Урок химии по теме "Типы реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Яковлева Надежда Ивановна

Урок открытия новых знаний в 8 классе по теме "Типы химических реакций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himi_plan.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Подготовила

 учитель химии

 МКОУ «Скороднянская СОШ»

Яковлева Н.И.

Предмет:           Химия

Класс:               8

Автор УМК:     Габриелян.О.С.

Тема урока: "Типы химических реакций. Реакции обмена."

Тип урока:     комбинированный

 Цели урока:

Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.

Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.

Воспитательные -формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.

Задачи:

1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.

Планируемые результаты:

 урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

      1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

       2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.

       3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

      4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, демонстрационное оборудование (штатив с порбирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди, карбонат кальция, индикатор)

Хронометраж  урока:

  • Организационный момент ……………………………… 1 мин.
  • Актуализация опорных знаний …………………………10 мин.
  • Мотивация учебной деятельности     …………………….5 мин.
  • Изучение нового материала …………………………….. 15 мин. (физкультминутка)
  • Первичное закрепление знаний ………………………… 10 мин.
  • Рефлексия ………………………………………………….2 мин.
  • Подведение итогов урока.

      Информация о домашнем задании ……………………..  2 мин.

Ход урока.

I. Организационный момент.(1 мин)

Приветствие.

Мы – умные, мы – дружные,

Мы – внимательные, мы – старательные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится!

II.Актуализация опорных знаний (10 мин)

1.Вставьте пропущенное слово:

Реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько других, более простых  веществ называются реакциями ….

Реакции между простым и сложным веществом, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества, называются реакциями ….

Реакции, в которых из нескольких простых  или сложных  веществ образуется одно более сложное  вещество, называются реакциями….

2.Соотнесите типы химических реакций и схемы реакций:

1 вариант

2 вариант

1. соединения

А. Fe + O2 → FeO

1. соединения

А. CuO + Al → Al2O3 + Cu

2. разложения

Б. PbCl2 + Zn→ Pb + ZnCl2

2. разложения

Б. N2 + O2 → NO

3. замещения

В. Fe + HCl → FeCl2 + H2

3. замещения

В. MgCO3 → MgO + CO2

 

Г. H2O → H2 + O2

 

Г. Li + N2 → Li3N

 

Д. SO2 + H2O → H2SO3

 

Д. Zn + HCl → ZnCl2 + H2

 

Е. KNO3 → KNO2 + O2

 

Е. Al(OH)3 →Al2O3 + H2O

Напишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты.

3.Запишите уравнения следующих реакций

Хлорид меди(II) + алюминий→хлорид алюминия +медь

Кальций + кислород→ оксид кальция

Гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода

Расставьте коэффициенты

III. Мотивация учебной деятельности

1) 2HgO = 2Hg + O2

2) CaCO3 = CaO + CO2

3) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4

4) CuO + H2 = Cu + H2O

5) 2H2 + O2 = 2H2O

6) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O

7) BaO + SO2 = BaSO3

Определите тип химических реакций, уравнения которых здесь  записаны. Все ли вы реакции смогли отнести к какому –либо типу.

Какое уравнение осталось?

Обратили вы внимание на состав веществ?

Что происходит во втором случае? (обмен составными частями)

Совершенно верно происходит обмен.

Сформулируйте тему урока?

Записать тему урока в тетради.

IV. Изучение  нового материала.

Попробуйте сформулировать определение реакций обмена? Если вы испытываете затруднения, обратитесь к тексту параграфа 32 на с. 165.

(записать в тетрадь)

Проведём с вами небольшой  эксперимент.

А теперь уберем учебники и тетради на край стола, пододвинем лотки с реактивами и выполним аналогичный опыт на местах.

Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

             Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

             Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!

Демонстрационный опыт №1 «Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом  кальция».

К какому классу соединений относится кабонат кальция?

Назвать признак химической реакции? (выделение пузырьков газа). Какой это газ?

Записать уравнение химической реакции  (1 обучающийся у доски, остальные в тетради).

Как мы обозначим выделение газа?

Демонстрационный опыт №2 «Взаимодействие раствора гидроксида натрия с сульфатом меди».

Каким был раствор сульфата меди? Что произошло после того, как  добавили  раствор гидроксида натрия

 Расставьте коэффициенты в уравнении  химической реакции, назовите образовавшиеся соединения:

CuSO4 + NaOH  → Cu(OH)2 + Na2SO4 

По какому признаку вы определили, что протекает химическая реакция?(образовался осадок голубого цвета)

Записать уравнение химической реакции на доске.

Демонстрационный опыт №3

Взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия в присутствии индикатора – фенолфталеина.

ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции.

Какие изменения мы видим? Как изменилась среда раствора?

HCl+NaOH→NaCl + H2O

Подведем  итог: в каких случаях химические реакции идут до конца?

Физкультминутка

Если выделится газ-

 Это раз;

 И получится вода -

 Это два;

 А еще - нерастворимый

 Осаждается продукт…

 "Есть осадок", - говорим мы.

 Это третий важный пункт.

 Химик "правила обмена"

 Не забудет никогда:

 В результате - непременно

 Будет газ или вода,

 Выпадет осадок –

 Вот тогда порядок! 

Давайте подумаем!!! Где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?

(Взаимодействие уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия)

  • Разрыхлители теста.
  • Определение качества воды.
  • Устранение жесткости воды.
  • Определение качества продуктов питания.
  • Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе.

И это далеко не полный перечень областей применения реакций обмена. Т.Е сделайте вывод: жизнь современного человека немыслима без реакций обмена!!!

Показать:

Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:

NaCl + KOH  =      NaOH+KCL

Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице  растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали располагаются анионы, а  в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl  растворимы, следовательно реакция не протекает до конца).

Какие из реакций обмена будут протекать до конца?

BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl

Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2+NaNO3

Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3

FeCl3 + 3NaOH →3NaCl + Fe(OH)3                                                          

А чтобы узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде. Эта таблица находится на форзаце учебника.

V. Закрепление изученного материала.

Игра «Что лишнее?»
1. 2Н
2  +  О2 =  2Н2О                            3. NaOH + HCl = NaCl + H2O
СаО + СО
2 = СаСО3                             Zn(OH)2 = ZnO +H2O
СuО + Н
2 = Cu + Н2О                           2H2O = 2H2 + O2

2. MgCO3 = MgO + CO2                      4.  CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Mg + 2HCl = MgCl
2 + H2                      CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu
2Na + 2H
2O = 2NaOH + H2                  NaOH + HCl = NaCl + H2O

Задание на «3» «Синяя снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + Cr2O3 —> Al2O3 + Cr

 

б) Li + N2 —> Li3N

 

в) K2S + CuCl2 —> CuS  + KCl

 

г) N2O —> N2 + O2

 

Задание на «4» «Голубая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Ca + Cl2 —> ..........

 

б) HNO3 + Cu(OH) 2 —> ..........

 

в) Mg + FeCl3 —> ..........

 

г) NaCl —> ..................

 

Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций 

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Mg + O2 —> ..........

 

б) Fe3O4 + Al —> ..........

 

в) H3PO4 + HCl —> ..........

 

г) Ba(OH)2 + H2SO4 —> ..........

 

д) H2O —> ...............

 

 

Учитель. Кто желает у доски выполнить задания?

Желающие работают у доски, остальные на своих местах пишут уравнения в схеме-конспекте.

Задание  «Крестики-нолики». За 30 с необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения

Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

4AgNO3 = 2Ag2O + 4NO2 + O2

Cl2 + 2KI = 2KCl + I2

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4  + 2NaCl

2Zn + O2 = 2ZnO

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

Cu(OH)2 = CuO + H2O

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2

 

 «Письмо»

Учитель. Ребята, пока мы преодолевали этапы, нам по химической почте пришло видеописьмо. Давайте узнаем, что в нем.

Это письмо от одного из персонажей пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», от Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Все знают этого судью, но не все знают, что он очень увлекается химией. Вот что он сообщает.

Видеофрагмент:

«Многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса!

Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, соляной кислоты, карбоната натрия, хлорида алюминия, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен. Искренне ваш коллега – судья А.Ф. Ляпкин-Тяпкин. 
Р. S. Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы».

Задача

В результате реакции обмена получили гидроксид меди(II) массой 48 г. Какому количеству вещества соответствует такая масса гидроксида меди?

Проверочная работа. (Работа в парах с последующей взаимопроверкой. )

1 вариант

  1. Расставьте коэффициенты и определите тип реакции в следующих уравнениях реакций:
    А) Cu + O
    2 =
    Б) NaOH + HNO
    3 =
    В) H
    2 + CuO =
    Г) Ag
    2O =
    Д) MgO + HF =
  2. Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты и укажите их тип:
    а) нитрат серебра + хлорид железа (III) → хлорид серебра + нитрат железа (III);
    б) гидроксид свинца (II) → оксид свинца (II) + вода.
  3. Выберите на ваш взгляд, правильный ответ.
    В реакциях обмена могут образоваться:
    а) несколько простых веществ;
    б) два сложных вещества;
    в) одно сложное вещество;
    г) одно простое вещество.

Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.

Провели лабораторную работу.

Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

VI.Рефлексия

Дети, подведите итоги сегодняшней  работы, начните словами: «Я сегодня на уроке узнал…» или  «Я сегодня научился…»

Домашнее задание

  • обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167;
  • дополнительное: задание № 2 на стр. 168;
  • творческое: подготовить сообщение или презентацию на тему «Реакции обмена в быту».

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно

Что будут они «хорошо» и «отлично»

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю!

Литература:

  • Габриелян О.С. химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.
  • Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриелян О.С., химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2009 .
  • Габриелян О.С., Воскобойников Н.П., Яшукова А.В. химия 8 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2007 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок химии "Скорость химических реакций"

Материал будет интересен учителям химии....

Урок химии по теме: "Реакции обмена"

Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции обмена"...

Урок химии "Признаки химических реакций"

Урок химии "Признаки химических реакций"...

Урок хими 9 класс "Реакции ионного обмена"

Презентация к уроку "Реакции ионного обмена и условия их протекания"...

Урок химии "Типы химических реакций"

Данный урок предназначен для учащихся в 8 классе. Расчитан на 2 часа....

Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"

Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"...

Презентация к уроку химии по теме "Реакции обмена"

Презентация к уроку химии по теме "Реакции обмена"...