Статья "Элементы занимательности""
статья по химии (8 класс)

Иванова Елена Михайловна

В данной статье идет речь о различных видах занимательности, которые могут быть использованны на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Молодой учитель»

Эссе:

«Элементы занимательности в школьном курсе химии»

Учитель химии

МОУ «ООШ №20» г. Калуги

Хорова Елена Михайловна

Москва-2009


 На сегодняшний день  знаниевый подход в образовании, являющийся                  долгое время основным, изжил себя. Знания должны быть только средством для формирования личности. Таким образом, образовательная и воспитательная задачи в обучении уступают место развивающей. Основная цель образования- подготовка ребёнка к жизни, формирование функционально грамотной личности- человека, умеющего действовать, решать возникающие задачи используя свои знания. Признаками такой личности является наличие самостоятельности в действиях, стремление к познанию и умение жить среди людей.  Это не значит, что ребёнок теперь не должен при обучении получать знания, но они не должны быть просто «балластом», ненужной «ношей», он должен реализовывать свои знания в деятельности.

Однако, не все учебные программы и пособия отошли от старого подхода, в них основная цель  до сих это информация, которая выдаётся в очень сухом виде, бывает и избыток необходимой информации. Некоторые из них  рассчитаны на высокомотивированного в познании ребёнка, но как показывает практика таких единицы. Для остальных этот материал ничего не несёт и в лучшем случае школьник его учит для получения отметки. Таким образом, формируются знания абсолютно оторванные от жизни, ребёнок и представить не может их реализацию в современном мире. В Стандарте второго поколения, которого мы будем придерживаться в дальнейшем, указывается что обучение- это часть образования, причём не самая главная, а показатели образования будут несколько иными: устойчивая мотивация познания и сформированность надпредметных связей. Исходя из этого такие учебные пособия просто не подходят для образовательного процесса, необходимо появление новых, ориентированных на современные цели и задачи.

Для формирования у школьников познавательных мотивов обучения, желание учится, узнать что-то новое, развитие позитивного отношения к самому предмету в современной школе необходимо создать такие условия для учащихся , чтобы им на уроках им было комфортно и интересно. Интерес учеников к предмету является важным фактом глубокого и осознанного усвоения знаний по химии. От него зависит внимание детей, активность познавательной деятельности, прочность знаний и их связь с жизнью. Следовательно, учитель должен отбирать для каждого урока такой материал, который   был бы интересен для большинства школьников, независимо от уровня их успеваемости. Такой подход приводит к развитию у учащихся способности мыслить нестандартно.

Одним из средств возбуждения интереса у школьников к предмету является занимательность, которая вызывает временное эмоциональное состояние, воздействует непосредственно на чувства, привлекает его внимание, т.е. стимулирует развитие эпизодического интереса. В толковом словаре русского языка можно найти такое определение: «занимательный»- способный занять внимание, воображение, интересный. Одним из видов занимательности является использование наглядности, к числу которой относится химический эксперимент. Очевидно, что химический эксперимент является одним из самых сильнодействующих средств для создания и поддержания интереса к предмету.

Он предусмотрен при изучении практически всех разделов школьного курса химии. Однако, при отборе опытов  действует ряд ограничений, связанных с повышенной опасностью некоторых веществ, их стоимостью и доступностью. Поэтому  многие интересные, зрелищные и познавательные опыты, никогда не включались в школьную программу. На сегодняшний день в связи с сокращением часов на изучение химии, трудностями с реактивами  и оборудованием многие учителя не показывают даже те опыты, которые предусмотрены школьной программой. Последствия этого можно в значительной степени устранить или хотя бы частично ослабить, используя современные  технические средства обучения, в частности, мультимедийные компьютеры с соответствующие программным обеспечением. Тем более одна из целей образования, прописанная в Стандарте, звучит следующим образом - развитие и  приобретения химических знаний  с использованием различных информационных технологий, в том числе компьютеров. Использование на уроках виртуального эксперимента  способствует интенсификации учебного процесса, активизации познавательной деятельности и возрастанию интереса к изучаемому материалу даже у учащихся, далёких от химии. Это также дополнительный стимул для школьников, интересующихся компьютерными технологиями, возможность себя проявить.

Практическое  значение  предмета хорошо можно рассмотреть при включением в урок фрагментов  иллюстрирующих последние достижения науки связанные с химией. Тех же целей можно добиться, если освещать исследование последних нобелевских лауреатов по предмету.

На уроках химии я стараюсь развить мотивацию, познавательный интерес, умение применять знания на деле через включение в процесс образования элементов занимательности.  Наша школа находиться в рамках эксперимента Школы Полного Дня. В рамках этого у нас  есть дополнительные возможности  для проведения кружков и секций по интересам. В связи с этим по химии с прошлого года началась пропедевтика с шестого класса. В этом классе был введен кружок «Химические фокусы». Он несет в основном прикладной характер, что особенно привлекает школьников, интересующихся прикладными вопросами.  Большую часть времени мы тратим на проведение лабораторных, практических работ и демонстрационных. Основная цель - заинтересовать  учеников предметом. В седьмом классе кружок  «Введение в химию» носит уже более теоретический характер, но и опытам отводится не мало времени. Продолжается формирование интереса к предмету, способствует развитию познавательной активности, в  теории уделяется много внимания связи химии с разными отраслями промышленности, связи с повседневной жизнью каждого человека и это дает дополнительную мотивацию для детей  интересующихся теорией.

Кроме того, как показывает практика, однообразные упражнения, насыщение урока большим количеством известных сведений, особенно, если они излагаются в порядке простого перечисления пройденного, то интерес учащихся снижается. Развитие интереса у ребенка зависит от опытности учителя, от того насколько эмоционально, он сможет вести урок. Включение в урок элементов занимательности приводит к развитию у школьников способности мыслить нестандартно. Очень важной является связь знаний полученных в школе с реальной жизнью. Интересный бытовой химический пример может превратить учеников из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса. Такие пути развития творческих способностей школьников помогут им в дальнейшей практической работе и в жизни, так как они научатся мыслить критически и производительнее. Наша школа достаточна небольшая и основную задачу своих предметов я вижу в формирование у учеников научной картины мира, в котором знания, полученные на уроках,  обязательно пригодятся. Но для этого необходимо развить интерес к своему предмету. Одним из средств возбуждения интереса у школьников к предмету является занимательность. В своей работе я использую следующие элементы занимательности:

-необычная фабула: гораздо интереснее решать не просто задачу из набора цифр и названий, а если надо помочь сказочному герою или герою любимого мультфильма;

-занимательные факты: например, интересные свойства веществ или их нестандартное  использование;

- иллюстрации и анимации: в том числе и с использованием компьютера;

-виртуальные беседы;

- звуковое оформление;

-привлечение современных технологий.

В моей работе используются все приведенные выше элементы, особенно при составлении задач. Однако,  учебный процесс не должен быть перегружен занимательностью, необходимо найти «золотую середину».

Таким образом, для успешности образовательного процесса просто необходимо учитывать принципы дидактической системы, среди которых особое внимание следует уделять принципам наглядности, связи теории и практики, а также сознательности и активности учащихся. Современное образование давно уже не живет по принципу «кнута», как это было у самых его истоков. Сегодня чтобы сформировать у школьников познавательные мотивы обучения, желание узнать что-то новое, «захотеть учиться», и в целом позитивное отношение к самому предмету, просто необходимо, чтобы на уроках им было комфортно и интересно.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная грамматика"

Актуальность работы в школе кружка "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени...

элективный курс "Занимательная математика"

Курс предназначенг для учащихся 5-го класса. Большое количество времени отводится на геометрический материал....

Внеклассное мероприятие "Занимательная биология" (Что? Где? Когда?)

Внеклассное мероприятие по биологии для 7-8 классов в виде презентации в форме игры Что? Где? Когда? Имеет игровое поле, таймер, ответы с иллюстрациями. Основу составляют вопросы по ботанике, зоологии...

Конкурс эрудитов:"Занимательно о спорте"

Конкурс в рамках теоретического урока в 4 классе...

Занимательное в информатике

Сложному предмету "информатика" всегда не достает занимательности .Собираю и создаю сама такие материалы. С удовольствием поделюсь ими с коллегами!...

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Значение экологических знаний, их формирование и развитие при изучении курса «Занимательная экология

Материал разработан как методическое пособие к рабочей программе "Занимательная экология"...