
1. | Осуществление цепочки химических превращений. Получение и свойства соединений металлов.(№1,2,3) |
2. | Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».№4 |
3. | Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».№5 |
4. | Получение, собирание и распознавание газов.№6 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ
№ | тема |
1. | Стартовый контроль по повторению за курс 8 класса. |
2. | Контрольная работа №2 по теме «Металлы главных и побочных подгрупп». |
3. | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы VI - VII группы главной подгруппы». |
4. | Контрольная работа № 4 по теме «Неметаллы IV – V группы главной подгруппы». |
5. | Итоговая контрольная работа. |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Ознакомление с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей (растворение Fe и Zn в HCl) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Вытеснение одного металла другим из раствора соли. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) калия; в) алюминия; г) железа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Качественная реакция на ионы Fe+2 и Fe+3, Ca+2, Ba+2 и соединений натрия и калия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Знакомство с образцами природных соединений неметаллов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Качественная реакция на хлорид-ион. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Качественная реакция на сульфат – ион. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Распознавание солей аммония. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Качественные реакции на карбонаты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Ознакомление с природными силикатами и продукцией силикатной промышленности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Изготовление моделей молекул углеводородов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Знакомство с образцами лекарственных препаратов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ
|
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЯМ
МОДУЛЬ №1 Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение
в курс 9 класса.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей. Электролитическая диссоциация и процессы окисления-восстановления.
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
МОДУЛЬ № 2 Металлы
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
МОДУЛЬ №3 Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
МОДУЛЬ №4 Органические вещества. Химия и жизнь.
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Жиры как биологически активные вещества.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Понятие о белках, их биологическая роль. Химия и пища. Химия и здоровье.
МОДУЛЬ №5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
МОДУЛЬ № 1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса» | |
Компетенции | знать/понимать основные законы химии: периодический закон Д.И.Менделеева важнейшие химические понятия: классификацию неорганических веществ |
уметь объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов составлять: генетические ряды металлов, неметаллов. | |
МОДУЛЬ № 2 «Металлы» | |
Компетенции | знать/понимать важнейшие химические понятия: металлы, металлическая кристаллическая решетка, амфотерность;коррозия, окислители, восстановители; важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, |
уметь называть изученные вещества характеризовать: химические элементы-металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов общие химические свойства металлов; определять: возможность протекания реакций с участием металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений распознавать опытным путем: катионы натрия, кальция, бария, алюминия, железа | |
МОДУЛЬ № 3 «Неметаллы» | |
Компетенции | знать/понимать важнейшие химические понятия: неметаллы, аллотропия, важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты, аммиак, минеральные удобрения |
уметь называть изученные вещества характеризовать: химические свойства элементов-неметаллов на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; | |
Модуль № 4 «Органические вещества» | |
Компетенции | знать/понимать: важнейшие химические понятия: органические вещества, химическое строение, структурная формула; важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, этанол, метанол, уксусная кислота, жиры, глюкоза, крахмал, клетчатка, белки. |
уметь составлять: формулы изученных органических соединений; определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений, | |
Модуль № 5 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» | |
Компетенции | проводить вычисления в ходе химических реакций в соответствии с требованиями стандарта; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту. |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ | Автор | Название | Год издания | Издательство |
1. | О.С.Габриелян. | Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений | 2006 | Дрофа |
2. | О.С.Габриелян. | Химия - 9 | 2008 | Дрофа |
3 | О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов | Настольная книга учителя химии 9 класс | 2007 | Дрофа |
4. | О.С.Габриелян | Контрольные и проверочные работы по химии. 9 класс | 2008 | Дрофа |
5. | О.С.Габриелян Н.П.Воскобойникова | Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы. | 2005 | Дрофа. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ | Автор | Название | Год издания | Издательство |
1. | О.С.Габриелян Н.Н. Рунов В.И.Толкунов | Химический эксперимент в школе | 2005 | Дрофа |
2. | О.С.Габриелян. | Изучаем химию. | 2001. | Дрофа. |
3. | О.С.Габриелян. | Задачи по химии и способы их решения | 2004 | Дрофа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....