Периодический закон и система Д.И. Менделеева
опыты и эксперименты по химии (8 класс)

Цыганова Елена Викторовна

Внеклассное мероприятие "Периодический закон и система Д.И. Менделеева" познакомит учащихся с жизнью и деятельностью Д.И. Менделеева. Они совершат путешествие по периодической системе. Отгадают загадки, ребусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_teme_d.i.mendeleev.docx148.1 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме:

«Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева».

Цели мероприятия:

образовательные:

- с помощью игровой формы проведения мероприятия закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках химии по данной теме.

развивающие:

- развивать логические и аналитические способности мышления, умения быстро и четко высказывать свои мысли;

-формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.

воспитательные:

-способствовать воспитанию сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-способствовать воспитанию положительного отношения и устойчивого интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, периодическая система, карточки со знаками химических элементов, конверты с названиями химических элементов, спиртовка, стеклянная палочка, химический стакан, тигельные щипцы. Реактивы: серная кислота, перманганат калия, этиловый спирт, сахарная пудра, фенолфталеин.

Ход мероприятия:

-презентация на тему «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»;

-« Что в имени тебе моем…» (Определить в честь кого или чего даны названия химическим элементам );

-химические загадки;

-математический фокус: «Загадай элемент» ( Проведя ряд математических операций определить загаданный элемент, дать ему характеристику, используя периодическую систему);

-юные лаборанты (показ учащимися занимательных опытов);

- «Заморочки из таблицы» (групповая работа учащихся с таблицей).

Ход мероприятия предполагает групповую работу учащихся, а также защиту индивидуальных самостоятельных работ таких, как презентация и выполнение практических опытов.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы собрались сегодня с вами, чтобы совершить путешествие в увлекательный мир химических элементов. В ходе этого путешествия каждый из вас сможет показать глубину своих знаний, проявить остроумие и находчивость. Пусть это мероприятие откроет для каждого из вас что-то новое и интересное, поможет расширить кругозор и повысить эрудицию. Итак мы начинаем…

Учащийся:

Мир сложен!     Он полон событий, сомнений!

И тайн бесконечных, и смелых догадок.

Как Чудо природы    Является гений!

И в хаосе этом находит порядок…

Весь мир большой:  Жара и стужа,

Планет круженье, свет зари-     Все то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.  Найдется ль правило простое,

Что целый мир объединит?  Таблицу Менделеев строит.

Природа ищет Алфавит!

Презентация   «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»

2. «Что в имени тебе моем…» Закон Д.И.Менделеева имеет графическое выражение в виде периодической системы. Основой периодической системы являются химические элементы. Элементы названы в честь небесных тел, заимствованы из мифологии, в честь государств и частей света или в честь великих ученых. Сейчас мы с вами попробуем определить откуда взяли свои имена химические элементы.

Каждая группа учащихся выбирает конверт с заданиями.

1 конверт - выбрать элементы, названные в честь ученых (слайд №1);

Химические элементы, названные в честь ученых:

  • Кюрий-в честь супругов Кюри.
  • Менделеевий- в честь Д.И.Менделеева.
  • Резерфордий-в честь Эрнесте Резерфорда.
  • Нобелий-в честь Альфреда Нобеля.

2 конверт – выбрать элементы, названные в честь стран ( слайд №2);

Химические элементы, названные в честь стран.

  • Германий - в честь Германии.
  • Рутений - в честь России.
  • Франций - в честь Франции.
  • Полоний - в честь Польши.

3 конверт – выбрать элементы, названные в честь планет (слайд №3);

Химические элементы, названные в честь планет.

  • Уран - в честь планеты Уран.
  • Плутоний - в честь планеты Плутон.
  • Нептуний - в честь планеты Нептун.
  • Гелий - в честь Солнца.

4 конверт – выбрать элементы, названные в честь мифологических героев (слайд №4)

Химические элементы, названные в честь мифологических героев.

  • Титан - в честь детей богов титанов.
  • Тантал - в честь царя, осужденного на вечные муки.
  • Прометий - в честь Прометея, подарившего огонь людям.
  • Селен - в честь богини луны Селены.

3. Химические загадки. А теперь проверим вашу смекалку и сообразительность. Попробуйте разгадать химические загадки.

( У каждой группы на столах карточки со знаками химических элементов, учащиеся, отгадав загадку, поднимают необходимую карточку).

1.В конце периода стоит,

В нем вода и та горит. (фтор)

2.Известно, что горит отлично

В нем сер, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает даже водород. (кислород)

3.Гость из космоса пришел,

И в воде приют нашел. (водород)

4.Он очень  нужен всем растеньям,

И в удобреньях многих есть.

И спички без него не смогут,

Как не хотели бы, гореть. (фосфор)

5.Давно известно человеку,

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Известна в сплавах всем она. (медь)

6.Из меня состоит все живое:

Я – графит, антрацит и алмаз,

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас. (углерод)

7.В технике сплавов нашел применение

Как стойкий и легкий металл

И наконец, в самолетостроении

Важное место занял. (алюминий)

4. Математический фокус. В древности химию называли алхимией, а людей, занимающихся, ею наделяли необычными знаниями и способностями. Сейчас я попробую вам доказать, что действительно все химики немного могут читать мысли на расстоянии.

( Учащиеся задумывают химический элемент и проводят с порядковым номером этого элемента вычисления по плану, находящемуся на столах, окончательный результат сообщают учителю, который отгадывает задуманный элемент).

План:

  1. Порядковый номер элемента удвоить.
  2. К произведению прибавить 5.
  3. Сумму умножить на 5.

Разгадка:

Кальций - №20   20*2=40    40+5=45      45*5=225

От 225 отбрасываем последнюю цифру и получаем 22. От полученного числа отнимаем 2, получаем 20. Это и есть номер задуманного элемента.

После того, как все элементы угаданы, учитель предлагает учащимся охарактеризовать эти элементы, используя таблицу Д.И.Менделеева.

5. Юные лаборанты. Химия невозможна без практического применения и сейчас наши юные лаборанты покажут, как можно использовать теоретические знания на практике.

Если ищешь новый яд

И рецепт взрывчатки,

Нужно надевать халат и еще перчатки.

Чтоб не стало никогда на душе нам пусто

Будем магии всегда постигать искусство.

Опыт №1: «Волшебная палочка»

а) В стакан со щелочью опускаем стеклянную палочку, смоченную фенолфталеином, раствор приобретает малиновую окраску.

б) К спиртовке подносим стеклянную палочку, смоченную раствором перманганата калия и концентрированной серной кислоты, спиртовка зажигается.

Опыт №2: «Секретные чернила»

На листке бумаги делаем надпись серной кислотой, бумагу подсушиваем и аккуратно подносим надпись к пламени спиртовки так, чтобы бумага не загорелась, надпись проявляется черным цветом.

Опыт №3: «Несгораемый платок»

Платок смочить водой, отжать, затем смочить спиртом, взять тигельными щипцами и поджечь. Спирт сгорает, а платок остается целым.

Опыт №4: «Эскимо в стакане»

Сахарную пудру насыпать в стакан, влить в него концентрированную серную кислоту и перемешать палочкой. Через 1-2минуты смесь потемнеет, вспенится в виде рыхлой массы и поднимется над краями стакана.

Учащиеся завершают показ опытов стихотворением:

Что химия – волшебница,   Знают все на свете.

Ждут многого от химиков    И взрослые и дети,

Но, чтоб волшебниками стать,    Нужно очень много знать.

Запомни раз и навсегда:    Не стоит слишком торопиться

Свершать опасные дела.   Смешать две жидкости – прикольно,

Но если свойства их не знать, то будет очень даже больно

И инвалидом можно стать.

Мы вывод сделаем простой –    Сначала думай головой.

Таблицу Менделеева учить  Пора настала,

Химические формулы – они всему начало.

  1. Вступительное слово.

Случилось в Петербурге это.  

Профессор университета      писал учебник для студентов…

Задумался невольно он:   «Как рассказать про элементы?

Нельзя ли тут найти закон?»

Искали многие решенье,  но, проходя лишь полпути,

бросали. Мучило сомненье:   «А можно ли закон найти?»

Мир состоит из Элементов.   (В то время их знали шестьдесят).

А сколько их всего? На это  нельзя ответить наугад.

Но не гадал, а верил он.   «Тут должен, должен быть закон!»

Упрямо он искал решенье.   Был труд, надежда и терпенье,

и вера в то, что он найдет!  Он так работал целый год.

Из кабинета не выходит:  «Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй,   но всё ж таблица не выходит…

Тогда усталостью сражён,   лёг на диван и видит сон…

То кружились,  то мелькали,  то водили хоровод,

то взрывались,  то пылали,   то шипели,   то сверкали,

то в покое пребывали:    Алюминий, Натрий, Калий,

Фтор, Бериллий, Водород…

Перепутались все свойства,   недалеко до беды.

Вдруг команда:  — Стройся, войска! –

Стали строиться в ряды.   По закону, по порядку  элементы встали в ряд.

И выходит, что в колонне  все похожие стоят!

  1. Приветствие команд.
  2. КВН

2. Конкурс «Кто быстрее?»

Какая команда назовет больше элементов, начинающихся на букву «а»?

Время – 2 мин.

(Ответ: азот, аргон, астат, актиний, алюминий, америций).

4. Конкурс «Не ошибись!»

Участвуют по одному человеку от команды. Учитель называет элемент, а ребята по очереди отвечают: металл или неметалл. Кто ответил неправильно – выбывает. Остается победитель, его команде – карточка.

(калий, кислород, алюминий, бор, медь, железо, неон, фосфор, углерод, водород, хлор, кальций, аргон, хром, мышьяк, магний, ртуть).

5. Конкурс капитанов.

1) Какие химические элементы названы в честь ученых? (Ответ: кюрий, менделевий, нобелий, фермий, борий, резерфордий, эйнштеиний)

2) Какие элементы названы в честь планет?

(Ответ: нептуний, уран, плутоний)

3) Какому металлу можно поставить в вину уничтожение целого племени?

(Ответ: золото)

4) Какие элементы названы в честь стан и континентов?

(Ответ: полоний, америций, франций, европий).

5) В названии какого элемента два слога и каждый означает название животного?

(Ответ: мышьяк)

6. Конкурс «Узнай меня?»

«Первый слог – предлог известный.  Слог второй – трудней найти:

Часть его составят цифра,   К ней добавьте букву «И».

Чтобы целое узнать,   Нужно вам металл назвать».

(Ответ: натрий).

Я – газ, простое вещество,  Двузначен номер мой.

А слог мой первый – божество,  Река – вот слог второй.

(Ответ: радон).

Двенадцать пар – не забывай!   У всех людей на свете.

В другом значенье – узкий край,  Так учат в школе дети.

Если «СЕ» ко мне прибавить,   Вмиг в металл я превращусь.

А к тому могу добавить –    В I группе окажусь.

(Ответ: серебро).

Едва ли, знаете, свободным бывает этот элемент,

Скрывается от ваших взоров в стекле, песке и хрустале.

И без сомненья вы найдете его повсюду на земле.

(Ответ: кремний).

7) Конкурс «Разгадай ребусы».

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_m71e67fb9.jpg

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_m14cc126e.jpg

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_3c738002.jpg

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_7bde6a55.jpg

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_21db4db1.jpg

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_2483f72c.jpg

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_7d4c873d.jpg

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_m48c4bc6f.jpg

Можно сделать кубик и на каждую грань наклеить ребус.

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_193e29.jpg

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_2646ffe9.jpg

(Ответ: 1. Вольфрам. 2. Марганец. 3. Цинк. 4. Купрум. 5. Мышьяк. 6. Кремний. 7.Йод. 8. Дальтон. 9.Неон. 10. Натрий.)

4. Подведение итогов. Определяются победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Обощающий урок по данной теме проводится в виде игры, с использованием элементов технологии педагогических мастерских....

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

Строение атома. Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева

Зачетный урок по химии 8 класс по типу "Вертушка" - педагогическая технология КСО...

Разработка урока по химии к 150- летию открытия Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева

1 марта 2019 г. исполняется 150 лет со дня открытия Д. И. Менделеевым периодического закона.Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения....