Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на уроках музыки.
статья по музыке по теме

Материал статьи может быть полезен для учителей музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dokument_microsoft_office_word.docx22.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

Проблема определения мастерства учителя возникла уже давно. По мнению А. Дистервега педагог – мастер имеет развитые познавательные способности, совершенные знания учебного материала и со стороны содержания, и формы, и метода преподавания. По мнению В. О. Ключевского, чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. К. К. Платонов считает, что мастерством в психологии труда называется свойство личности, приобретённое с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определённой области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода. В работах А.И. Щербакова и Н.Н. Тарасевича педагогическое мастерство определяется как синтез научных знаний,   умений и навыков методического искусства и комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности. Наиболее ёмким является определение Л.А. Байковой педагогического мастерства как высшего уровня педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, а также в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития ребенка.

Компонентами педагогического мастерства являются следующие составляющие:

         - высокий уровень общей и педагогической культуры;

         - гуманистическая направленность;

         - профессиональные качества;

         - система профессиональных знаний и умений.

В частности мастерство педагога включает виртуозное владение педагогической техникой. Не менее важным является искусство убеждения. Мастерство учителя невозможно без мастерской передачи знаний и формирования опыта знаний и формирования опыта деятельности у учеников. Не менее важным в проявлении мастерства педагога является его мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности.

Бесспорно, что музыка – мощный стимулятор интеллектуального развития. Однако почему – то среди учащихся школ мы не всегда встречаем людей «умных» в традиционном понимании этого слова. Речь таких учащихся лексически бедна, мысли весьма банальны, а гуманитарные, насыщенные культурными смыслами кажутся им ненужными. С одной стороны это связано с увеличившейся, информационной нагрузкой в школе, с другой стороны со стороны учащихся это требует больших затрат времени и сил как в школе, так и дома. Именно музыка наиболее перспективное средство в развитии интеллекта, способствующее осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил. Образность мышления – это почти готовый механизм перевода обыденного в художественное. Если это направить в нужное русло, организовать на должном уровне, то в идеале получим достаточно эффективную технологию развития ребёнка. Развитие ассоциативного мышления средствами восприятия музыки основано на следующих особенностях:

 - внимание тесно связано с эмоциями и чувствами детей;

 - условие развития – включение в деятельность;

 - преобладание действенного и чувственного анализа;

 - установление ассоциаций по смежности.

Эти особенности, использованные учителем музыки, развивают интеллектуальные способности детей.

Анализ работ ведущих учёных (А.Г. Юсфина, Д.К. Кирнарского и других) убеждает в том, что:

 - полноценное восприятие музыки требует работы ассоциативной, двигательной, слуховой и логической памяти;

 - процесс восприятия музыки предполагает работу интуитивного, логического, практического, теоретического и образного ассоциативного мышления;

 - взаимосвязь органов чувств в процессе восприятия стимулируют работу воображения;

 - процесс восприятия музыки развивает навык построения ассоциативных цепочек.

Всё перечисленное выше является факторами, способствующими интеллектуальному развитию учащихся и позволяющими оптимизировать процесс обучения. Весь спектр приёмов развития учащихся можно объединить в 4 блока:

 - блок умственной ориентировки;

 - блок аудиального развития;

 - блок эмоционального развития;

 - блок творческой направленности.

Целью учителя является развитие и воспитание духовно – нравственной личности ученика. В этом смысле музыка всегда претендовала на особую роль в обществе – это одно из самых сильных и ярких средств, способствующих формированию и развитию у обучающихся качеств духовно – нравственного порядка. Она тайно или явно содержит в себе широчайший круг духовных ориентиров. Учителю  всегда следует  помнить о том, что, какие бы серьёзные проблемы в музыкальном воспитании и образовании не приходилось решать, начинать надо с близкого и понятного детям музыкального материала, который волнует их, интересен и понятен им. После того как найден эмоциональный отклик, следует  вести детей уже в нужном  направлении. Единого шаблона, по которому можно преподавать музыку в любом классе, просто не существует. Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по своему предмету. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родители, ни сами ученики не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся им в будущем.

         Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, являются любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей. Вместе с этими требованиями большое значение имеют  широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Уровень профессиональной компетентности определяется следующими критериями:

  1. Квалификация, показателями которой являются освоение новейших достижений педагогической науки и практики, профильной области знаний и творческое решение практических задач;
  2. профессионализм, проявляющийся в применении исследовательских и опытно – экспериментальных методов обучения и воспитания, а также создания условий для реализации креативных возможностей обучающихся;
  3. продуктивность, выраженная в обеспечении высокого уровня подготовки обучающихся.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

В современной школе существует множество технологий, способствующих заинтересованности учащихся изучаемым материалом. Однако у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Одни из учителей добиваются прекрасных результатов, другие, используя в своей работе те же методики, никак не могут достичь каких – либо значимых результатов и успехов. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника, а для этого надо быть  влюбленным в свой предмет, уважать личность учащегося, способным воспринимать его точку зрения, учителем - психологом, владеющим современными ИКТ, учителем–соратником. Таким является  учитель   в идеале.

Кроме того в палитру педагогического мастерства входят несколько компонентов по формированию предметных компетенций, в частности, на уроках музыки.

В работах Д. Аллена и К. Раин выделены несколько приёмов в работе со школьниками. Одним из них является варьирование стимуляции учащегося, которое может выражаться в отказе от монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории. Кроме того можно использовать захватывающее начало, малоизвестные факты, оригинальные или парадоксальные формулировки проблемы и многое другое для привлечения интереса школьника.

Не менее важным в формировании предметных компетенций на уроках музыки является подведение итогов занятия или его отдельной части.

Вместе со всеми описанными выше приёмами формирования компетенций значительную роль играют паузы в изложении или невербальные средства коммуникации (взгляд, мимика, жест).

В комплексе со всеми приёмами формирования компетенций активно помогает искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений. Отрицательное подкрепление - негативное отношение к ответу ребёнка (но не к нему самому)  может заключаться в недовольной интонации или нахмуренных бровях. Положительный метод подкрепления (улыбка, доброе слово, похвала) достаточно эффективен и ведёт к закреплению у ребёнка последовательности действий, хороший, правильный ответ всегда ведёт к поощрению.

Не менее важна в процессе формирования компетенций на уроках музыки и система постановки наводящих вопросов, вопросов проверочного характера, а также вопросов, подводящих учащегося к обобщению изученного учебного материала.

Огромное влияние на формирование предметных компетенций оказывает стимулирование творческой активности посредством использования задач дивергентного типа. Специфика дивергентных задач заключается в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько и даже множество верных ответов. Этот вид задач обычно квалифицируется как творческий и тесно связан с воображением. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, сверхувствительность и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности на уроках музыки.

Для выработки предметных компетенций весьма существенное значение имеет определение сосредоточенности внимания, степени включённости ученика в умственную работу по внешним признакам его поведения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, появление чувства усталости.

Не менее важны в практике формирования предметных компетенций использование иллюстраций и примеров, а также использование приёмов повторения.

Музыкальное обучение невозможно свести к спонтанному знакомству с произведениями, ответами на вопросы и комментариям учителя. Современный урок  музыки  это всегда сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыке, восхищения вокальными и инструментальными произведениями. Учитель стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающих смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроках музыки. Нет ничего скучнее, чем однообразие постоянное повторяющихся традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.

На  уроках музыки МОУ «СОШ № 67» г. Саратова  используются разные методы и приёмы активизации творческих проявлений, способствующих формированию предметных компетенций. Формы заданий, формирующих эти компетенции, весьма разнообразны, в частности используются написание мини – сочинений, размышления о музыке, эссе. Интересны в работе описания музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения.

Очень удобен в работе приём написания тестов, кроссвордов по творчеству композиторов.

Развивает творческую фантазию школьников приём «Рисуем музыку». Не менее интересны составление ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты и другое.

Очень хорошо воспринимаются школьниками и одновременно способствуют формированию предметных компетенций различные вариации игровых форм работы (проведение музыкальных викторин, составление и проведение музыкально – дидактических игр).

Использование смежных видов искусств активизирует процесс формирования предметных компетенций через инсценирование песни, её театрализацию, через использование ритмопластики.

Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что процесс формирования предметных компетенций по музыке является сложным и многогранным процессом, который не осуществим без высокого педагогического мастерства учителя музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование метапредметных компетенций на уроках музыки в рамках реализации ФГОС ООО»

ДОКЛАД на педагогический совет: «Формирование метапредметных компетенций на уроках музыки в рамках реализации ФГОС ООО»...

«Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии»

Кто же, как не ОУ, призван развивать способности обучающегося реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Сформировать конкуре...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках музыки/

В статье раскрываются при помощи каких компетенций, лучше всего достичь результата на уроке музыке.Как при этом чувствует ученик,для чего ему это нужно ,пригодится ли ученику в будещем....

Работа учителя по формированию предметных компетенций на уроках.

Работа учителя по формированию предметных компетенций на уроках....