Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Обобщение по разделу «Неметаллы»
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Бикбаева Амина Дамировна
Технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс". К технологической карте прилагается карта самооценки, текст заданий для учащихся и решение представленных заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:

Обобщение по разделу «Неметаллы»

Предмет:

Химия

Подход

Деятельностный

Класс:

9

Тип урока:

Систематизация и обобщение знаний

Вид урока

Комбинированный

Цель урока:

Обобщить и закрепить полученные знания и навыки по разделу «Неметаллы»

Задачи урока:  

Образовательная: осуществить контроль и оценку усвоенных учащимися компетенций

  • Развивающая: выработать умение анализировать свою деятельность, определять пробелы в знаниях и пути их устранения, делать выводы на основе проделанной работы, устанавливать межпредметные связи с другими науками, создавать условия для развития познавательного интереса к предмету

Воспитательная: сформировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать дисциплинированность, четкость и организованность в работе

Планируемые результаты обучения:

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, закрепление умения критично оценивать свою работу, закрепление умения слушать одноклассников и оценивать их работу, делать выводы

Предметные: систематизация и закрепление знаний по изученным темам, закрепление умения решать задачи

Метапредметные: закрепление умения определять план действий и при необходимости корректировать его, строить работу на основе плана, закрепление умения грамотно формулировать свои мысли

УМК

«Химия. 9 класс» О.С. Габриелян, 2018 г.

Литература для учителя

«Химия. 9 класс» О.С. Габриелян, 2018 г., ЭОР издательства «Дрофа», «Настольная книга учителя. Химия. 9 класс» О.С Габриелян, И.Г. Остроумов

Литература для учащихся

«Химия. 9 класс» О.С. Габриелян, 2018 г., «Химия в схемах и таблицах» Н.Э. Варавва, «Химия в формулах. 8-11 классы. Справочные материалы» В.Г. Иванов, О.Н. Гева

Образовательная среда урока

  • Компьютер
  •  Интерактивная доска

Формы работы

Индивидуальная на местах и у доски

Этап урока, время

Форма организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Методы и приемы обучения, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (1 мин.)

Фронтальная работа

Приветствует класс, оценивает состояние кабинета, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку, называют отсутствующих.

Личностные: умение настраиваться на работу

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем

Регулятивные: умение оценить свою готовность к уроку

Устный опрос

II. Домашнее задание (1 мин.)

Фронтальная работа

Сообщает и разъясняет домашнее задание.

Уточняют задание, задают вопросы.

Познавательные: понимание задания Коммуникативные: внимательно слушать учителя.

Беседа

III. Мотивация (2 мин.)

Фронтальная работа

Задает целевую установку на урок, настраивает класс на интенсивную работу,

раздает учащимся таблицу (приложение 1), с помощью которой они по ходу урока оценивают объем своих знаний, записывают темы, требующие доработки.

Настраиваются на работу, изучают таблицу, задают уточняющие вопросы.

Личностные: умение внимательно слушать и делать выводы

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем

Регулятивные: определение плана работы на урок

Познавательные: умение делать предположения и обосновывать их

Беседа

IV. Обобщение и систематизация знаний

(35 мин.)

Самостоятельная работа на местах и у доски

Раздает задания (приложение 2) всему классу и разъясняет его. Вызывает учеников к доске для выполнения заданий, проверяет тетради учеников, которые справляются с заданиями раньше. Корректирует деятельность решающего у доски, задает уточняющие вопросы.

Изучают задания на урок, задают уточняющие вопросы, выполняют задания самостоятельно на местах и у доски, оценивают свою работу и работу одноклассников, самостоятельно отмечают достоинства и недостатки своей работы.

Личностные:

умение следовать в поведении

моральным нормам и этическим

требованиям.

Коммуникативные: умение вести диалог с одноклассниками и учителем, умение слушать и

понимать других.

Регулятивные: умение составлять план и следовать ему, умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, выделяя положительные стороны и недочёты

Познавательные: умение выделять хорошо изученные темы и темы, требующие дополнительного повторения

Индивидуальный опрос

V. Самоконтроль и самооценка (5 мин.)

Индивидуальная и фронтальная работа

Дает возможность учащимся завершить заполнение таблицы, опрашивает, какое задание учащимся кажется самым трудным, разъясняет алгоритм решения данного задания.

Заполняют таблицу, высказывают свое мнение о заданиях, совместно с учителем разрабатывают алгоритм решения заданий.

Личностные: умение оценивать свою работу

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, умение чётко выражать свои мысли

Регулятивные: в

Познавательные: умение определять свои сильные и слабые стороны в плане обучения, видеть и признавать свои недостатки в учёбе

Фронтальный опрос, беседа

VI. Рефлексия (1 мин.)

Фронтальная работа

Подводит итог урока, отвечает на вопросы учеников, сообщает названия дополнительной литературы для подготовки к контрольной работе.

Задают учителю вопросы, оставшиеся после решения заданий, записывают названия дополнительной литературы для подготовки к контрольной работе.

Личностные: умение оценивать свою работу

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников

Регулятивные: умение определять пути решения возникших трудностей

Познавательные: умение систематизировать полученные знания и умение делать выводы на основе проделанной работы

Фронтальный опрос

Приложение 1

Таблица самоконтроля

Что я знаю/умею (темы по разделу «Неметаллы», свойства элементов и их соединений, способы получения, решать задачи, составлять уравнения реакций, и т.д.)

Что мне нужно выучить/повторить (темы по разделу «Неметаллы», свойства элементов и их соединений, способы получения, решать задачи, составлять уравнения реакций, и т.д.)

Приложение 2

Задания на урок

1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

SiO2 → Si → Ca2Si → SiH4 → SiO2 → Si

                                                      ↓

                                      Na2SiO3

                                            ↓

                                        H2SiO3

Рассмотрите реакции окисления-восстановления

2.  Сокращенному ионному уравнению   Ba2+ + SO42- 🡪 BaSO4 соответствует  

взаимодействие между:     1) фосфатом бария и раствором серной кислоты

                                              2) растворами сульфата натрия и нитрата бария

                                              3) растворами гидроксида бария и серной кислоты

                                              4) карбонатом бария и раствором серной кислоты

3. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения осуществимых реакций между веществами:

1) H2SO4 + KOH =

2) Ba3(PO4)2 + CaCO3 =

3) AgNO3 + KCl =

4) NH4Cl + NaOH =

4. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:

       1) медь 🡪 сульфат меди (II)      3) карбонат натрия 🡪 оксид углерода (IV)

       2) углерод 🡪оксид углерода (IV)    4) хлорид серебра 🡪  хлороводород

        

5. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель:

Mg+H2SO4(конц.) →

Cu + HNO3(разб.) →

6. Реакция, уравнение которой  3N2 + H2 <=> 2NH3 + Q,  относят к реакциям:

      1) обратимым, экзотермическим       3) обратимым, эндотермическим

      2) необратимым, экзотермическим    4) необратимым, эндотермическим

7. Дайте полную характеристику реакциям

2NO + O2 ↔ 2NO2 + Q

         

          MnO2

2H2O2 → 2H2O + O2 - Q

8. Какой объем газа (н.у.) выделится при полном сгорании 600 г  угля?

9. Вычислите объем хлороводорода, который образуется при взаимодействии 150 л хлора с 200 л водорода. Какой газ взят в избытке? Вычислите объем, который займёт избыток этого газа.

10. Рассчитайте массу 68%-й азотной кислоты, которую можно получить из 276 кг (н.у.) оксида азота (IV).

11. Вычислите объем хлора (н.у.), который потребуется для вытеснения всего иода из 300 г 15%-го раствора иодида калия. Вычислите количество вещества новой соли, которое при этом образуется.

12. Напишите качественные реакции на сульфат-анионы, сульфит-анионы и сульфид-анионы, PO43- - анион, карбонат-анионы.

Решение:

1. 1) Si+4O2 + Mg0 = Mg+2O + Si0

Si+4 + 4e → Si0       │1 │ок-ль, вос-ние

Mg0 – 2e → Mg+2   │2 │во-ль, ок-ние

SiO2 + 2Mg = 2MgO + Si

2) Si0 + Ca0 = Ca2+2Si-4

Si0 + 4e → Si-4      │1 │ок-ль, вос-ние

Ca0 – 2e → Ca+2   │2 │воc-ль, ок-ние

Si + 2Ca = Ca2Si

3) Ca2Si + 2H2SO4 = 2CaSO4 + SiH4

4) Si-4H4 + O20 = Si+4O2 + H2O-2

Si-4 - 4e → Si+4     │1 │вос-ль, ок-ние

O20 + 4e → 2O-2   │1 │ок-ль, вос-ние

SiH4 + O2 = SiO2 + 2H2O

5) Si+4O2 + C0 = C+2O + Si0

Si+4 + 4e → Si0 │1 │ок-ль, вос-ние

C0 - 2e → C+2   │2 │вос-ль, ок-ние

SiO2 + 2C = 2CO + Si

6) SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O

7) Na2SiO3 + 2HCl = H2SiO3↓ + 2NaCl

2. 2    Na2SO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4↓ + 2NaNO3

3. 1) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + H2O

2H+ + SO42- + 2K+ + OH- = 2K+ + SO42- + H2O

2H+ + OH- = H2O

2) реакция не идет, 2 осадка не взаимодействуют друг с другом

3) AgNO3 + KCl = AgCl↓ + KNO3

Ag+ + NO-3 + K+ + Cl- = AgCl↓ + K+ + NO-3

Ag+ + Cl- = AgCl↓

4) NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O

NH4- + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + NH3↑ + H2O

NH4- + OH- = NH3↑ + H2O

4. 1    Cu + 2H2SO4(конц) = CuSO4 + SO2 + H2O

5. 1) Mg0 + H2S+6O4(конц) = Mg+2SO4 + H2S-2 + H2O

S+6 + 8e → S-2        │1 │ок-ль, вос-ние

Mg0 – 2e → Mg+2   │4 │вос-ль, ок-ние

4Mg + 5H2SO4(конц) = 4MgSO4 + H2S + 4H2O

2) Cu0 + HN+5O3(разб) = Cu+2(NO3)2 + N+2O + H2O

Cu0 - 2e → Cu+2      │3 │вос-ль, ок-ние

N+5 + 3e → N+2       │2 │ок-ль, вос-ние

3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O

6. 1

7. 1) 2N+2O + O02 ↔ 2N+4O-22 + Q

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции: реакция образования

По изменению степени окисления: с изменением СО, ОВР

По тепловому эффекту: экзотермическая

По направлению протекания реакции: обратимая

По наличию катализатора: некаталитическая

По агрегатному состоянию веществ: гомогенная

2)     MnO2

2H2O-12 → 2H2O + O20 - Q

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции: реакция разложения

По изменению степени окисления: без изменения СО, не ОВР

По тепловому эффекту: эндотермическая

По направлению протекания реакции: необратимая

По наличию катализатора: каталитическая

По агрегатному состоянию веществ: гетерогенная

8. Дано:               Решение:

m(C) = 600 г    2С + O2 = 2CO

V(газа) - ?        n(C) =  =  = 50 моль

                          n(CO) = n(C) = 50 моль

V(CO) = Vm  n = 22,4 л/моль  50 моль = 1120 л

Ответ: V(CO) = 1120 л.

9. Дано:                 Решение:

V(Cl2) = 150 л    Cl2 + H2 = 2HCl

V(H2) = 200 л     n(Cl2) =  =  = 6,7 моль

           V(HCl) - ?          n(H2) =  =  = 8,9 моль

           V(изб. газа) - ?  В избытке – водород, расчет ведем по недостатку, т.е. по хлору

                                      n(HCl) = 2n(Cl2) = 13,4 моль

                                 V(HCl) = Vm  n = 22,4 л/моль  13,4 моль = 300,16 л

                                Ответ: V(HCl) = 300,16 л

10. Дано:                 Решение:

ω(HNO3) = 68%      4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 

m(NO2) = 276 кг      n(NO2) = ; M(NO2) = 46 кг/кмоль

m(HNO3) - ?             n(NO2) =  = 6 кмоль

                            n(HNO3) = n(NO2) = 6 кмоль

                            m(HNO3) = n  M; M(HNO3) = 63 кг/кмоль

                            m(HNO3) = 6 кмоль  53 кг/кмоль = 378 кг

                            ω =   100%

                             m(р-ра HNO3) =   100% =   100% = 555,9 кг

                             Ответ: m(р-ра HNO3) = 555,9 кг

11. Дано:                      Решение:

m(р-ра KI) = 300 г     2KI + Cl2 = 2KCl + I2

ω(р-ра KI) = 15%       ω =   100%

V(Cl2) - ?                      m(в-ва KI) = m(р-ра)  ω = 300 г 0,15 = 45 г

n(KCl) - ?                      n(KI) = ; М(KI) = 166 г/моль

      n(KI) =  = 0,27 моль

      n(Cl2) = ½ n(KI) = 0,135 моль

      V(Cl2) = Vm  n = 22,4 моль/л  0,135 моль = 3,024 л

    n(KCl) = n(KI) = 0,27 моль

    Ответ: V(Cl2) = 3,024 л; n(KCl) = 0,27 моль

12. На сульфат-анионы – взаимодействие с растворимыми солями бария, сульфат бария выпадает в осадок белого цвета:

Na2SO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4↓ + 2NaNO3 

На сульфит-анионы – взаимодействие сульфит-аниона с сильной кислотой, в результате реакции выделяется сернистый газ с характерным запахом жженых спичек:

BaSO3+ 2HNO3 = Ba(NO3)2 +SO2↑ +H2O

На сульфид-анион – 1) взаимодействие сульфид-аниона с сильной кислотой, в результате реакции выделяется сероводород с характерным запахом тухлых яиц:          

Na2S + HCl = H2S↑ + NaCl;

2) взаимодействие с растворимыми солями цинка, свинца, марганца и т.д., образуются осадки определенного цвета (ZnS – белый осадок, PbS – черный,  MnS – розовый):

Pb(NO3)2 + Na2S = PbS↓ + 2NaNO3 

На фосфат-анион – взаимодействие с растворимыми солями серебра, в результате реакции выпадает желтый осадок фосфата серебра:

Na3PO4 + 3AgNO3= Ag3PO4↓ +3 NaNO3

На карбонат-анион – взаимодействие карбоната кальция с сильной кислотой, в результате происходит выделение пузырьков газа:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологическая карта урока химии. 9 класс.

Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...

Технологическая карта урока химии 8 класс

Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...

Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...