Практические работы по химии
опыты и эксперименты по химии (9 класс)

Инструктивные карты к практическим работам по химии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_raboty_po_himii_9_klass.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Инструктивная карта №1

Практическая работа №1

           Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности!

Ход работы

ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте  в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан  - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций.  Какая из реакций самая быстрая и почему?

ОПЫТ 2. Влияние концентрации  реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?

ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте  немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

ОПЫТ 4. Влияние температуры.

В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

ОПЫТ 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

Сделайте общий вывод о проделанной работе.

              Инструктивная карта №2

Практическая работа №2 

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Цель: научиться экспериментально решать задачи по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов», соблюдая правила техники безопасности.

         Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, цинк, соляная кислота, хлорид магния, гидроксид натрия, карбонат натрия, сульфат натрия, хлорид железа (III).

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности!

Ход работы

Задача 1. Налейте в пробирку 1-2 мл соляной кислоты и опустите в неё кусочек цинка. Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде, покажите переход электронов  и объясните, что в этой реакции является окислителем.

Задача 2. В трёх пробирках дан раствор хлорида магния. В каждую из пробирок последовательно прилейте следующие растворы: а) гидроксида натрия; б) сульфата натрия; в) карбоната натрия. Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Задача 3. Даны растворы: карбоната натрия и соляной кислоты. Слейте эти растворы. Опишите, что наблюдали. Составьте уравнение соответствующей реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Задача 4. Пользуясь растворами, находящимися на столе, получите гидроксид железа (III).

Сделайте общий вывод о проделанной работе.

        Инструктивная карта №4

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Цель: научиться решать экспериментальные задачи по теме «Кислород и сера», продолжить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая технику безопасности.

Оборудование и реактивы: хлорид бария, сульфат натрия, серная кислота, хлорид натрия, лакмус, гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид натрия, цинк, нитрат серебра, сульфат меди (II), сульфид калия, бромид калия, сульфит калия, нитрат меди (II), штатив с пробирками.

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности!

Ход работы

Задача 1. Даны пробирки с растворами: №1 – серная кислота, №2 – сульфат натрия, №3 – хлорид натрия. Опытным путём докажите, что  в данных пробирках находятся указанные вещества (в первую пробирку добавьте лакмус, во вторую пробирку – хлорид бария, в третью – нитрат серебра). Опишите наблюдаемые явления и запишите соответствующие уравнения химических реакций.

Задача 2. Дан раствор сульфата меди (II). Получите из него раствор хлорида меди (II) (в пробирку с сульфатам меди (II)  добавьте гидроксид натрия, к полученному осадку добавьте соляную кислоту). Опишите наблюдаемые явления и запишите соответствующие уравнения химических реакций.

Задача 3. Даны три пронумерованные пробирки, в которых находятся следующие соли: №4- сульфид калия, №5 – сульфит калия, №6 – бромид калия. Определите при помощи характерных реакций каждое из данных веществ (в пробирку №4 добавьте нитрат меди (II), в пробирку №5 – соляную кислоту, в пробирку №6 – нитрат серебра). Опишите наблюдаемые явления и запишите соответствующие уравнения химических реакций.

Задача 4. Проделайте опыты по осуществлению следующих превращений:

  1. Цинк → хлорид цинка → гидроксид цинка

(в пробирку с цинком добавьте соляную кислоту, после протекания химической реакции к полученному раствору добавьте гидроксид натрия). Опишите наблюдаемые явления и запишите соответствующие уравнения химических реакций.

Сделайте общий вывод о проделанной работе.

Инструктивная карта №5

Практическая работа №5

Получение аммиака и изучение его свойств.

Цель: получить аммиак, изучить свойства водного раствора аммиака, продолжить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая технику безопасности.

Оборудование и реактивы: гидроксид кальция, хлористый аммоний, водный раствор аммиака,  соляная кислота, хлорид алюминия, фенолфталеин, индикаторная бумага, газоотводная трубка, лабораторный штатив, спиртовка, фарфоровая ступка, вода,  штатив с пробирками.

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности!

Ход работы

  1. Получение аммиака.

     В фарфоровой ступке хорошо перемешайте приблизительно равные объёмы кристаллического хлорида аммония и порошка гидроксида кальция (объемом по одной ложечке). Приготовленную смесь насыпьте в пробирку, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и закрепите в лапке штатива. При закреплении прибора в лапке штатива обратите внимание на наклон пробирки относительно ее отверстия (рис.19 стр.72 учебника). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем нагрейте в том месте, где находится смесь. О выделении какого газа свидетельствуют ваши наблюдения? (запах, изменение окраски индикаторной бумаги). Опишите наблюдаемые явления и запишите уравнение соответствующей реакции.

     2. Свойства водного раствора аммиака.

    1. В пробирку налейте 2—3 мл водного раствора аммиака и добавьте 2—3 капли раствора фенолфталеина. Каков цвет раствора? О каких свойствах водного раствора аммиака свидетельствует его действие на индикаторы? Нагрейте этот раствор до кипения. Как изменится окраска раствора? Чем вызвано это изменение? Напишите уравнение реакции.

    2. Налейте в пробирку 2—3 мл водного раствора аммиака. Добавьте 2—3 капли раствора фенолфталеина и приливайте по каплям раствор соляной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Почему исчезла окраска? Напишите уравнение реакции.

   3. В пробирку налейте 2—3 мл водного раствора хлорида алюминия и добавьте еще столько же водного раствора аммиака. Опишите наблюдаемые явления и запишите уравнение соответствующей реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Сделайте вывод о проделанной работе.

      Инструктивная карта №6

Практическая работа № 6

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.  Распознавание карбонатов

Цель: получить оксид углерода (IV), провести его качественное подтверждение, определить по характерным реакциям карбонаты.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, мел, пробка с газоотводной трубкой, соляная кислота, известковая вода, карбонат калия, силикат натрия,  хлорид цинка, нитрат серебра.

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности!

Ход работы

Получение оксида углерода (IV) и определение его свойств.

      1. Поместите в пробирку несколько кусочков мела и прилейте немного разбавленной соляной кислоты.  2.    Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2—3 мл известковой воды.  3.     Несколько минут продолжайте пропускать газ.

Задания. 1. Что происходит, если на мел подействовать соляной кислотой? 2. Почему при пропускании газа через раствор известковой воды происходит помутнение? 3.Опишите наблюдаемые явления и  запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Распознавание карбонатов.

       В трёх пробирках даны растворы веществ: №1 -  хлорид цинка, № 2 - карбонат калия, № 3 - силикат натрия. Опытным путём докажите, что  в данных пробирках находятся указанные вещества (в первую пробирку добавьте нитрат серебра, во вторую пробирку – соляную кислоту, в третью пробирку – соляную кислоту). Опишите наблюдаемые явления и запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

      На основе выполненных опытов сделайте вывод, что является характерной качественной реакцией на карбонат-ион.

Сделайте общий вывод о проделанной работе.

Инструктивная карта №7

Практическая работа № 7

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Цель: научиться решать экспериментальные задачи по теме «Металлы и их соединения», продолжить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая технику безопасности.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, соляная кислота, серная кислота, гидроксид натрия, карбонат кальция, медь,  алюминий, железо, хлорид железа (III).

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности!

Ход работы

Задача 1

Даны  металлы: медь, алюминий, железо. Опытным путем докажите, какие из них растворяются в соляной кислоте. Опишите наблюдаемые явления и запишите соответствующие уравнения химических реакций.

    Задача 2

Осуществите экспериментально следующие превращения:

CaCO3 → CaCl2 → Ca(OH)2 → CaSO4

(в пробирку с CaCO3 добавьте соляную кислоту, к полученному раствору добавьте гидроксид натрия, к полученному осадку добавьте серную кислоту). Опишите наблюдаемые явления и запишите соответствующие уравнения химических реакций, для первой реакции составьте уравнение в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Задача 3

 Дан раствор хлорида железа (III). Получите из него гидроксид железа (III) (в пробирку с хлоридом железа (III)  добавьте гидроксид натрия). Опишите наблюдаемые явления и запишите уравнение химической реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Сделайте общий вывод о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие. лабораторно-практические работы по химии

в данном пособии приводятся инструкции по лабораторным и практическим работам по ФГОС Нового поколения...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Практическая работа по химии "Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

Предложенный  материал представляет собой методическую разработку урока по химии по программе О.С.Габриеляна. В конспекте  описаны все этапы урока с предполагаемой деятельностью обучающихся....

Практическая работа по химии"эксперементальное решение задач по неорганической химии"

Конспект урока«Экспериментальное решение задач по неорганической химии»  Цели урока:Обучающая: обобщить знания обучающихся о качественных реакциях  на  неорганические веществ...