Урок химии "Признаки химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Ильина Людмила Ивановна

Урок химии "Признаки химических реакций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_v_8_klasse.rar2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Признаки химических реакций

Цель урока: изучить на практике признаки химических реакций

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
  • рассмотреть признаки химических реакций;
  • дать первоначальное понятие о классификации химических реакциях по признаку выделения и поглощения теплоты.

Развивающие:

  • развивать умения ставить проблемы и решать их;
  • совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
  • продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
  • развивать навыки самостоятельного анализа и оценки практической деятельности.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру общения через работу в парах;
  • продолжить формирование представлений о продолжительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Оборудование: учебник О.С. Габриелян  «Химия 8 класс», компьютер, проектор, экран. Слайдовая презентация в программе Power Point.

Пробирки, спиртовка, химическая ложка, химический стакан, зажим, спички.

Реактивы: Na2CO3; Ca(OH)2; CaCJ3; HCl; Zn; NaOH; H2SO4; CuSO4; фенолфталеин; сера.

Ход  урока

  1. Организационный момент

Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать со слов великого русского ученого М.В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции». (Слайд 2)

  1. Проверка домашнего задания. (слайд 3)

1.Какие явления называются физическими? Приведите примеры

III.    Изучение нового материала.

Кроме физических явлений ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

        При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие. Которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются -признаки.

        Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока)

-Признаки химических реакций. (слайд 4). Запишите тему урока в тетрадь. А цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций.

Я предлагаю вашему вниманию туфовую башню (слайды 6-9)

Известково – туфовые башни Моно озера

Долгое время озеро было ничем не примечательно, ровно до тех пор как уровень воды резко снизился ( к 1994 году- на 15 метров) настолько, что обнажились находившиеся под водой известково-туфовые башни, одно из природных чудес озера. Позже была принята программа по сохранению уникального озера, после чего уровень воды в нем стал постепенно подниматься.

С удовольствием осмотрев и сфотографировав, участники поездки подумали о том что неплохо и освежиться в местном «мертвом море», но подойдя в плотную к воде отказались от этой  затеи. Вода у берегов просто кишит рачками, что как-то даже неприятно заходить, хотя вода очень прозрачная и теплая.

Давайте повторим эту реакцию в лабораторных условиях.

Но вначале инструктаж по технике безопасности. (слайд 10) здесь пропущен один пункт – какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус).

Для протекания многих реакций необходимо создать определенные условия.

Условия  для протекания химических реакций.

  1. Соприкосновение;
  2. Нагревание;
  3. Освещение

Химический эксперимент.

(Учитель раздает таблицы, учащиеся проводят опыты и заполняют таблицу).

Реакция

Что наблюдаю

Признак реакции

1.Na2 CO3+Ca(OH)2

Опара

CaCO3 + H2SO4

Na2 CO3+HCl

Цинк +кислота

Щелочь + фенолфталеин + кислота

Горение серы (демонстрирует учитель)

Сульфат меди + гидроксид натрия

Горение свечи

Горение магния(демонстрирует учитель)

Так выглядит заполненная таблица

Реакция

Что наблюдаю

Признак реакции

1.Na2 CO3+Ca(OH)2

Образование белого осадка

Образование осадка

Опара

Опара поднимается,

выделяются пузырьки

Выделение газа

CaCO3 + H2SO4

Осадок растворился

Растворение осадка

Выделяются пузырьки газа

Na2 CO3+HCl

Выделяются пузырьки газа

Выделение газа

Цинк +кислота

выделяются пузырьки газа

Выделение газа

Щелочь + фенолфталеин + кислота

Раствор стал малиновым, а затем бесцветным

Изменение цвета

Горение серы (демонстрирует учитель)

Цвет становиться…

Изменение цвета

Сульфат меди + гидроксид натрия

Образование синего осадка

Образование осадка

Горение свечи

Выделение света и тепла

Выделение света и тепла

Горение магния(демонстрирует учитель)

Выделение света и тепла

Выделение света и тепла

Почему дрожжевое тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк? Это тоже признак того, что протекает химическая реакция. При брожении дрожжей образуется углекислый газ, происходит образование нового  вещества. (Слайды 11-15).

Эмаль представляет собой белую жесткую ткань, покрывающую поверхность зуба. Эмаль является самой прочной частью человеческого организма и на95% состоит из минералов. Ее состав близок к гидроксид – апатиту Ca5OH(PO4)3. (Слайд 16).

Под действием молочной кислоты, образующейся в ротовой полости, растворение, а затем и разрушение эмали ускоряется. Поэтому всегда после еды необходимо чистить зубы и язык, а также полоскать рот. (Слайд 17).

Изменение окраски, это тоже признак химической реакции. Наглядный тому пример -листья на деревьях. (Слайды 18-21). Летом они зеленые, а осенью желтые и красные.  

Учитель зажигает свечу.

Учитель: Ребята, определите, какими признаками сопровождается горение свечи? (Тепло и свет). (Слайд 22)

Итак, признаки химических реакций:

  • Появление осадка;
  • Выделение газа;
  • Изменение цвета;
  • Появление запаха
  • Выделение тепла и света

Учитель: выделение тепла и света это признаки реакции горения. Реакция горения – это частный случай экзотермической реакции. А что это такое? Работаем с учебником, п.26. найдите определение этих понятий.(Учащиеся работают с учебником).

Реакции, идущие с выделением теплоты, называются экзотермическими.

Реакции, идущие с поглощением теплоты, называются эндотермическими.

IV.Закрепление

  1. Химическое лото (Слайд 23)

Учитель раздает таблицы

Хлорид натрия

Гидроксид

алюминия

Нитрат

бария

Фосфорная

кислота

Оксид алюминия

Карбонат кальция

Серная кислота

Гидроксид

кальция

Оксид магния

Соляная кислота

Сульфат

калия

Оксид  натрия

Сернистая кислота

Гидроксид

магния

Сульфит

цинка

Оксид серы(IV)

(Учащиеся накрывают соответствующими формулами)

  1. Тест (Слайд 24)

Учитель раздает листочки с тестом.

1.Что не является признаком химических реакций:

а) появление осадка;

б)выделение газа;

в)изменение объема;

г) появление запаха

2.  Реакции горения – это:

а)реакции, протекающие с выделением теплоты;

б) реакции, протекающие с  выделением теплоты и света;

г) реакции, протекающие с поглощением теплоты;

д) реакции, протекающие с образованием осадка.

3. К химическим явлениям относится:

а) скисание молока;

б )появление росы;

в) плавление алюминия;

г) сгибание алюминиевой фольги.

4. Химическими называются явления:

а) при которых молекулы веществ сохраняются;

б) при которых состав веществ остается неизменным;

в) в результате которых из данных веществ образуются новые;

г) при которых изменяется агрегатное состояние веществ или его форма, но новых веществ не образуется.

5. К химическим явлениям относятся:

а) приготовление порошка из куска мела;

б) скисание молока;

в ) таяние снега;

г) образование инея на деревьях.

Взаимопроверка. Ответы на слайде: 1в, 2б, 3а, 4в, 5б. (слайд 24).

V. Домашнее задание (Слайд 25).

П. 26, выучить определения, упр. № 1,2- домашний эксперимент, № 3,6- ответить на вопросы; дополнительное задание №5 стр.138-139.

VI. Итог урока (Слайд26).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.

Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...

план-конспект урока Тема урок: Скорость химических реакций

P { margin-bottom: 0.21cm; }  В ходе урока ставим следующие задачи:-рассмотреть влияние различных факторов на скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций;-развивать научный интерес...

Конспект урока "Обратимость химических реакции. Химическое равновесие"

Сложная тема, требующая не только знания фактологии. но и умения логически мыслить, хорошо будет усвоена и понята, если все теоретические выкладки будут подтверждены конкретными примерами, демонстраци...

план урока по химии в 8 классе . Тема урока "Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ"

урок изучения нового матерала с элементами исследовательской работы....