Урок 24. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов химические свойства, генетическая связь»
план-конспект урока по химии (10 класс)

Журов Денис Васильевич

Урок 24. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов химические свойства, генетическая связь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 24. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов: химические свойства, генетическая связь»

Химические свойства

Повторите важнейшие химические свойства монофункциональных производных углеводородов.

Галогенопроизводные

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/563efa6f866a156b263fbe0a9705298b.gif?width=196&height=21http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/57f092d4c4d77ceb25d25698c032dbe3.gif?width=284&height=58

Приведенные примеры реакций являются иллюстрацией химической активности большинства моногалогенопроизводных углеводородов, которые используются для осуществления разнообразных промышленных синтезов.

Амины

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/84e260c849d2ef795e6cd18b25dfc632.gif?width=218&height=26http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/3c8aaa186d933d6c571a73956cf127ca.gif?width=430&height=54http://edu.internet-school.ru/cas/2fb397f50401ae9d3b95a0e3949069b1.jpgЭту банку с диизопропиламином (CH3)2CH ― NH ― CH(CH3)2 хранили неплотно закрытой рядом с соляной кислотой, и на ее крышке вскоре выросла шапочка из кристаллов соли [(CH3)2CH ― NH2 ― CH(CH3)2]+Cl-.

Спирты, фенолы

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/e062efbe054f1114d6696bb5ace97d22.gif?width=99&height=21

1. Кислотные свойства

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/037d9ee29d0f8132dd42a9d9f8ef00dd.gif?width=327&height=91

http://edu.internet-school.ru/cas/3ff25cfd662d271f5c702dc3ee213d0c.gif

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/1c6d0bc796f20fbece4b7c0dda25d632.gif?width=261&height=31

3. Дегидратация (спирты)

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/4bf99c9f81856aa93163af8418d408ce.gif?width=266&height=75

4. Окисление (спирты)

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/d801216fdf13d62c4c185d99db2a5c77.gif?width=296&height=30

Примечание

Спирты горят (полное окисление) с образованием СО2 и Н2О. При мягком окислении одноатомных спиртов с использованием прокаленной медной проволоки на её поверхности образуется налёт меди характерного цвета.

Альдегиды

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/a5a737e80b8929d723286b4e08509745.gif?width=94&height=56

1. Присоединениеhttp://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/532f548625b59014df429f19c38447ff.gif?width=228&height=492. Окислениеhttp://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/71eb8a82912128c44fd993f9ce1c2fdc.gif?width=322&height=49

http://edu.internet-school.ru/cas/806f7be579a3db6c56faf061baa02119.jpg
Серебряное зеркало

Примечание:

Реакции окисления альдегидов аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала») и окисление гидроксидом меди(II) с образованием красного осадка используют для качественного обнаружения альдегидов.

Карбоновые кислоты

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/3330a10f07d0692a6cd1f27d42b10671.gif?width=356&height=109

1. Кислотные свойства (слабые электролиты)

Действие на индикаторы, Ме до Н2, основные и амфотерные оксиды и гидроксиды, соли более слабых кислот.

2. Этерификация

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/e17a8f8fffa8b2c2e88555116c2bf4d9.gif?width=409&height=51

3. Замещение (галогенирование)

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/13979fe6ae92c42c67815197b6788105.gif?width=339&height=49

Примечание:

Муравьиная кислота http://edu.internet-school.ru/cas/bfb3101e87effc97038af695359589a0.gif проявляет также и свойства альдегида.

Сложные эфиры

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/b2639aaa25f4639f9f3c0be752f965f4.gif?width=131&height=52

Гидролиз

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/8b12ee661891dfedd61970abe10ac9cc.gif?width=381&height=52

Примечание:

Щелочной гидролиз сложных эфиров называют также «омылением».
Жиры — это тоже сложные эфиры.

Взаимное влияние атомов

Характерные химические свойства по-разному проявляются у отдельных представителей каждого класса веществ, т. к. сказывается влияние атомов друг на друга.

Используя приведенные данные, вспомните влияние углеводородного радикала R на свойства веществ.

• Влияние R на основные свойства аминов (сравните с аммиаком)http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/8fca168feb36994573387d9341015820.gif?width=445&height=138Справка

Кд — константа диссоциации — характеризует способность основания, кислоты, воды образовывать в растворе ионы. Чем больше константа диссоциации, тем больше соответствующих ионов образуется в растворе электролита и тем он сильнее.

Основные свойства от анилина к аминометану  .

• Влияние R на кислотные свойства карбоновых кислот (проанализируйте данные таблицы)

Кислота

Кд

http://edu.internet-school.ru/cas/474ab721f3bd9e4f33a287033e4364ed.gif COOH http://edu.internet-school.ru/cas/0803d35806e68f8580cd212a796bd64a.gif R-COO- + H+

HCOOH
муравьиная

17,7 × 10-5

CH3COOH
уксусная

1,75 × 10-5

CH3CH2COOH
пропионовая

1,34 × 10-5

С увеличением R кислотные свойства карбоновых кислот ... ослабевают.

Качественные реакции

Особое место среди химических реакций органических веществ занимают качественные реакции. Повторите их по ниже приведенной таблице.

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/f9f8af378d12fddb8beaf66f944cf0cc.gif?width=523&height=490

Разберите решение экспериментальной задачи.

Определите с помощью качественных реакций, в какой из пробирок находятся водные растворы фенола, уксусной кислоты, муравьиной кислоты.

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/2c642a1bf188c5a7c6cc5d45be83d453.gif?width=530&height=177

Проведем экспериментальное распознавание веществ в соответствии с приведенным планом.

Генетическая связь веществ

Генетическая связь веществ

Что общего есть в молекулах этана, хлорэтана, этанола, этаналя, этановой кислоты? Правильно, молекулы этих веществ содержат 2 атома углерода. Они образуют генетический ряд этана:

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/66a7fc516ccf377de6a8ed8efc65261c.gif?width=421&height=52

Укажите реагенты, а также типы и (или) названия реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по генетическому ряду этана.

Проверь себя

http://edu.internet-school.ru/cas/17dce6adc61e94b96b09eedf51f17c64.jpg

1. Замещение, хлорирование

2. Щелочной гидролиз

3. Мягкое окисление

4. Окисление, реакция «серебряного зеркала»

А это генетический ряд бензола:

http://edu.internet-school.ru/thumbnails/cas/6eb81ff1775135731df1aca7732e8983.gif?width=435&height=51

Укажите реагенты, а также типы и (или) названия реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по генетическому ряду бензола.

Проверь себя

http://edu.internet-school.ru/cas/b285d1f6692b7b096bf47f57efc92acd.jpg

1. Замещение, хлорирование

2. Щелочной гидролиз

3. Замещение, нитрование

4. Восстановление

Каждое превращение в этих цепочках отражает какое-либо свойство вещества. Но путем химических превращений могут быть получены органические вещества и с отличающимся числом атомов углерода в их молекулах.

В этом заключается генетическая связь этих веществ. Например:

CH4 http://edu.internet-school.ru/cas/d80aed1ac757a323f36300d0999840ac.gif C2H2 http://edu.internet-school.ru/cas/d80aed1ac757a323f36300d0999840ac.gif C6H6

Генетическая связь веществ — более общее понятие (в отличие от генетического ряда), она отражает единство мира веществ, лежит в основе их получения, применения, объяснения влияния веществ на организм человека и окружающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме "Железо: физические и химические свойства". 9 класс

Методическая разработка урока химии. Урок включает проведение лабораторной работы по изучению физических и химических свойств  железа  с использованием  электронных образовательных ресу...

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ " УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА"

КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ "УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА" К УЧЕБНИКУ  О.С,ГАБРИЕЛЯНА, СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС...

Урок 23. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов строение, физические свойства»

Урок 23. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов строение, физические свойства»...