Формирование предметных компетенций при изучении курса алгебры в 7-9-ых классах
статья по алгебре (7 класс) на тему

Почигайло Ирина Николаевна

В статье рассмотрены основные этапы формирования предметных компетенций. Презеннация содержит практический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предметных компетенций при изучении алгебры в 7-9-ых классах

За последние годы кардинально изменилась ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к обучению школьников. В связи с этим всё чаще в педагогической литературе появляются понятие ключевые компетенции. К центральному ядру обучения относят следующие метапредметные (ключевые) компетенции: общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. (2,4)

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне учебных предметов для каждой ступени обучения. Рассмотрим, как формирование некоторых образовательных компетенций достигается через предметные (математические) компетенции при изучении курса алгебры в 7-9-ых классах.  В таблице 1 показан пример взаимосвязи предметных и метапредметных компетенций.

Таблица 1.

Темы уроков, виды деятельности

Предметные (математические) компетенции

Метапредметные (ключевые) компетенции

Решение задач с помощью уравнений

Умение составлять математические модели

учебно-познавательные компетенции

Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции

Способность решать оптимизационные задачи

учебно-познавательные компетенции

Доказательство тождеств

Способность представлять математические доказательства

коммуникативные компетенции

Статистика и теория множеств

Способность выявлять качественную информацию из количественных данных

учебно-познавательные компетенции

Можно выделить следующие компоненты предметных компетенций: круг реальных объектов, общекультурные знания, навыки или способы деятельности. В компетенции «умение составлять математические модели» выделяются следующие компоненты: практические задачи, математическая модель, составление модели. Каждому компоненту соответствует  определенный вид урочной или внеурочной деятельности или элемент содержания образования.

Проследим этапы формирования предметных компетенций при изучении курса алгебры 7-9-ых классов.

Мотивационный этап: осознание необходимости изучения той или иной темы. Например, при изучении темы «Функция» важно привести примеры реальных зависимостей, использования функций для описания реальных процессов. Важно также описать использование функций при изучении других предметов (межпредметные связи)

Этап целеполагания: выделение цели, планирование деятельности. На этом этапе необходимо научится выделять основные задачи изучения темы. При изучении темы «Уравнения» можно выделить основные задачи: выделить типы уравнений, изучить методы решения уравнений, разобрать возможности использования уравнений для решения практических задач.

На эмпирическом этапе исследование материала происходит на основе практических знаний. На этом этапе целесообразно использование групповых видов деятельности. Один из вариантов эмпирического исследования – составление статистических рядов данных, содержащих информацию о классе, или группе.

На теоретическом этапе составляется математическая модель. Например, составление уравнения по условию задачи.

Творческий этап характеризуется способностью учащихся работать с составленной моделью. На этом этапе учащиеся должны уметь анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы связанные с использованием результатов. На этом этапе целесообразно использование проектной деятельности

На оценочном этапе учащийся должен осознать возможность практического применения полученной модели. На этом этапе так же осуществляется контроль деятельности.

В работе были рассмотрены этапы формирования предметных компетенций при изучении учебной дисциплины математики.

Список литературы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
  2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2. – С.3-10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предметных компетенций как способ реализации целей исторического и обществоведческого образования.

Доклад был подготовлен для участия в VI ежегодной региональной научно-практической конференции «Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: актуальные вопросы обучен...

Формирование предметных компетенций при изучении истории Великой Отечественной войны

Изучение темы «Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа» даёт неограниченные возможности для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности це...

Роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций обучающихся 1 курса ГОУ СПО НГТК при изучении БД.01 Русский язык и БД.02 Литература

В данном материале  описывается роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций (ОК) по ФГОС СПО при изучении дисциплин БД.01 Русский язык и БД.02 Литература. Отмечается...

Формирование предметных компетенций в курсе «География Новосибирской области» средствами туристко-образовательной технологии

В данной статье раскрываются принципы формирования предметных компетенций, привязанных к ФГОС 2 поколения....

Формирование предметных компетенций учащихся при изучении темы ,,Общая характеристика металлов” 9 класс.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к усвоению учащимися основной образовательной программы. Деятельность учителя химии должна быть направлена на достиже...

Урок в 9 классе «Использование современных образовательных технологий при формировании предметных компетенций в условиях осуществления индивидуального и дифференцированного подхода».

Урок по теме "Кино" может предшествовать или завершать знакомство учащихся с фильмом "Intouchables" ("Один плюс один"). Читая аутентичный текст учащиеся получают информац...

Формирование предметной компетенции учащихся при изучении трудных разделов программы «Литература»

Статья может быть полезна тем учителям, которые работают в старших классах....