Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)

Селиверстова Елена Владимировна

Составлена  на основе примерной  образовательной программы основного общего образования по химии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 9 класс-химия128.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель  МО

__________________

________________

Протокол №___ от

«__»_______2020

«Согласовано «

Зам.директора по         УР

_____________  

«__»_______2020

    «Утверждаю»

 Директор

 _____________  

Приказ №_______

  от  «___»  _______2020 г.

Рабочая учебная  программа

    по  предмету «   химия    »

( 9  класс общеобразовательный уровень)

________________________________________________________________

Составлена  на основе примерной  образовательной программы основного общего образования по химии, ориентированная  на  работу по учебнику О.С.Габриеляна

                                                                                                      Учитель:    

2020/2021 учебный год

  1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по химии. Приказ МО РФ № 1089  от 05.03.2004г. (Вестник образования России. 2004г. №12).

2.

Примерная программа основного общего образования по химии. Сборник нормативных документов. Химия \ составители: Э. Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. М. «Дрофа», 2007.

3.

О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8- 11классов   общеобразовательных учреждений. М. « Дрофа » 2006.

  1. СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Количество часов

                 

1.

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9-го класса

13                  

2.

Металлы

19                

3.

Неметаллы

26                

4.

Органические вещества. Химия и жизнь.

8                

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

 2                  

        Всего:  

68

Практических работ

6

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

1.

Осуществление цепочки химических превращений. Получение и свойства соединений металлов.(№1,2,3)

2.

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».№4

3.

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».№5

4.

Получение, собирание и распознавание газов.№6

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

тема

1.

Стартовый контроль по повторению за курс 8 класса.

2.

Контрольная работа №2 по теме «Металлы главных и побочных подгрупп».

3.

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы VI - VII группы главной подгруппы».

4.

Контрольная работа  № 4 по теме «Неметаллы IV – V группы главной подгруппы».

5.

Итоговая контрольная работа.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ

1.

Ознакомление с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями)

2.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей (растворение Fe и Zn в HCl)

3.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

4.

Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) калия; в) алюминия; г) железа.

5.

Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

6.

Качественная реакция на ионы Fe+2 и Fe+3, Ca+2, Ba+2 и соединений натрия и калия.

7.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов.

8.

Качественная реакция на хлорид-ион.

9.

Качественная реакция на сульфат – ион.

10.

Распознавание солей аммония.

11.

Качественные реакции на карбонаты.

12.

Ознакомление с природными силикатами и продукцией силикатной промышленности.

13.

Изготовление моделей молекул углеводородов.

14.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ

1.

Образцы щелочных и щелочно – земельных металлов.

2.

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

3.

Получение гидроксидов железа (II) и (III).

4.

Получение HCl и его растворение в H2O.

5.

Аллотропия серы.

6.

Взаимодействие серы с кислородом.

7.

Получение аммиака.

8.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

9.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

10.

Поглощение углем растворённых веществ или газом.

11.

Модели молекул метана и других углеводородов.

12.

Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

13.

Образцы этанола и глицерина.

14.

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки

15.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов горения.

16.

Образцы изделий из полиэтилена

17.

Горение белков (шерсти или птичьих перьев)

18.

Цветные реа
ции белков.

19.

Образцы лекарственных препаратов, образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

                                 ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЯМ

МОДУЛЬ №1 Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение

                     в курс 9 класса.

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей. Электролитическая диссоциация и процессы окисления-восстановления.

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

МОДУЛЬ № 2 Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

МОДУЛЬ №3 Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

МОДУЛЬ №4 Органические вещества. Химия и жизнь.

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Жиры как биологически активные вещества.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Понятие о белках, их биологическая роль. Химия и пища. Химия и здоровье.

МОДУЛЬ №5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

 УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

МОДУЛЬ № 1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в  

                             курс 9 класса»

Компетенции

знать/понимать

основные законы химии: периодический закон Д.И.Менделеева

важнейшие химические понятия:

классификацию неорганических веществ

уметь

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов

составлять: генетические ряды металлов, неметаллов.

МОДУЛЬ № 2 «Металлы»

Компетенции

знать/понимать

важнейшие химические понятия: металлы, металлическая кристаллическая решетка, амфотерность;коррозия, окислители, восстановители;

важнейшие вещества и материалы:  основные металлы и сплавы,

уметь

называть изученные вещества

характеризовать: химические элементы-металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов общие химические свойства металлов;
составлять: уравнения химических реакций, характерных для важнейших металлов и их соединений

определять: возможность протекания реакций с участием металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений

распознавать опытным путем: катионы натрия, кальция, бария, алюминия, железа

МОДУЛЬ № 3 «Неметаллы»

Компетенции

знать/понимать

важнейшие химические понятия: неметаллы, аллотропия,

важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты, аммиак, минеральные удобрения

уметь 

называть изученные вещества

характеризовать: химические свойства элементов-неметаллов на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять: уравнения химических реакций, характерных для важнейших неметаллов и их соединений

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

Модуль № 4 «Органические вещества»

Компетенции

знать/понимать:

важнейшие химические понятия: органические вещества, химическое строение, структурная формула; 

важнейшие вещества и материалы:  метан, этилен, этанол, метанол, уксусная кислота, жиры, глюкоза, крахмал, клетчатка, белки.

уметь

составлять: формулы изученных органических соединений; 

определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений,

Модуль № 5 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

Компетенции

проводить вычисления в ходе химических реакций в соответствии с требованиями стандарта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Автор

Название

Год издания

Издательство

1.

О.С.Габриелян.

Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений

2006

Дрофа

2.

О.С.Габриелян.

Химия - 9

2008

Дрофа

3

О.С.Габриелян,

И.Г.Остроумов

Настольная книга учителя химии 9 класс

2007

Дрофа

4.

О.С.Габриелян

Контрольные и проверочные работы по химии. 9 класс

2008

Дрофа

5.

О.С.Габриелян

Н.П.Воскобойникова

Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы.

2005

Дрофа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Автор

Название

Год издания

Издательство

1.

О.С.Габриелян

Н.Н. Рунов

В.И.Толкунов

Химический эксперимент в школе

2005

Дрофа

2.

О.С.Габриелян.

Изучаем химию.

2001.

Дрофа.

3.

О.С.Габриелян.

Задачи по химии и способы их решения

2004

Дрофа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....