конспект урока Глюкоза
план-конспект урока по химии (10 класс)

Журов Денис Васильевич

конспект урока Глюкоза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glyukoza.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного урока с элементами групповой технологии

По теме «Глюкоза»

Выполнил учитель химии АНОО Ковчег

Журов Д.В.

Цель урока: формирование представлений о группе веществ, обладающих двойственными свойствами на примере глюкозы.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствование знаний о связи между строением и свойствами органических соединений на примере глюкозы.

Воспитательные: совершенствовать интеллектуальные умения (анализ, прогнозирование)

Развивающие: продолжить формирование способностей к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии.

Тип урока: изучение нового материала, групповая работа.

Оборудование: штатив с пробирками под номерами, пробирки, спиртовка, держатель для пробирок.

Реактивы: растворы глицерина, метаналя, глюкозы, сульфата меди, гидроксида натрия.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного материала.
  3. Проведение эксперимента.
  4. Решение задачи на вывод формулы вещества.
  5. Составление структурной формулы вещества, строение молекулы глюкозы.
  6. Физические свойства.
  7. Химические свойства.
  8. Области применения глюкозы.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент, постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать кислородсодержащие вещества класса Углеводы, и наша задача состоит в следующем: сделать вывод о природе неизвестного вещества на основании проведенного эксперимента.

  1. Повторение ранее изученного материала.

Чтобы грамотно провести эксперимент, необходимо вспомнить ряд теоретических вопросов:

- распределите вещества по классам. (1 слайд)

- выделить функциональные группы данных веществ.

- назвать данные вещества.

- с помощью каких реактивов можно определить многоатомные спирты и альдегиды? Каковы внешние признаки реакций? (2 слайд)

3. Проведение эксперимента.

Теоретические вопросы вспомнили, перейдем к практике.

Следует разделиться на группы по три человека для выполнения данных опытов.

Помните, что проведение опытов требует точности, аккуратности, внимательности. Работать надо над столом, следить, чтобы вещество не попало на кожу и одежду. Нагревать пробирке следует закрепив её в держателе, наклонив отверстием в сторону от людей, сначала прогреваем всю пробирку, затем ту её часть, где находятся вещества.

Итак, перед вами три пробирка с растворами веществ, все они кислородсодержащие. С двумя из них вы знакомы. Это альдегид – метаналь и многоатомный спирт – глицерин, а третье – неизвестное вещество. Задача данного этапа – определить, в какой пробирке находится неизвестное вещество c гидроксида меди. Результата опыта заносим в таблицу, которую видите на доске. (3 слайд)

1-й учащийся: NaOH + CuSO + проба №1, нагреть;

2-й учащийся: NaOH + CuSO + проба №2, нагреть;

3-й учащийся: NaOH + CuSO + проба №3, нагреть/

- Какое вещество находится в 1-й пробирке? Во 2-й?

- Какие свойства проявляет неизвестное вещество, находящееся в третьей пробирке? Знаем ли мы формулу этого вещества?

4. Решение задачи на вывод формулы вещества.

Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу, зная его качественный состав: (слайд 4)

W(C) = 40%

W(H) = 6,7%

W(O) = 53,3%

Mr(вещества) = 180г/моль

Найти: молекулярную формулу вещества.

5. Составление структурной формулы вещества. Строение молекулы глюкозы.

Итак, у нас в третьей пробирке вещества имеет молекулярную формулу С6Н12О6, имеет альдегидную группу несколько гидроксильных групп. Это вещество называется «глюкоза» и относится к классу веществ «углеводы», группа «моносахариды». (слайд 5. Запись темы урока.)

Составим структурную формулу данного вещества, помня, что: 1 - атомы углерода четырехвалентны и образуют цепь,  2 – вещество содержит одну альдегидную группу, 3 – несколько гидроксильных групп. (слайд 6)

Кристаллическая решетка имеет линейное строение, а в растворе образуются две циклические её формы: альфа- и бета-формы. В растворе существуют все три формы глюкозы.

6. Физические свойства глюкозы (слайд 7)

8. Химические свойства глюкозы (слайд 8)

- как многоатомного спирта (слайд 9)

- как альдегида (слайд 10)

- брожение (спиртовое, молочнокислое, маслянокислое) (слайд 11)

9. Области применения глюкозы (слайд 12)

Некоторые интересные факты (слайд 13)

  1. Подведение итого урока.
  2. Домашнее задание (слайд 14)

Приложений 1

Интересные факты.

Некоторые лягушки нашли применение глюкозы в своем организме. В зимнее время иногда можно найти лягушек, вмерзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замерзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушек увеличивается содержание глюкозы в 60 раз. Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда.

Герои романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совсем не съедобно. «Быть может, оно слишком долго лежало?» - озадаченно спросил один из них. «Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил ученый – географ Пагеналь – Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно».

Пользуясь данными современной науки, объяснить это явление нетрудно. Когда клетка дышит кислородом, глюкоза «сгорает» в ней, превращаясь в воду и углекислый газ, и выделяет энергию. Но предположим, животное долго бежит, или человек выполняет какую-то тяжелую физическую работу. Кислород не успевает попасть в клетки мышц. Тем не менее клетки задыхаются не сразу. Начинается гликолиз. При распаде глюкозы образуется не вода и углекислый газ, а более сложное вещества – молочная кислота. Чем больше молочной кислоты накопилось в мышцах, тем сильнее человек или животное чувствует усталость. Наконец, все запасы глюкозы в мышцах истощаются. Необходим отдых. Именно молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна.

Глюкоза также используется в качестве средства для детоксации. Например, известен исторический факт, что Распутина не удалось отравить цианистым калием, так как пирожные, в которые был добавлен цианид калия, были обильно посыпаны глюкозой, которая в свою очередь, является антидотом цианида калия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку " Глюкоза",10 кл,умк О.С.Габриеляна

Это электронное приложеник к уроку можно использовать в 10  или 9 кл при изучении темы " Углеводы".В приложении визуализироанызнания о строении ,физических свойствах, применении глюкозы. Пошагово...

Открытый урок: "Глюкоза. Строение и свойства"

Урок проведен с использование технологии развития критического мышления. Позволяет развивать навыки проведения химического эксперимента, умение формулировать проблему и находить пути ее решения, самос...

Презентация к уроку "Глюкоза- королева углеводов"

Презентация для открытого урока по теме "Глюкоза", содержит не только задачи, но и обширный дополнительный материал....

Конспект урока по химии в 10 классе "Углеводы. Глюкоза - представитель моносахаров"

Урок составлен на основе деятельностного подхода в образовании. Это урок - исследование, включающий все его составляющие элементы: проблему, выдвижение гипотезы, определение цели, проведение экспериме...

Конспект урока в 10 классе по теме "Глюкоза"

Урок по теме "Глюкоза" с использованием исследовательской технологии...

План-конспект урока "глюкоза - альдегидоспирт"

Урок на тему " Глюкоза -  альдегидоспирт представлен в технологии проблемного обучения. Эта технология стимулирует поисковую самостоятельность обучающихся. Они учатся видеть проблему, предла...

конспект урока Глюкоза

конспект урока Глюкоза...