Значение экологических знаний, их формирование и развитие при изучении курса «Занимательная экология
методическая разработка по биологии по теме

Вильданова Ирина Владимировна

Материал разработан как методическое пособие к рабочей программе "Занимательная экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Znachenie_ekologicheskih_znaniy.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение экологических знаний, их формирование и развитие при изучении курса «Занимательная экология»


Пояснительная записка

Материал разработан как методическое пособие к  курсу «Занимательная экология».

К теоретической основе приложен практический материал по каждому освещенному вопросу.

В работе даны теоретические основы формирования экологических знаний у учащихся при изучении эколого-биологических дисциплин, затронуты возможности системного и систематического усвоения экологического материала.

Особое внимание уделено экологии родного края.


Содержание

  1. Роль экологических понятий в содержании биологического образования        4
  2. Основные приемы формирования экологических знаний         6
  1. Роль экскурсий и игровой деятельности в формировании экологических знаний        7
  2. Элективный курс – как возможное дополнение к курсу «Занимательная экология»         9
  3. Значение регионального компонента в формировании у учащихся патриотизма и бережного отношения к природе родного края        10
  4. Приложение

Экскурсия «Весенние изменения в природе. Природные сообщества и человек»        12

Ролевая игра «Охрана цветковых растений»        14

Тематическая лекция «Экологические изменения на Кубани»        16

Программа элективного курса «Лекарственные растения родного края»        20

Структурная карта элективного курса «Лекарственные растения родного края»        22


Роль экологических понятий в содержании биологического образования.

Экологическое образование - это необходимый элемент общего  образования молодежи, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества, формированием нравственного отношения к природе и привитием умений и навыков сознательного отношения к ней. К началу 80-х годов определены цели и принципы, разработана теория экологического образования. Важным компонентом этой теории является учение о формировании экологической культуры личности ребенка. Основой для развития экологической культуры являются экологические знания, так как только на основе знаний у человека формируются убеждения, складывается отношение к проблемам экологии, и развиваются умения рационального природопользования. Экологические знания являются составной частью биологического образования.

Систематическое изучение основ экологии происходит в курсе биологии, дополнительных занятий, элективных курсов. Здесь экологические знания раскрываются в виде понятий. Овладение экологическими понятиями - главный путь вооружения учеников основами экологии. Глубокие экологические знания, на основе которых формируется мировоззрение, связаны с усвоением системы понятий, так как в системе отражаются теории, основные идеи науки, движение и взаимосвязь понятий. Экологические знания имеют многоаспектный характер. Прежде всего, они несут большой мировоззренческий потенциал, являющийся средством формирования правильного научного мировоззрения.

Учащиеся, приступая к системному изучению эколого-биологических дисциплин, на хорошо знакомых примерах отмечают

приспособленность растений и животных к совместной жизни в сообществе; являются свидетелями происходящей в природе смены одного сообщества другим. Эти примеры подтверждают законы диалектики: отрицание отрицания, единства и борьбы противоположностей. Таким образом, на примере экологического содержания ученики в курсе занятий знакомятся с фактическим материалом, который вместе с другими эколого-биологическими понятиями курса способствует выработке диалектико-материалистического понимания процессов и явлений, происходящих в природе.

Интеллектуально-развивающий аспект экологических знаний связан с развитием навыков к наблюдению и выявлению экологических явлений в родной природе. Воспитанники, изучая экологический материал в курсе «Занимательная экология», сравнивают растения и животных одного вида, но выросшие в различных условиях среды, выясняют причины различия их морфофизиологической организации, анализируют влияние окружающей среды на организм и выделяют отдельные факторы среды. Эти примеры дают основание считать, что формирование экологических понятий является важным условием развития мышления ребят, помогает осознать гармонию существующих в природе связей, их ранимость от неграмотного вмешательства со стороны человека. Овладение экологическими знаниями помогает ученикам понять, что оптимизация природы и общества возможна при условии интернациональных связей между народами различных стран и республик. Экологические знания и, выработанные на их основе убеждения в необходимости ответственного отношения к природе, способствуют развитию умений применять эти знания в конкретной трудовой деятельности, вовлечению детей в общественно-полезный труд по охране природе. На основе экологических понятий, развиваемых в курсе «Занимательная экология», вырабатываются нормы поведения в природе, умения пропаганды экологических знаний.

Система экологических понятий в курсе «Занимательная экология» включает пять рядов: о среде и факторах среды, экологии организмов, биогеоценологии, социальной и популяционной экологии. Для качественного усвоения экологических понятий необходимо соблюдение ряда условий: системный и систематический подход к преемственному развитию экологических понятий, учет возможностей их движения в содержании курса «Занимательная экология»; причинно-следственное и мотивированное раскрытие экологических явлений; включение и объяснение экологических терминов и определений использование занятий специального содержания; обобщение и формирование экологических понятий на основе интеграции с другими биологическими понятиями; постоянное внимание со стороны педагога к их развитию; активное включение местного природного материала, отражающего экологические явления. Разработанная система экологических понятий в содержании данного курса поможет педагогу выполнить выше перечисленные условия в практике преподавания.


Основные приемы формирования экологических знаний

Для реализации целенаправленного и планомерного процесса формирования экологических знаний у воспитанников необходимо использовать прием экологизации преподавания, понимая под этим не только включение дополнительных экологических знаний, а экологическое освещение изучаемых биологических явлений и предметов, которое предполагает особую подачу изучаемого материала, способствующую раскрытию элементов экологии. В этом случае развитие экологических и других биологических понятий происходит одновременно, что приводит к более полному, мотивированному усвоению данного материала. Специальные приемы, направленные на экологизацию содержания занятий, позволяют развивать экологические понятия в одних случаях путем накопления опорных знаний, в других - при обобщении и интеграции с другими биологическими понятиями, в-третьих, - в ходе практикования и применения имеющихся знаний.

Большое значение имеет отбор содержания. Необходимо отбирать такой материал, на примере которого можно формировать экологические и другие биологические понятия в их взаимосвязи, показать значение организмов в природе, а также проявление их свойств в различных условиях обитания, роль человека в природе. Например, при изучении корневых систем использовать демонстрацию двух растений одного вида, но выросших в условиях разного увлажнения. Внимание ребят обращать на длину корня, характер разветвления, внешний вид самого растения. При этом задается вопрос: «Почему корни одного и того же растения так различаются по своему облику?».

При изучении поглощения корнем воды и минеральных солей демонстрацией заранее поставленных опытов с водными культурами доказывается не только необходимостью минеральных солей для роста растений, но влияние концентрации солей в растворе на их развитие. Результаты таких опытов подводят учащихся к выводу, что избыток, что избыток минеральных солей отрицательно сказывается на развитии растений.

Закрепляются полученные экологические и другие биологические знания при выполнении учащимися практических работ, которые также рекомендуется использовать как приемы развития экологических понятий.

Важным средством экологизации учебного содержания во время проведения уроков являются познавательные задачи. Также экологический материал необходимо использовать для постановки проблемных вопросов на занятии. Это поможет привлечь внимание и повысить интерес учащихся к экологическим явлениям.


Роль экскурсий и игровой деятельности в формировании экологических знаний.

Особое значение для формирования экологических знаний имеют сезонные экскурсии, во время которых они конкретизируются, практикуются, тем самым происходит их развитие.

Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся к ее изучению и способствует эстетическому и экологическому воспитанию детей. Одновременно воспитывает чувство любви к родному краю.

Во время осенних экскурсий на примерах местных видов учащиеся знакомятся с животными и растениями разных мест обитания. Например. Отмечают приуроченность гравилата городского к влажным затененным местам. Наблюдают состояние травяного покрова в различных условиях освещенности. В результате происходит накопление опорных знаний об экологических группах, жизненных формах, средообразующем действии растений.

Содержание зимней экскурсии позволяет развивать экологические понятия о факторах среды, жизненных формах, чертах приспособленности организмов к зимним условиям среды.

Во время весенней экскурсии учащиеся не только практикуют знания в выявлении черт приспособленности животных к среде обитания, но и учатся характеризовать сообщества как целостность, как надорганизменную систему, а это требует обобщения экологических знаний, способствует формированию сложных экологических понятий, а также оценочных и прогностических экологических умений.

Роль экскурсий в эколого-биологическом обучении неоспоримо велико, но, зачастую, проводя подобные мероприятия, не уделяется должного внимания их экологизации.

При проведении экскурсий и походов в природу иногда учащиеся губят полезные растения. Иногда разоряют птичьи гнезда. Поэтому необходимо проводить разъяснительную работу по вопросу охраны природы, ее взаимодействия с человеком. Брать можно только то, что нужно для изучения или для коллекции. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили правила сбора растений для гербария: сначала нужно описать место, где растет растение и его феносостояние. Коллекционировать яйца птиц следует запретить. Если десяток воспитанников возьмут, хотя бы по одному яйцу для коллекции, это повлечет за собой уничтожение многих гнезд полезных птиц

Завершающим этапом на пути формирования системы экологических понятий, может быть, раздел «Природные сообщества». К моменту его изучения учащиеся в достаточной мере должны владеть знаниями о среде и факторах среды, экологии организмов, иметь опорные знания для включения и определения сложных биогеоценотических понятий и обобщения элементов знаний социальной экологии.

В  программе «Занимательная экология» большое место отводится проведению экологических и фенологических наблюдений. Они являются одной из форм самостоятельной работы учащихся. В процессе фенологических наблюдений ребята приобретают знания о взаимосвязях предметов и явлений в природе, что имеет большое значение в формировании мировоззрения, приобретении конкретных экологических знаний, а также способствует развитию и формированию экологических понятий.


Элективный курс – как возможное дополнение к курсу «Занимательная экология».

Не исключено, что при изучении курса «Занимательная экология» некоторые из учащихся могут проявить устойчивый интерес в какой-то отдельной области знаний, например, ботанике. В этом случае целесообразно разработать для них дополнительный курс, который поможет удовлетворить исследовательский интерес этих ребят в данной узкоспециализированной области курса.

Такой  курс – может быть частью общей программы по экологизации знаний, восстановления, рационального использования природных ресурсов. Спецкурс имеет также профориентирующее  значение. Воспитанникам   могут быть предложены интересные экскурсии по изучению многообразия  растений и животных, приспособления к среде обитания и т.д. На практических и лабораторных занятиях  учащиеся научатся изготавливать картины из природного материала, гербарий, приобретут некоторые навыки комнатного цветоводства. Умение оформлять стенды, посвященные  растительным сообществам. Необходимо привить любовь к озеленению территорий. Изучение курса повлияет на выбор таких профессий как дендролог, эколог, дизайнер и т.д.


Значение регионального компонента в формировании у учащихся патриотизма и бережного отношения к природе родного края.

В настоящее время особо актуально освещать вопросы экологии родного края. В связи с этим перед и перед курсом «Занимательная экология» стоит задача по внедрению собственных региональных компонентов.

Большая плотность населения края, значительное развитие промышленности и транспортной сети, невыполнение природоохранных программ - все это чревато растущими темпами загрязнения окружающей среды, деградацией отдельных экосистем и возникновением сложных экологических проблем, которые, в конечном счете, ведут к ухудшению состояния здоровья населения края, особенно, детей.

Задача старшего поколения состоит в том, чтобы не допустить возможные экологические катастрофы. А также сформировать гуманное отношение подрастающего поколения к природе, суметь объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Любой порядок, бережное отношение начинается с дома, с места проживания, с Малой Родины, чтобы сформировать экологические знания к окружающей природе, необходимо привить любовь к своему месту обитания. К окружающим людям и природе, к Родине. Следует этому вопросу уделять систематическое внимание на каждом занятии курса.


Приложение


Весенняя экскурсия

Тема: Весенние изменения в природе. Природные сообщества и человек.

Цели и задачи:

  • формирование знаний о взаимосвязи ритмов в живой и неживой природе, о приспособленности растений к жизни в фитоценозе, о влиянии человека на природные сообщества;
  • формирование умений по сбору гербария, описания и зарисовки природных объектов, определения ярусности;
  • продолжить развивать умения анализировать и делать выводы на основе полученных знаний.
  • прививать гуманное отношение к природным объектам.

Экскурсия проводится в дубраву или дубово-грабовый лес - наиболее часто встречающиеся лесные сообщества нашего края. Весна в Краснодарском крае начинается уже в феврале, но неустойчива: цветут первые весенние растения, но подует холодный ветер и засыпает все вокруг снегом. Но это один из самых интересных периодов для наблюдений. Он называется предвесенним и проходит очень быстро. Придя к месту экскурсии надо остановиться для вступительной беседы на границе леса, чтобы лучше видеть ярусность: именно от нее зависит степень видовой насыщенности в природном сообществе. При ознакомлении с многообразием деревьев, кустарников обратить внимание на цветение некоторых из них. У лещины в это время свисают буро-желтые сережки на концах ветвей. Это соцветия мужских цветков. А женские цветки найти трудно: их соцветия очень похожи на обычные почки, но имеют красноватые ниточки - рыльца, высовывающиеся из невзрачного цветка. Опыление происходит при помощи ветра, поэтому и цветет лещина еще до распускания листьев.

Из травянистых растений цветут зимовник кавказский, цикламен косский, мать-и-мачеха, подснежник, фиалки. Все они имеют запас питательных веществ в корневищах, клубнях, лукавицах, поэтому цветение их происходит очень рано, как только пригреет солнце. Далее следует вместе с детьми охарактеризовать растительное сообщество по плану:

1.        Место обитания - территория, занимаемая
сообществом с присущим ей комплексом
экологических условий среды (биотоп).

Если участки земной поверхности имеют сходные условия, то обычно имеют сходные биоценозы.

  1. Видовой состав - виды, заселяющие данное сообщество. Видовой состав растений можно определить при многолетнем наблюдении в течение всего вегетационного периода.
  2. Количественное участие видов в фитоценозе характеризуется его численностью и густотой. Виды, которых в фитоценозе много, являются доминантными. Они чаще всего являются основными средообразователями. Другие виды являются спутниками. В дубовом лесу дуб - доминантный вид, боярышник, кизил - сопутствующие. По возрастному составу видов сообщества можно судить о прошлом и будущем фитоценоза.
  3. Строение фитоценоза. От ярусности в пространстве и во времени зависит степень видовой насыщенности в растительном сообществе.
  4. Взаимосвязи между организмами в биогеоценозе: взаимовыгодное (симбиоз грибов и высших растений, цветковые растения и насекомые-опылители); полезно-нейтральное (срастание корней, лишайники и мхи на стволах деревьев); полезно-вредные (лиана и растение-опора); конкуренция (сорняки - культурные растения).

Самостоятельная работа учащихся по заданиям:

1. Описание территории и экологических условий:

  • температура воздуха (сравнивается с температурой вблизи дороги на открытом месте).
  • движение воздуха в лесу и на открытом месте.
  • влажность почвы в лесу и около дороги.

  1. Описание, зарисовка или фотографирование раннецветущих растений.
  2. Определение ярусов.
  3. Нахождение примеров различных взаимоотношений растений с окружающей живой и неживой природой.

Отчет по результатам экскурсии.

  1. Описание красоты пробуждающей природы.
  2. Примеры взаимосвязей растений в фитоценозе.
  3. Список растений по ярусам.
  4. Оценка своего поведения в природе. Оценку обосновать.

Ролевая Игра «Охрана цветковых растений»

Цели и задачи:

Обобщить и конкретизировать знания о многообразии цветковых растений, о редких и исчезающих растениях Краснодарского края, необходимости их охраны.

Продолжить формирование всесторонне развитой личности ребенка.

Повысить интерес учащихся к изучаемой дисциплине.

Оборудование: открытки, иллюстрации, рисунки редких и охраняемых растений. Действующие лица: Педагог, Незнайка, Знайка, Лесовичок, Воспитанники.

Педагог. Сегодня мы с вами подводим итоги знаний о жизни растений. На этом уроке мы познакомимся с редкими и исчезающими видами растений Краснодарского края, раскроем и научно обоснуем необходимость их охраны, недопустимость массового сбора дикорастущих растений. В этом нам с вами помогут наши старые друзья Незнайка и Знайка. Знайка. Ребята, мы отправимся с вами на прогулку в необычный лес!

Незнайка. А почему в необычный? Знайка. Потому что в нем живут редкие и исчезающие растения.

Педагог . Знаете, ребята, не каждый может попасть в

этот лес, а только тот, кто любит и бережно относится к

природе.

Незнайка. Что мы увидим сейчас в лесу? Ведь снег совсем

недавно растаял, листьев еще нет, цветы не цветут.

Педагог Незнайка, ты не прав. Лес оживает после зимнего снега. Оглянись вокруг и посмотри!

Незнайка. Вижу. Вон у реки желтеют какие-то крошечные цветы.

Знайка. Это мать-и-мачеха. А посмотрите в другую сторону. На опушке леса цветут цикламены.

Педагог Ребята! Вы, наверное, все сейчас мне назовете цветы, которые самыми первыми появляются из-под снега? Конечно, это подснежники - первые весенние растения, которые развиваются прямо под снегом. Когда солнце начинает пригревать, у них появляются цветки и листья, потому что в их почках еще с осени закладываются побеги с соцветиями. Как только сходит снег, они первыми приветствуют солнышко.

Незнайка. Подснежники, цикламены и мать-и-мачеха - это первые цветы?

Педагог  Да. Давайте запишем в тетради весенние

растения, цветущие первыми в наших лесах: Подснежник

кавказский. Цикламен косский. Мать-и-мачеха. Морозник

(зимовник).

Подснежник Кавказский - красивое декоративное

травянистое растение, имеет луковицу высота до 20 см.

Зацветает в феврале, семена созревают в апреле, после

чего растение отмирает. Встречается в лесах, во влажных

местах.

Знайка. Цикламен косский имеет красно-фиолетовые или

розовые цветки. Цветет в декабре - апреле. Растет в

лесах. Лекарственное растение.

Незнайка. Мать-и-мачеха обыкновенная имеет желтые

цветы. Листья появляются после цветения. Цветет в

феврале-марте. Встречается по обочинам дорог и полей,

по берегам водоемов, на пустырях. Лекарственное

растение.

Знайка. Давайте пойдем дальше по поляне.

Незнайка. Посмотрите, к нам на встречу кто-то идет.

Педагог. Это — Лесовичок.

Лесовичок. Здравствуйте, ребята. Вы хотите попасть на волшебную поляну?

Незнайка. Да.

Лесовичок. Хорошо, но вы должны вспомнить

основные правила повеления в природе.

Воспитанники вспоминают правила.

Лесовичок. Вот теперь мы можем идти.

Педагог  Посмотрите, вот зимовник кавказский - редкое,

занесенное в Красную книгу растение, его чашелистики

превращаются в нектарники.

Лесовичок. Зимовник или морозник - это ядовитое

растение. Корни и корневища его обладают жгучим,

слегка горьковатым вкусом, неприятным запахом.

Незнайка. Если его нельзя рвать, то давайте нарвет букет других цветов.

Лесовичок. Ребята, объясните. Пожалуйста, Незнайке, почему нельзя осуществлять массовый сбор растений в природе, какой вред наносит растениям массовое посещение людьми лесов и лугов.

Воспитанники  Срывая цветы, мы уничтожаем в зачатке * семена. А раз нет семян, то уже в лесу не смогут появиться новые молодые растения. Массовое посещение леса приводит к тому, что уплотняется почва, при этом корни растений испытывают недостаток воздуха, и погибают.

Педагог Ребята, как вы думаете, что надо делать, что бы сохранить природу?

Воспитанники Для этого в мире сейчас принимаются меры по охране земли, ее недр, лесов, животных и растений. В Красной книге опубликован список растений и животных, за существование которых нам приходится волноваться: колокольчик Отрана, белоцветник летний, красавка белладонна, тис ягодный, рожь Куприянова, подснежник кавказский и Воронова, цикламен косский, птицемлечник обыкновенный, хмелеграб обыкновенный, лилия кавказская, пыльцеголовник длиннолистый и красный, лимодорум, мышиный гиацинт синий и другие. Эти растения нельзя срывать и необходимо сохранять.


 

Тематическая лекция


Тема: «Экологические изменения на Кубани»

Цели: познакомить учащихся с наиболее распространенными экологическими проблемами на Кубани; сформировать знания о причинах, вызывающих ухудшение экологической обстановки; привить бережное отношение к окружающей среде.

Человечество стремится всю окружающую природу: энергию Солнца и недр Земли, воду и воздух, растительный и животный мир. С развитием человеческого общества, промышленности и техники все быстрее растут запросы человека. Обществу нужно все больше и больше природных богатств. Для достижения своих целей человек «наступает» на природу, изменяя облик планеты. Сегодня мы узнаем, какие экологические изменения произошли за последнее время у нас на Кубани.

На Кубанской земле жили, взаимно сменяя друг друга: арийское племя скифов, греки, гунны, сарматы, печенеги, половцы, генуэзцы, русские, татары, черкесы и турки. В1792 году эти земли по указу Екатерины II были заселены Черноморскими казаками.

Главнейшей рекой Кавказа является Кубань. По современным представлениям она входит в список рек первой категории. Главное ее русло в 60 км ниже Краснодара делится на две почти равные части: на Кубань, текущую на Запад, и на Протоку, впадающую в Азовское море у Анчуева. Еще в начале прошлого века собственно Кубань, не доходя 8 км до начала Ахтанизовского лимана, делилась снова на две части: на Переволоку, впадающую в вышеназванный лиман, и старую Кубань (Джигу), вливающуюся через Кубанские лиманы в Черное море.

До 1819 года Переволоки совсем не существовало. В 1995 году местные жители прорыли канал, чтобы опреснить воды Ахтанизовского лимана. Последний у г. Темрюка соединили искусственным гирлом с Курчанским лиманом. Равнина перед Азовским морем значительно ниже, чем перед Черным морем, поэтому основной скат воды пошел в Азовское море. Оба лимана опреснились. В настоящее время рукава Кубани, впадающего в Черное море, не существует вообще.

Изменилась сама география Кубани. Из сочинений Страбона известно, что Тамань при греках была не полуостровом, а архипелагом, состоящим из пяти островов, разделенных рукавами реки Кубань. В XIV веке река Кубань, как отметил генуэзский ученый Висконте, совсем не разрезала своими рукавами Тамань. Это уже был единый монолитный остров, а Кубань уже впадала в черное море.

В древнее время через Черноморский рукав Кубани суда из Черного моря попадали в Азовский пролив, а затем и в Азовское море, минуя Керченский пролив. В начале XIX века Черноморский рукав Кубани отличался глубиною и обилием воды. В начале XX века судоходство по нему прекратилось. Лиманы сначала стали мелководными, а потом превратились в соленые озера.

Из морских бухт самыми большими являются Новороссийская и Геленджикская. Последняя бухта имеет то преимущество, что в нее не впадает ни одна река, которая могла бы загрязнить ее и делать заносы дна. Однако, на сегодняйший день это одно из самых загрязненных мест Черного моря. Бухта умирает. На ее дне лежит слой отходов толщиной до метра.

В 1988—1990 годах повсеместно на Кубани началось подтопление населенных пунктов грунтовыми водами. При этом общественность «грешит» на влияние Краснодарского водохранилища. Однако многие ученые считают, что подтопление это - следствие тектонических изменений под поверхностью почвы. Недавно была замечена зависимость между поведением почвенных вод и землетрясений: если на сопредельных территориях готовится землетрясение, то в Краснодарском крае наблюдается подъем грунтовых вод.

Вместе с нарушениями гидросферы края уменьшились и рыбные запасы. Рассказы об обилии рыбы на Кубани теперь могут показаться вымыслами, фантазией.

Породы красной рыбы — осетр, севрюга, стерлядь, белуга — в огромных количествах добывались не только в Азовском, но и в Черном море, а также в степных речках: Бейсуг, Челбасы, Ея. На сегодняйший день все виды этих рыб являются дефицитом.

Ценнейшим богатством Кубани являются ее черноземы, достигающие местами толщины свыше двух метров. В настоящее время питательность почвы, т. е. содержание гумуса в результате ежегодной распашки уменьшилось 5 до 4%. А образовывался этот гумус в течение миллионов лет.

Также Кубань славилась своими степями. Кубанские степи принадлежали к чистейшему типу ковыльных степей. В них преобладали: овечья овсянка, ковы л и, пырей, горошек, дикая люцерна, клевер, вика, тимофеевка. Степи давали громадные урожаи трав. Последние были мощны по росту. Когда казак ехал по степи, то издали были видны лишь часть туловища всадника и голова лошади. Теперь от этих классических степей почти ничего не осталось.

Наиболее существенно изменилась фауна Черноморья. Раньше степные реки, лиманы, озера и приморские полоса были переполнены болотной дичью. Во время перелетов открытые места на расстоянии целых квадратных верст были покрыты перелетными гусями всплошную. За лысками и утками не видно было воды. Казаки описывали 53 вида птиц. В меньшем количестве водились фазаны, дикие свиньи и козы. Но их все равно было много.

В степях еще водились дикие лошади. В большом количестве встречались в степях козы, лисицы, волки, барсуки, зайцы. Особенно много было последних. Дрофы и стрепеты к осени собирались в огромные стаи по несколько десятков тысяч особей. В гололед обледеневших дроф казаки загоняли стаями к себе во дворы и здесь их резали, солили. К 1910 году степная лошадь и тетерев исчезли безвозвратно. Козы, дикие свиньи и фазаны вывелись в степях. Дрофа и стрепет стали большой редкостью. Перепела перестали быть той сорной птицей, которой срезали головы косари при сенокошении.

Имеющиеся исторические справки дают основание предполагать, что до новой эры Тамань была покрыта лесами. Диодор Сицилийский, описывая взятие одной крепости, говорит, что атакующие воины три дня рубили лес, дабы только подойти к крепости. Ныне же Тамань представляет собой солончаковую полупустыню.

Особенно замечательны были горные леса Кубани. Деревья достигали невероятных размеров. «Ели и пихты выглядят какими-то сказочными великанами до сажени в диаметре и около 100 аршин в высоту, имеют три-четыре обхвата в окружности и до 500 годичных колец», — писал Ф.А. Щербина.

На сегодняшний день известно, что площади лесных насаждений стремительно уменьшаются с каждым годом. Наши леса истощены и представлены в основном сорокалетними деревьями, тогда как еще при казаках возраст лесов был более 500 лет.

Когда казаки заселяли кубанские земли, они сразу обратили внимание на нефть. Некоторые ее самоизливные месторождения (например, вблизи Анапы) отмечены еще до переселения черноморцев на Кубань. Казаки называли нефть дегтем и пользовались ее как смазочным веществом. Разработка же источников нефти на первых парах совсем не проводилась. И только морское ведомство посылало нижних чинов на добычу нефти. Бурное развитие нефтедобычи отмечено в довоенные годы XX века. В настоящее время ее запасы в действующих скважинах иссякают. Сегодня изучается вопрос о добычи нефти из богатых девонских пластов.

Вот далеко не полный перечень проблем, порожденных человеком. Разрушая природу, человек уничтожает свой дом. Человек является частью природы, и жить на безжизненной планете он не сможет. Поэтому, каждый из нас должен вносит свой посильный труд в защиту нашего родного края.


Программа элективного курса «Лекарственные растения родного края»

(35часов, 1час в неделю).

Пояснительная записка.

Программа предназначена для изучения дополнительного курса «Лекарственные растения Краснодарского края». Программа предусматривает углубленное изучение теоретических и прикладных основ экологии и ботаники в курсе «Занимательная экология». Программа может выступать как дополнение к основному курсу и преподаваться одновременно с ним.

Данный курс формирует знания учащихся о многообразии лекарственных растений Краснодарского края, об активных основных веществах клеток лекарственных растений, о' зональной и высотной поясности распространения лекарственных растений, о лекарственных растениях дубово-буковых, дубово-грабовых лесов и их биологических и эксплуатационных запасах. Развивает у учащихся понимание необходимости охраны лекарственных растений и рационального их использования. Формирует представление о месте лекарственных растений в общей структуре народного хозяйства Краснодарского края..

После усвоения данного курса учащиеся должны знать: лекарственные растения своей местности, охраняемые и редкие лекарственные растения региона. Знать фармакологические свойства лекарственных растений, природоохраняемые объекты Краснодарского края, правила поведения в природе. Знать краткую историю изучения лекарственной флоры Кубани и современные исследования в этом направлении.

Курс развивает умение картирования, приготовления гербарного материала, определения с помощью определителя лекарственных растений. Учащиеся знакомятся с методиками определения основных показателей распространения лекарственных растений (урожайность, численность, встречаемость, запасы).

Основными задачами данного курса является: работа по эстетическому, патриотическому, экологическому воспитанию, изучение курса прививает любовь к родной природе, знакомит с профессиями в этой области, формирует навыки работы с определителем и научной литературой, вызывает интерес к исследовательской работе. В период изучения курса учащиеся могут вести исследовательскую работу по изучению лекарственной флоры своей местности по методикам, прилагающимся к курсу. Результаты могут докладываться на региональных научно-практических конференциях.

Особенностью данного курса является то, что для его проведения необходимо иметь достаточное количество гербарного материала представителей флоры данного региона, а также достаточное количество определителей. Большое внимание при изучении данного курса уделяется лабораторным работам, экскурсиям и работе с дополнительной литературой.

Программа

Введение(1ч.)

Ботаника- наука о растениях. Место изучения лекарственных растений в курсе «Занимательная экология».

1.Клеточное строение растений(4ч.)

Клетка, её строение, состав и жизнедеятельность. Вещества, обнаруживаемые в клетках лекарственных растений (алкалоиды, гликозиды).

Лабораторная работа №1 «Приготовление микропрепарата лекарственного растения».

Экскурсия№ 1 «Лекарственные растения осенью».

2.История изучения лекарственных растений(2ч.)

История изучения лекарственных растений во флоре Краснодарского края. Работы Гроссгейма, Алтухова и др. Современные исследования лекарственных растений во флоре и Краснодарского края.

Лекарственные растения во флоре и Краснодарского края(13ч.)

Многообразие лекарственных растений во флоре Краснодарского края. Понятие о реликтах, эндемиках. Влияние факторов окружающей среды на лекарственные растения. Зональная (широтная) и высотная поясность в распространении лекарственных растений в Краснодарском крае. Лекарственные растения дубово-буковых, дубово-грабовых лесов в Краснодарском крае. Биологические и эксплуатационные запасы лекарственных растений. Использование лекарственных растений родного края в медицине, в быту.

Лабораторная работа № 2 «Определение лекарственных растений с помощью определителя»

Демонстрационный опыт №1 «Скорость прорастания семян лекарственных растений в сравнении с семенами других растений».

Практическая работа №1 «Методика приготовления гербарного материала».

Практическая работа №2 «Методика определения основных показателей распространения лекарственных растений (сетка Раменского, урожайность, численность, встречаемость, запасы)».

Практическая работа №3 «Методика картирования лекарственных растений».

Экскурсия №3 «Лекарственные растения зимой».

Лекарственные растения в народном хозяйстве(Зч.)

Место лекарственных растений в общей структуре народного хозяйства Краснодарского края. Лекарственные растения Краснодарского края.

5.Охрана лекарственных растений 11ч.

Необходимость охраны лекарственных растений. Экологические группы во флоре лекарственных растений, их роль в природе и в природном сообществе. Первоцветы, их охрана, восстановление и изучение (урок-игра). Красная книга Краснодарского края. Природоохранные территории Краснодарского края. Правила поведения в природе. Экологическая деятельность учащихся.

Экскурсия №4 «Лекарственные растения весной».

Экскурсия №5 «Роль ПОУ в сохранении, изучении и использовании некоторых видов лекарственных растений».

Заключение 1ч.)

Рациональное использование лекарственных растений, их возобновление. Интродукция новых видов лекарственных растений.


Структурная карта элективного курса на тему: «Лекарственные растения родного края».

(35 часов, 1 час в неделю)

Тема

Часы

Основное содержание

л/р

Д/О

п/р

Экскурсии

Введение

1

Ботаника —

наука о

растениях.

Место изучения

лекарственных

растений в курсе «Занимательная экология»

1

Клето

чное строение растен

ий

4

Клетка, её

строение,

состав, и

жизнедеятельно

сть. Вещества,

обнаруживаемы

е в клетках

лекарственных

растений

(алкалоиды,

гликозиды).

1. «Пригот овление микропр епарата лекарств енного растения»

1.« Лекарстве

иные

растения

осенью».

2

История изучения лекаре твенных растен

ий

2

История

изучения

лекарственных

растений во

флоре

Краснодарского

Края. Работы

Гроссгейма,

Алтухова и др.

Современные

исследования

лекарственных

растений во флоре Краснодарского

края.

3

Лекаре твенн

ые растения во флоре Краснодарского

края.

13

Многообразие

лекарственных

растений        во

флоре

Краснодарского

края. Понятия о

реликтах и

эндемиках.

Влияние

факторов

окружающей

среды на

лекарственную

флору.

Зональная

(широтная)      и

высотная

поясность  в

распространени

и

лекарственных

растений в

Краснодарского

края. Лекарственные

растения дубово-буковых, дубово-грабовых лесов Краснодарского края.

Биологические и

эксплуатационн ые запасы лекарственных растений. Использование лекарственных растений родного края в медицине,  в быту.

2. «Опреде

ление лекарств

енных растений

1.

«Скорость

прорастай

ия семян

лекарстве

иных

растений

в

сравнении с

семенами

других растений»

1.

«Методика

приготовле

ния гербарного

материала

2.

«Методика

определени

я основных

 показателе

й распростра

нения лекарствен

ных

растений»

(сетка

Раменского

урожайность, численност

ь,

встречаемо

сть,

запасы).

3.

«Методика

картирован

ия лекарствен

ных растений».

.

2.

«Лекарственн

ые растения

леса».

3.

«Лекарственн ые растения

зимой».

4

Лекарственные растения в народном хозяйстве

Место лекарственных растений в общей структуре народного хозяйства

5

Охрана лекарственных растений

11

Необходимость охраны лекарственных растений. Экологические группы во флоре лекарственных растений, их роль в природе и в природных сообществах. Первоцветы, их охрана, восстановление и изучение. Красная книга. Природоохранные территории Краснодарского края. Правила поведения в природе. Экологическая деятельность учащихся

4. «Лекарственные растения весной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»

Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...

Формирование УУД в рамках изучения курса ОРКСЭ

Формирование УУД в рамках изучения курса ОРКСЭ...

Значение межпредметных связей в формировании знаний в школьном курсе географии

Отличительной чертой нашего времени следует считать взаимопроникновение идей и методов различных наук. Их интеграция, комплексный подход необходимы для решения экологических, экономических и социальны...

Формирование предметных компетенций при изучении курса алгебры в 7-9-ых классах

В статье рассмотрены основные этапы формирования предметных компетенций. Презеннация содержит практический материал....

Статья на тему: «Значение театрализованных постановок в формировании профориентационного развития школьников»

Одной из центральных задач современного непрерывного образования является обеспечение социальной адаптации обучаемого, приспособление его к реальным условиям общественной жизни, к сложившейся структур...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....