Использование технологии парного обучения на уроках химии
учебно-методический материал по химии (8, 10 класс)

Планируя работу по введению технологии парного обучения для усиления влияния дифференцированного подхода на уроках химии, необходимо исходить из того, что учащиеся находятся на разном уровне усвоения. Необходимо разрабатывать для каждого уровня учащихся индивидуальные задания, но предоставлять им возможность для перехода с низкого уровня на более высокий. В этом большую помощь оказывает парное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_parnogo_obucheniya.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии парного обучения на уроках химии.

Рассмотрим возможности парного обучения учащихся на уроках химии, в основе которых интеграция знаний и умений в теме: «Алканы. Номенклатура, изомерия, гомология». Данная тема позволяет показать знания, полученные из географии по теме природные ископаемые на уроке химии. Для большей эффективности в получении прочных и осознанных знаний учащиеся получают пропедевтические задания, цель которых мотивация учащихся на поиск и использование найденной информации об алканах. Рассмотрим примеры заданий для учащихся 10класса по выполнению упражнений на знание понятий: гомология, изомерия; умений составлять формулы изомеров.

Карточка 1

Карточка 2

Задание 1. (для ввода)

Напишите формулы веществ по названиям:

А)2,3-диметил-5,5-диэтилоктан

Б) 1-бром-2,2-диметилпропан

Задание 1. (для ввода)

Напишите формулы веществ по названиям:

А)2-бром-2-метилпропан

Б) 2,2,3,4-тетраметилпентан

Задание 2. (для само- и взаимопроверки)

Напишите формулу 2,2,4,4-тетраметилгексана. Приведите формулу его изомера, в молекуле которого имеются только первичные и вторичные атомы углерода.

Задание 2. (для само- и взаимопроверки)

Напишите формулу 2,5-диметил-3,4-диэтилгептана. Приведите формулу его изомера, в молекуле которого имеются три третичных атома углерода.

Эту работу можно проводить в стационарных и динамических парах.

Работа в парах проходит по определенному алгоритму:

  1. Взять карточки с заданиями, изучить условие первого задания и выполнить его.
  2. Выбрать партнера для работы в паре. (Либо по указанию учителя)
  3. Сделать записи в тетради по первому заданию. (В случае затруднения получить консультацию у ассистента, назначенного учителем или у учителя)
  4. Сделать записи по второму заданию.
  5. Осуществить само- и взаимопроверку.
  6. Обменяться карточкой и выполнить первое задание, а затем второе задание партнера.
  7. Закончив работу, отметить результат.

В своей педагогической практике мы используем многокомпонентные задания, которые могут служить средством развития интеллектуальных умений, необходимых для установления причинно-следственных связей. При выполнении многокомпонентных заданий учащиеся  ставятся в такие условия, когда им приходится проявлять гибкость ума, использовать различные  операции и формы мышления. Приведем примеры таких заданий для 8 класса, используя технологию парного обучения.

Цель: уметь анализировать, классифицировать, определять и обосновывать взаимосвязи между веществами.

Карточка 1

Карточка 2

Задание 1. (для ввода)

Из перечня соединений выберите формулы солей: Na2O,S,HCl,Na3PO4,SO3,K2SO4,NaCl

Задание 1. (для ввода)

Из перечня соединений выберите формулы оксидов: Na2O,S,HCl,Na3PO4,SO3,K2SO4,NaCl

Задание 2. (для само- и взаимопроверки)

Осуществите цепочки превращений, предположите условия протекания реакций, составьте уравнения:

Cu – CuO – CuCl2

Задание 2. (для само- и взаимопроверки)

Осуществите цепочки превращений, предположите условия протекания реакций, составьте уравнения:

CuSO4 – Cu(OH)2 – CuO_

Задание 3. (контрольное)

Установите признак, объединяющий указанные объекты:

CuSO4, H2SO4,Na2SO4,SO3

Задание 3. (контрольное)

Установите признак, объединяющий указанные объекты:

NaOH, Cu(OH)2, Ca(OH)2, Mg(OH)2

Текст заданий «ведет»  ученика, руководит его деятельностью. Он состоит из двух частей. Первая часть предназначена для «погружения» в тему. Знания, получаемые таким образом, являются подготовкой для выполнения второй части задания, результаты которого проверяются самим учеником и его товарищем.

Планируя работу по введению технологии парного обучения для усиления влияния дифференцированного подхода на уроках химии, необходимо исходить из того, что учащиеся находятся на разном уровне усвоения. Необходимо разрабатывать для каждого уровня учащихся индивидуальные задания, но предоставлять им возможность для перехода с низкого уровня на более высокий. В этом большую помощь оказывает парное обучение.

Приложение

Карточка 1

Карточка 2

Задание 1. (для ввода)

Напишите формулы веществ по названиям:

А)2,3-диметил-5,5-диэтилоктан

Б) 1-бром-2,2-диметилпропан

Задание 1. (для ввода)

Напишите формулы веществ по названиям:

А)2-бром-2-метилпропан

Б) 2,2,3,4-тетраметилпентан

Задание 2. (для само- и взаимопроверки)

Напишите формулу 2,2,4,4-тетраметилгексана. Приведите формулу его изомера, в молекуле которого имеются только первичные и вторичные атомы углерода.

Задание 2. (для само- и взаимопроверки)

Напишите формулу 2,5-диметил-3,4-диэтилгептана. Приведите формулу его изомера, в молекуле которого имеются три третичных атома углерода.

Работа в парах проходит по определенному алгоритму:

  1. Взять карточки с заданиями, изучить условие первого задания и выполнить его.
  2. Выбрать партнера для работы в паре. (Либо по указанию учителя)
  3. Сделать записи в тетради по первому заданию. (В случае затруднения получить консультацию у ассистента, назначенного учителем или у учителя)
  4. Сделать записи по второму заданию.
  5. Осуществить само- и взаимопроверку.
  6. Обменяться карточкой и выполнить первое задание, а затем второе задание партнера.
  7. Закончив работу, отметить результат.

Карточка 1

Карточка 2

Задание 1. (для ввода)

Из перечня соединений выберите формулы солей: Na2O,S,HCl,Na3PO4,SO3,K2SO4,NaCl

Задание 1. (для ввода)

Из перечня соединений выберите формулы оксидов: Na2O,S,HCl,Na3PO4,SO3,K2SO4,NaCl

Задание 2. (для само- и взаимопроверки)

Осуществите цепочки превращений, предположите условия протекания реакций, составьте уравнения:

Cu – CuO – CuCl2

Задание 2. (для само- и взаимопроверки)

Осуществите цепочки превращений, предположите условия протекания реакций, составьте уравнения:

CuSO4 – Cu(OH)2 – CuO_

Задание 3. (контрольное)

Установите признак, объединяющий указанные объекты:

CuSO4, H2SO4,Na2SO4,SO3

Задание 3. (контрольное)

Установите признак, объединяющий указанные объекты:

NaOH, Cu(OH)2, Ca(OH)2, Mg(OH)2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Использование технологий проблемного обучения на уроках химии

Что такое проблемное обучение? Это современный метод обучения, отвечающий требованиям формирования творчески активных учащихся. Это важнейшее средство развития учащихся. Это тип развивающего обучения,...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...

использование технологии проблемного обучения на уроках химии

рассматриваются основные приёмы технологии...

Использование технологии интегрированного обучения на уроках химии и биологии

Процесс интеграции в педагогике предполагает одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Пути интеграции в образовании рассматривали многие методисты ...

Доклад "Из опыта работы по использованию технологии развивающего обучения на уроках химии"

В докладе содержатся задания, соответствующие технологии развивающего обучения...