Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс)

Рукина Анна Анатольевна

Рабочая программа по химии 8 класс разработа по авторской программе Н.Е. Кузнецовой Химия 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_himiya_8_klass_2020-2021_uch_god.docx101.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа  №41»

г. Норильск

Красноярского края

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей биологии, географии, химии и технологии

Протокол №1

от «01» августа 2020 г.        

Руководитель ШМО      

________ /И.А.Месникова /

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического советаМБОУ «СШ № 41»  

Протокол №1

от «01»  августа 2020 г.

Заместитель директора  

_______/ И.А.Месникова/                                     

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                       Директор МБОУ «СШ № 41»

                                                                                     ______/Е.Ю.Зиннатуллина /  «01» сентября  2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

8 класс

срок реализации: 01 сентября 2020 г. - 25 мая 2021 г.

Составитель рабочей программы:

учитель химии

А.А. Рукина

Норильск 2020

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебно- тематический план

3. Содержание рабочей программы

4. Контроль уровня обученности

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

6. Перечень литературы и средств обучения

Приложение к рабочей программе (Календарно-тематическое планирование по химии: 8 класс - 2020-2021 учебный год)

1.Пояснительная записка.

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 (с изменениями и дополнениями - №1577 от 31.12.2015;
  • Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345;
    «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Основной образовательной программой начального, общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ «СШ № 41»;
  • Учебным планом МБОУ «СШ №41».
  • Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ «СШ №41».

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели изучения химии в 8 классе:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Согласно действующему Базисному учебному  плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часов в неделю (базовый уровень).

Мировая и национальная система общего образования претерпевает в настоящее время интенсивные изменения. Она активно вовлечена в процесс глобализации, где становится основным механизмом реализации модели устойчивого развития мира, приобретает новые свойства: гуманизм, интеграцию, динамизм, мобильность, личностно­ориентированный характер.

В системе общего образования учебный предмет «Химия» вносит весомый вклад в обучение, развитие и воспитание школьников, в формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения. Изучение химии является одним из компонентов процесса разностороннего развития и воспитания обучающихся, становления их индивидуальности, способности адаптироваться и использовать свой потенциал в выборе дальнейшего образования, профессиональной деятельности, а также реализовать себя в условиях современного общества.

Изучение химии способствует решению общей цели естественнонаучного образования — дать единое представление о природе, сформировать естественнонаучную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад   в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций, в воспитание трудолюбия, экологической и потребительской культуры учащихся.

Изучение химии в основной школе призвано обеспечить:

  • формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
  • развитие личности обучающихся,  их  интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
  • выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование умений безопасного обращения с вещества­ ми, используемыми в повседневной жизни.

Общая характеристика курса

Содержание учебного предмета «Химия» в основной школе непосредственно связано с наукой химией, отражает её объекты и логику химического познания. Это обусловлено ролью химии в познании законов природы и материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества (питание, здоровье, одежда, бытовые и другие средства и т. д.).

В курсе химии реализуются следующие приоритетные идеи:

  • гуманизация содержания, выраженная уважительным от­ ношением к обучающемуся как уникальной растущей личности, создание условий для его обучения, развития и самореализации;
  • дифференциация учебного материала, обеспеченная уровневым построением учебников и заданий различной степени

сложности;

  • фундаментализация и методологизация содержания предмета как приоритета фундаментальных идей, понятий, теорий, законов, теоретических систем  знаний,  обобщённых  умений  и универсальных методов познания;
  • проблемность изучения, развития и обобщения учебного материала: включение разных проблем в содержание всех курсов химии, обобщение и систематизация знаний, выделение обобщающих тем в конце курсов химии и др.;
  • формирование химических понятий и их теоретических систем, реализация их эвристических функций в активной деятельности  обучающихся;
  • внутрипредметная и межпредметная интеграция на основе общих целей, законов, теорий, понятий, способов решения интегративных проблем;
  • экологизация курса химии посредством эколого­валеологической направленности содержания на основе принципа преемственности, обобщения знаний;
  • практическая направленность содержания (технологический и другой прикладной материал курса, сведения о примене­ нии веществ, раскрытие значения химии в жизни человека и др.);
  • разностороннее развитие и воспитание обучающихся средствами и возможностями учебного предмета «Химия»;
  • создание предпосылок для развития личности ученика, его интереса к химии и собственной деятельности как условие сознательного овладения предметом.

Идеи гуманизации и развивающего обучения пронизывают всё содержание курса химии и процесс его изучения. Они осуществляются через индивидуально­дифференцированный, системно­ интегративный, личностно­деятельностный подходы, уровневое построение учебного материала.

Важнейшей задачей гуманизации учения является сознательный выбор учеником своей индивидуальной образовательной траектории.

Интеграция содержания курса (внутрипредметная и межпредметная), решение интегративных проблем имеют место в со­ держании всех тем курсов химии. Интеграция и проблемность

содержания курса химии направлены на уплотнение и минимизацию содержания, на укрупнение его дидактических единиц и одновременно на расширение поля творческого применения знаний. Это вносит существенный вклад в развитие интеллекта и миропонимания учащихся.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Значительное место в процедурах интеграции и уплотнения содержания отведено обобщению и систематизации знаний, обобщающим выводам. Решение задач гуманизации, фундаментализации и экологизации химического образования невозможно без интеграции содержания отдельных курсов и учебных предметов, без формирования умений применять интегрированные знания на практике.

Экологизация — одна из генеральных линий, проходящих через всё содержание учебного предмета «Химия».

Вопросы экологического направления изучаются во всех курсах химии, раскрывают основные проблемы экологии, связанные с химией, пути их решения, роль в этом процессе химической науки и производства.

Обучающиеся приобретают новый аспект знаний и умений, а также ценностного отношения к природе и здоровью.

Практическая направленность курса химии — одна из важнейших линий развития его содержания и процесса обучения, определяемая тесной связью науки и технологии с жизнью как главным их назначением. Непреходящая задача химии — получение веществ и материалов с заданными свойствами, удовлетворяющих интенсивно растущие потребности общества. Она отражает практическую направленность и выделяет взаимосвязанные объекты химии, такие как вещество, химическая реакция, химическая технология. Это предполагает отражение их взаимосвязи и в процессе химического образования. Практическая направленность пронизывает весь предмет.

Интеграция, экологизация и практическая направленность — факторы развития социума, общие цели современного образования.

Для сознательного освоения предмета в курс химии включены обязательные компоненты содержания современного химического образования:

  1. химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные — язык науки, аксиологические, исторические и др.);
  2. различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии);
  3. ценностное отношение (к химии, жизни, природе, образованию и т. д.);
  4. опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика;
  5. ключевые и учебно­химические компетенции.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которого заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности химических методов исследования живой и не­ живой природы;
  • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к творческой созидательной деятельности;
  • понимания необходимости здорового образа жизни;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает реальными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на формирование у учащихся:

  • навыков правильного использования химической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Результаты освоения курса химии

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего на­ рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общест­ венно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на до­ рогах;
  6. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно­оце­ ночной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных за­ дач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий;
  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В области предметных результатов образовательная организация общего образования реализует следующие задачи:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  2. осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные  с  химией,  навыками  безопасного  обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также  зависимость применения веществ от их свойств:
  5. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  6. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Место курса химии в учебном плане

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение курса химии в основной школе как части образовательной области «Естественнонаучные предметы».

Особенности содержания курса химии являются главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определённым запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.

Программа реализована в учебнике химии, выпущенных Издательским центром «Вентана­Граф»:

  • Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 8 класс;

Курс химии 8 класса (2 часа в неделю, всего 68 часов) предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку химии; жизненно важными веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно-молекулярном, так и на электронном уровнях. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ, сущности химических реакции.

Рабочая программа полностью соответствует примерной программе, изменена  лишь последовательность изучения некоторых тем.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

  • №4 «Вещества в окружающей нас природе и технике» до 5 часов вместо 4:
  • №6 «Основные классы неорганических соединений» до 12 часов вместо 10;
  • №10 «Химические реакции в свете электронной теории» до 4 часов вместо 2;

-№13 «Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов».

Увеличение числа часов связано с тем, что данные темы являются наиболее важными и создают прочную базу для дальнейшего изучения курса химии.

2.        Уменьшено число часов на изучение тем:

  • №5 «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение» с 7 часов до 6
  • №11 «Водород и его важнейшие соединения» с 4 часов до 3 за счёт исключения раздела
    «Пероксид водорода: состав, строение, свойства,  применение», так как этот материал
    отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;
  • №12 «Галогены» с 3 часов до 2, за счёт объединения тем «Характеристика галогенов как
    химических элементов» и «Характеристика галогенов как простых веществ».

Данная рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других образовательных технологий, таких как развивающее обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение и др. Используются различные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (демонстрации с использованием обучающих дисков и Интернет-ресурсов); практические (лабораторные и практические работы), интерактивные (проблемные и развивающие ситуации, групповая работа, «мозговой штурм»), исследовательские и проектные.

    Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ. 

2.Планируемые результаты.

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего на­ рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование коммуникативной компетентности в обще­ нии и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на до­ рогах;
  6. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной обра­ зовательной программы основного общего образования явля­ ются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­ вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения це­ лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных за­ дач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­ татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной зада­ чи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­ знавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, уста­ навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­ рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение,

9

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­ лать выводы;

  1. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познаватель­ ных задач;
  2. смысловое чтение;
  3. умение организовывать учебное сотрудничество и совме­ стную деятельность с учителем и сверстниками; работать инди­ видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интере­ сов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мне­ ние;
  4. умение осознанно использовать речевые средства в соот­ ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей дея­ тельности; владение устной и письменной речью, монологиче­ ской контекстной речью;
  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных техно­ логий;
  6. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, со­ циальной практике и профессиональной ориентации.

В области предметных результатов образовательная органи­ зация общего образования реализует следующие задачи:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символиче­ ским языком химии;
  2. осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как осно­ вы многих явлений живой и неживой природы; углубление пред­ ставлений о материальном единстве мира;
  3. овладение основами химической грамотности: способно­ стью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуа­ ции, связанные  с  химией,  навыками  безопасного  обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведе­ ние в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происхо­ дящими в микромире, объяснять причины многообразия ве­

10

ществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также  зависимость применения веществ от их свойств:

  1. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при прове­ дении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  2. формирование представлений о значении химической нау­ ки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Выпускник научится:

•        характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

 •        описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных ве­ ществ, выделяя их существенные признаки;

•        раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,

«молекула», «химический элемент», «простое вещество», «слож­

ное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

•        раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, по­ стоянства состава, атомно­молекулярной теории;

•        различать химические и физические явления;

•        называть химические элементы;

•        определять состав веществ по их формулам;

•        определять валентность атома элемента в соединениях;

•        определять тип химических реакций;

•        называть признаки и условия протекания химических реак­ ций;

•        выявлять признаки, свидетельствующие о протекании хи­ мической реакции при выполнении химического опыта;

•        составлять формулы бинарных соединений;

•        составлять уравнения химических реакций;

•        соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

•        пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

•        вычислять относительную молекулярную и молярную мас­ сы веществ;

•        вычислять массовую долю химического элемента по фор­ муле соединения;

•        вычислять количество, объём или массу вещества по коли­ честву, объёму, массе реагентов или продуктов реакции;

•        характеризовать физические и химические свойства про­ стых веществ: кислорода и водорода;

•        получать, собирать кислород и водород;

•        распознавать опытным путём газообразные вещества: ки­ слород, водород;

•        раскрывать смысл закона Авогадро;

•        раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции»,

«молярный объём»;

•        характеризовать физические и химические свойства воды;

•        раскрывать смысл понятия «раствор»;

•        вычислять массовую долю растворённого вещества в рас­ творе;

•        приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

•        называть соединения изученных классов неорганических веществ;

•        характеризовать физические и химические свойства ос­ новных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, осно­ ваний, солей;

•        определять принадлежность веществ к определённому классу соединений;

•        составлять формулы неорганических соединений изучен­ ных классов;

•        проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

•        распознавать опытным путём растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

•        характеризовать взаимосвязь между классами неорганиче­ ских соединений;

•        раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева;

•        объяснять физический смысл атомного (порядкового) но­ мера химического элемента, номеров группы и периода в Перио­

дической системе Д. И. Менделеева;

•        объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных под­ групп;

•        характеризовать химические элементы (от водорода до кальция)  на  основе  их  положения  в  Периодической   системе

Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

•        составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева;

•        раскрывать смысл понятий «химическая связь», «электро­ отрицательность»;

•        характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки;

•        определять вид химической связи в неорганических соеди­ нениях;

•        изображать схемы строения молекул веществ, образован­ ных разными видами химических связей;

•        раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион»,

«электролиты»,   «неэлектролиты»,   «электролитическая диссо­

циация», «окислитель», «степень окисления», «восстановитель»,

«окисление», «восстановление»;

•        определять степень окисления атома элемента в соедине­ нии;

•        раскрывать смысл теории электролитической диссоциа­ ции;

•        составлять уравнения электролитической диссоциации ки­ слот, щелочей, солей;

2. Учебно-тематический план:

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

В том числе

практические работы

контрольные работы

1.

Введение.

2

Пр.  р. №1.

2.

Тема №1 Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения.

14

К.р.№1.

3.

Тема №2 Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии.

5

4.

Тема №3 Методы изучения химии.

3

К. р. №2.

5.

Тема №4 Вещества в окружающей нас природе и технике.

5

Пр. р. №2, Пр.  р. №3.

6.

Тема №5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.

6

Пр.  р. №4.

7.

Тема №6 Основные классы неорганических соединений.

12

Пр.  р. №5.

К. р. №3

8.

Тема №7 Строение атома.

3

9.

Тема №8 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

4

10.

Тема № 9 Строение вещества.

5

11.

Тема №10 Химические реакции в свете электронной теории.

4

К. р. №4

12.

Тема №11 Водород и его важнейшие соединения.

3

Пр.  р. №6.

13.

Тема №12 Галогены.

2

14.

Тема № 13 Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов.

2

Итого

70

6

4

Перечень практических работ:

 Практическая работа №1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

 Практические работы №2 Очистка загрязнённой поваренной соли.

 Практические работы №3. Приготовление растворов заданной концентрации.

 Практическая работа №4 Получение кислорода и изучение его свойств.

 Практическая работа №5 Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.

Практическая работа №6 Получение водорода и изучение его свойств.

Содержание программы

(2 ч в неделю; всего — 70 ч)

Введение (2 ч)

   Химия и научно-технический прогресс. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Демонстрации. Таблицы и слайды, показывающие достижения химии и их значение; лабораторное оборудование.

Практическая работа. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Раздел I  Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения (45 ч)

Тема 1 Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения (14 ч)

   Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Описание веществ. Химические элементы: их знаки и сведения из истории открытия. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные. Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов.

Описание наиболее распространенных простых веществ. Некоторые сведения о молекулярном и немолекулярном строении веществ. Атомно-молекулярное учение (АМУ) в химии. Относительные атомная и молекулярная массы. Классификация химических элементов и открытие периодического закона. Система химических элементов Д.И. Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов по периодической системе. Валентность. Определение валентности по положению элемента в периодической системе.

Количество вещества. Моль - единица количества вещества. Молярная масса.

Демонстрации. 1. Физические и химические явления. 2. Измерение плотности жидкостей ареометром. 3. Плавление серы. 4. Определение электропроводности и теплопроводности веществ. 5. Опыты с коллекцией «Шкала твердости». 6. Модели атомов и молекул. Кристаллические решетки. 7. Коллекция металлов и неметаллов. 8. Получение углекислого газа разными способами. 9. Электролиз воды. 10, Возгонка йода. Кипячение воды Нагревание нафталина. 11. Опыты по диффузии. 12. Коллекция простых веществ, образованных элементами I-Ш периодов. 13. Коллекция веществ количеством 1 моль. 14. Динамическое пособие: количественные отношения в химии.

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.). 2. Испытание твердости веществ с помощью образцов коллекции «Шкала твердости». 3. Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. 4. Примеры химических явлений: горение' древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 5. Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия графита, меди и др.). 6. Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание оксида кремния (IV).

Расчетные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества.

2. Определение массы вещества по известному количеству вещества и определение количества по известной массе.

Тема творческой работы. Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения.

Тема 2 Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии (5 ч)

   Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки и условия протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь в законе сохранения материи. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.

Демонстрации. 1. Примеры химических реакций разных видов: разложение малахита, бихромата аммония, получение сульфида железа, горение магния, взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия и др. 2. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы вещества: горение свечи на весах с поглощением продуктов горения, окисление металлов в закрытых сосудах со взвешиванием, обменные реакции в приборах для иллюстрации закона. 3. Набор моделей атомов.

Лабораторные опыты. 1. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия. 2. Типы химических реакций: разложение гидроксида меди (П); взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие оксида меди (П) с раствором соляной кислоты.

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ: а) вступивших в реакцию; б) образовавшихся в результате реакции.

Тема 3 Методы изучения химии (3 ч)

   Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Анализ и синтез веществ - экспериментальные методы химии. Качественный и количественный анализ. Понятие об индикаторах. Химический язык (термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической науке.

 Лабораторный опыт. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Тема 4 Вещества в окружающей нас природе и технике (5 ч)

   Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ: фильтрование, перегонка (дистилляция), выпаривание (кристаллизация), возгонка. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения. Природные смеси - источник получения чистых веществ.

Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

Демонстрации. 1. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с помощью делительной воронки. 2. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 3. Условия изменения растворимости твердых и газообразных веществ. 4 Тепловые эффекты при растворении: растворение серной кислоты, нитрата аммония.

Лабораторные опыты. 1. Приготовление и разложение смеси железа и серы, разделение смеси нефти и воды. 2. Исследование физических и химических свойств природных веществ (известняков). 3. Обугливание органических веществ.

Практические работы. 1. Очистка загрязнённой поваренной соли. 2. Приготовление растворов заданной концентрации.

Расчётные задачи. 1. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной концентрации; по массе растворенного вещества и объему или массе растворителя. 3. Вычисление массы, объема, количества растворенного вещества и растворителя по определенной концентрации раствора.

Темы творческих работ. Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами - основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.

Тема 5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (6ч.)

   Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух - смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода.

Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли.

Демонстрации. 1. Получение кислорода. 2. Сжигание в атмосфере кислорода серы, угля, красного фосфора, железа. 3. Опыты, подтверждающие состав воздуха. 4. Опыты по воспламенению и горению.

Практическая работа. Получение кислорода и изучение его свойств.

Расчётные задачи. Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс.

Темы творческих работ. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Тенденции к изменению состава воздуха в XX в. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспортный перенос загрязнений. Международное соглашение о защите атмосферы.

Тема 6 Основные классы неорганических соединений (12 ч)

   Классификация неорганических соединений. Оксиды - состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах: кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот (в том числе органические и неорганические), их состав, названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей.

   Химические свойства оксидов. Общие химические свойства кислот. Ряд активности металлов. Щелочи, их свойства и способы получения. Нерастворимые основания, их свойства и способы получения. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Демонстрации. 1. Образцы соединений - представителей классов кислот, солей, нерастворимых оснований, щелочей, оксидов.

2. Опыты, иллюстрирующие существование генетической связи между соединениями фосфора, углерода, натрия, кальция.

 3. Взаимодействие кальция и натрия с водой.

4. Действие индикаторов. 5. Опыты, иллюстрирующие химические свойства
отдельных классов неорганических соединений.

6. Образцы простых веществ и их соединений (оксидов и гидроксидов),
образованных элементами одного периода.

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния). 2. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. 3. Определение кислотности-основности среды полученных растворов с помощью индикатора. 4. Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося оксида с помощью индикатора. 5. Взаимодействие оксида меди (II) и оксида цинка с раствором серной кислоты. 6. Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой. 7. Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот. 8. Взаимодействие растворов кислот со щелочами. 9. Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями. 10. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка и гидроксида меди (II)).

Практическая работа. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.

Раздел II Вещества и химические реакции в свете электронной теории  (23 ч)

Тема 7 Строение атома (3 ч)

   Строение атома. Строение ядра. Изотопы. Химический элемент - определенный вид атома. Состояние электронов в атоме. Строение  электронных  оболочек  атомов  элементов:   -s-,  p-. Особенности  строения  электронных  оболочек  атомов переходных элементов. Место элемента в периодической системе ионная структура атомов. Демонстрации. 1. Модели атомов различных элементов.

Тема 8 Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева 

(4 ч)

   Свойства химических элементов и их периодические изменения. Современная трактовка периодического закона. Периодическая система в свете строения атома. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примере щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и переходных элементов и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д.И. Менделеева. Научное значение периодического закона.

Демонстрации. 1. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Периодический закон и строение атома». 2. Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. 3. Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.

Тема творческой работы. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.

Тема 9 Строение вещества (5 ч)

   Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм ее образования. Неполярная и полярная ковалентные связи. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ.  Ионная связь и механизм ее образования.  Катионы и анионы.  Степень окисления.

Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная - и их характеристики.

Демонстрации. 1. Взаимодействие натрия с хлором. 2. Модели кристаллических решеток веществ с ионным, атомным и молекулярным строением. 3. Возгонка йода. 4. Испарение твердого углекислого газа.

Тема творческой работы. Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состава, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере).

Тема 10 Химические реакции в свете электронной теории (4 ч)

   Физическая сущность химической реакции. Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. Окислительно-восстановительные реакции.

Процессы окисления и восстановления; их единство и противоположность. Окислитель и восстановитель. Составление уравнений. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса. Общая характеристика окислительно-восстановительных реакций. Классификация химических реакций в свете электронной теории.

Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов: горение веществ, взаимодействие металлов с галогенами, серой, азотом (образование нитрита лития), растворами кислот и солей.

Тема 11 Водород и его важнейшие соединения (3 ч)

   Водород - химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода. Получение водорода в промышленности и лаборатории. Физические и химические свойства водорода. Применение водорода. Водород - экологически чистое топливо; перспективы его использования.

   Вода - оксид водорода: состав, пространственное строение, физические и химические свойства воды.

Демонстрации. 1. Получение водорода в лаборатории. 2. Зарядка аппарата Киппа. 3. Лёгкость водорода. 4. Горение водорода. 6. Восстановление меди из её оксида в токе водорода. 7. Опыты, подтверждающие химические свойства воды.

Практическая работа Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 12 Галогены (2 ч)

   Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и её свойства. Биологическое значение галогенов.

Демонстрации. 1. Получение хлора. 2. Взаимодействие с хлором натрия, сурьмы, железа, красного фосфора. 3. Обесцвечивание хлором красящих веществ. 4. Синтез хлороводорода. 5. Взаимодействие брома и йода с металлами; раствора йода с крахмалом. 6. Взаимное вытеснение галогенов.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты и хлоридов, бромидов, иодидов. 2.Отбеливающие свойства хлора. 3. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.

Расчётные задачи. Вычисление объёма газов по количеству веществ.

Тема № 13 Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов (2ч.).

4. Контроль уровня обученности

8 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Сроки проведения

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1.

Атомы химических элементов

1

21.10.2019

2.

Простые вещества и соединения химических элементов

1

16.12.2019

3.

Изменения происходящих с веществами

1

10.02.2020

4.

Итоговая контрольная работа

1

18.05.2020

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1.

№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием

1

16.09.2019

2.

№2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой

1

17.09.2019

3.

№3 Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного  вещества

1

23.12.2019

4.

№4. Признаки химических реакций

1

03.02.2020

5.

№5. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов

1

03.03.2020

6.

№6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

1

20.04.2020

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Ученик должен знать/понимать:

1)        важнейшие химические понятия:

  • химический элемент, атом, молекула;
  • относительные атомная и молекулярная массы;
  • ион;
  • химическая связь;
  • вещество, классификация веществ;
  • моль, молярная масса, молярный объём;
  • химическая реакция, классификация химических реакций;

-        окислитель, восстановитель, окисление и восстановление;

2)        химическую символику:

  • знаки химических элементов;
  • формулы химических веществ;
  • уравнения химических реакций;

3)        основные законы химии:

  • сохранения массы веществ;
  • постоянства состава веществ;
  • периодический закон.

Ученик должен уметь:

  1. называть химические элементы, соединения изученных классов;
  2. объяснять:

-        физический    смысл   порядкового    номера   химического    элемента,    номеров
группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д. И.
Менделеева;

-        закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и
главных подгрупп;

3)        характеризовать:

-        химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
Периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их  атомов;

  • связь между составом, строением и свойствами веществ;
  • химические свойства основных классов неорганических веществ;

4)        определять:

  • состав веществ по их формулам;
  • принадлежность веществ к определённому классу соединений;
  • типы химических реакций;
  • валентность и степень окисления в соединениях;
  • тип химической связи в соединениях;

5)        составлять:

  • формулы неорганических соединений изученных классов;
  • схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И.
    Менделеева;

-        уравнения химических реакций;

  1. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  2. распознавать опытным путём:

  • кислород;
  • водород;
  • растворы кислот и щелочей;
  • хлорид ион;

8) вычислять:

  • массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • массовую долю вещества в растворе;
  • количество вещества;
  • объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или
    продуктов реакции.

Ученик должен уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Реквизиты программы

УМК обучающегося

УМК учителя

Программа по химии для 8-11 классов общеобразова-

тельных учреждений.

Под редакцией проф. Н. Е. Кузнецовой.

М.: Вентана-Граф, 2013 г.

1. Кузнецова Н. Е., Титова И. М.,  

Гара Н.Н.,

Жегин А. Ю. Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2020.

2. Кузнецова Н.Е., Левкин А. Н. Задачник по химии. 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2020.

1. Зуева М. В.,

Гара Н.Н. Новые контрольные и проверочные работы. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2017.

2. Зуева М. В., Гара Н.Н. В химической лаборатории. 8 кл. Рабочая тетрадь. - М.: Вентана-Граф, 2018.

3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. М.: Оникс, 2020

4. Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна. 2018.

5.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы. 2004.

6. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. М. 2003.

Оборудование и приборы.

  1. Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.
  2. Комплект наборов «микролаборатория»
  3. Комплект таблиц по химии для основной школы.
  4. Химическая посуда , оборудование, химические реактивы  (в соответствии с программой основной школы по химии)
  5. Комплект шаростержневых моделей.

Список литературы для обучающихся.

  1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. задачник по химии, 8 кл.- М.: Вентана-Граф, 2008  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....