Формирование предметных компетенций как способ реализации целей исторического и обществоведческого образования.
статья по истории на тему

Наземкина Екатерина Александровна

Доклад был подготовлен для участия в VI ежегодной региональной научно-практической конференции «Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: актуальные вопросы обучения и преподавания истории и обществознания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предметных компетенций как способ реализации целей исторического и обществоведческого образования.

                     

Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.      

                                                                                                              А. Дистервег

         Что принято понимать под понятием компетенция?  Компете́нция (от лат.  competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

          Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.

Хуторской А.В. определяет предметные компетенции – как частные по отношению к ключевым и общепредметным, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предметные компетенции связаны со способностью учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета.

       

         

             Основной целью своей работы я  считаю необходимость формирования у обучающихся способности мыслить самостоятельно, уметь формулировать собственную точку зрения, то есть формирование коммуникативно-речевых

умений. В своей работе я учитываю в первую очередь уровень учебных возможностей обучающихся и не делаю определенного акцента на формирование только какой-либо одной компетенции, в результате планирую в основном уроки комбинированного типа.

         Для реализации данной цели часто использую интерактивные методы обучения. Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”)– позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Это могут быть обучающие игры и моделирующие упражнения, «Дерево решений», «Мозговой штурм». Выполняя данные виды работы учащиеся не только закрепляют «старый» материал, но и изучают новый.

          В начале учебного года на уроках истории и обществознания я применяю форму урока-дискуссии: «Зачем нужно изучать историю/обществознание?» Подобный вариант урока помогает преодолеть непонимание и отчужденность при изучении данных дисциплин, помогает мотивировать учащихся на изучение истории и обществознания.

          На уроках обществознания я предлагаю некоторые виды деловых игр и моделирующих упражнений, которые формируют как коммуникативные, так и учебно-познавательные компетенции. Так упражнение «Почему люди торгуют друг с другом» предусматривает и индивидуальную работу, и работу в группе. В игровой форме учащиеся самостоятельно определяют плюсы и минусы обмена и

торговли, учатся принимать рациональное решение при возникающих проблемах. Моделирующие упражнения «Прием на работу» и «Открой свою фирму»

позволяют в формате ролевой игры примерить ученикам на себя  нехарактерные  для них роли, стать участником определенных событий.  На уроках истории можно примерить на себя «роль» типичного представителя эпохи (феодала, крестьянина и т.д.) или исторического персонажа (полководец, политический деятель).  При этом создается определенная атмосфера раскованности, появляется возможность научиться деловому общению, что позволяет даже ученикам с низким уровнем учебных  возможностей не бояться такой формы урока.

            Метод «Дерева решений» применяю при изучении тем «Экономические системы», «Политические режимы» в курсе обществознания и на уроках истории при изучении реформ. Пользуясь этой технологией, учащиеся подробно анализируют варианты решение предложенной проблемы, а также плюсы и минусы, связанные с каждым из них. Во время работы в группах формируется коммуникативная компетенция. При этом этап самостоятельной работы помогает учащимся планировать свою работу в определенных временных рамках и уметь анализировать не только изучаемый материал, но и свою деятельность. В результате формируется учебно-познавательная компетенция.

            На уроках истории обязательно включаю этап, на котором  учащиеся самостоятельно работают с информацией (материал учебника, документы, дополнительная литература), таким образом включается информационная компетентность. Предложенный материал анализируется учащимися, они делают самостоятельные выводы. Часто использую на этом этапе работы метод дидактического  синквейна, например, при работе с характеристиками исторических деятелей, при закреплении формулировки определенных понятий или терминов.

             Таким образом, я стараюсь формировать на своих уроках предметные компетенции, способствующие разностороннему развитию детей, развитию у них устойчивых познавательных интересов и системных знаний, адекватных современному уровню.

Список используемой литературы

1 Наука и образование №4, 2011 год.  technomag.edu.ru

2.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 1978.

3.Педагогические технологии. wikipedia.org

4.Федеральные государственные образовательные стандарты. умная-школа.рф

5.Хуторской А. В. «Технология проектирования ключевых и предметных    компетенций». eidos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.

В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ....

Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на уроках музыки.

Материал статьи может быть полезен для учителей музыки....

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...

Формирование предметных компетенций посредствам STEM-образования в условиях ФГОС

Методическая разработка представляет собой разработку серии занятий по информатике в 9 классе по теме «Моделирование и формализация» и является примером идеи реализации STEM образования на...