Формирование предметных компетенций при изучении истории Великой Отечественной войны
статья по истории на тему

Иванина Татьяна Павловна

Изучение темы «Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа» даёт неограниченные возможности для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности, используя инновационные  технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.П. Иванина, учитель истории

 БОУ г. Омска «Гимназия № 43»

Формирование предметных компетенций при изучении истории Великой Отечественной войны

Главная задача школьного исторического образования сегодня - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности: формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации, усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России; воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества; развитие способностей на основе исторического анализа и проблемного подхода (руководствуясь принципами научной объективности и историзма) осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи, взаимообусловленности; формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество.

Думается, изучение темы «Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа» даёт неограниченные возможности для реализации этих задач, используя инновационные  технологии.

Когда, перед изучением темы, я провожу анкетирование по определению представления учащихся о событиях Великой Отечественной войны, то результаты  с каждым годом более удручающие, чем даже ожидались.

Во - первых, необходимо создать такую мотивацию, чтобы ученик стремился узнать, запомнить, захотеть и суметь передать свои знания, то есть поставить вопрос себе: «Почему я должен знать историю Великой Отечественной войны?». Обсуждая предложенные ребятами варианты (много людей погибло, родственники воевали или трудно жили в тылу, смотрел фильм о войне и т.д.), выбираем приоритеты и девиз, например: «Это забыть нельзя!», «Живём в России – гордимся ею!» и т.п. Затем, определяем основные  события, которые надо знать и сверяем с программой по истории, дополняя её, например, более подробным списком героев.

Во – вторых, создать условия для соответствующего  восприятия важнейших исторических фактов, вызвать у школьников эмоциональные сопереживания, стремление определить свое личностное отношение к фактам и историческим деятелям прошлого.

В – третьих, приблизить войну к самому ученику, а это можно сделать только через историю семьи, поэтому ребята получают задание собрать материал о родственниках в годы Великой Отечественной войны.

Развитие умения воспринимать факты прошлого в исторических образах способствует развитию эмоциональной сферы учащихся. Решению этой задачи я уделяю огромное внимание: яркое образное изложение, богатый наглядный материал, музыкальное сопровождение, литературные произведения, фото и кинодокументы, исторические источники, отрывки из кинофильмов, мультимедиа, Интернет ресурсы создают условия для соответствующего  восприятия важнейших исторических фактов, вызывают у школьников сопереживание, стремление определить свое личностное отношение к фактам и историческим деятелям прошлого.

К каждой следующей теме урока, предлагаю ученикам список художественной литературы и кинофильмов, в которых отражены данные события и даю задание: подобрать иллюстрации к уроку, но ограниченного по времени размера кинофрагмента. Я предлагаю на уроке свои, а ребята свои кинофрагменты и часто они совпадают, потому что ребята, просмотрев весь кинофильм, смогли отобрать наиболее яркие моменты, так как они оказывают огромное эмоциональное воздействие и способствуют развитию внутренней мотивации. Например, к теме «Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах» предлагаю фильм Э.Климова «Иди и смотри», а ребята принесли фрагменты из фильма С.Колосова «Помни имя своё». 

 На мой взгляд, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных, противоречивых явлений, определения своих позиций и умений конструктивно взаимодействовать с иными мнениями. Поставить учеников в реальную ситуацию выбора, чтобы они поняли, что выбирают, осознали позицию каждой стороны. При этом акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на разрешении противоречия и последующем ответственном самоопределении. Чтобы выбирать по-настоящему, надо сострадать, сопереживать, мучиться выбором. Например, при обсуждении жёсткого приказа Народного комиссара обороны Союза ССР № 227 «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942 года, я предлагаю мальчикам оценить его с позиции фронтовика, а девочек с позиции женщин, которые попадут в оккупацию при отступлении Красной армии. «Да, страшно, но Родину (маму, бабушку и сестру) надо защищать», - вывод сделал парень, который не мечтает сегодня о службе в армии.  Просмотр эпизодов из кинофильма С.Бондарчука «Они сражались за Родину» (из 83 - х девятиклассников фильм не видел никто, тем более не читали Михаила Шолохова), сцены гибели под танком молодого солдата и беседы Лопахина со старухой, правдиво отражавших страшные страницы нашей истории, не оставили равнодушными ребят, помогли им осознать свою роль в защите Отечества. У них возникли вопросы: «Отчего кто-то предаёт свою Родину, чтобы спасти свою шкуру, а кто-то, не жалея жизни, даже перед лицом смерти остаётся предан своим принципам? Война не просто меняет людей - она выворачивает наизнанку их сущность. Трус скажет, что война не оставила ему выбора и он не мог поступить иначе. Храбрец - тот, кто не страшился выбора - жить как скот, или умереть как человек - и выбирал последнее. Ибо выбор существует всегда». Предлагаю ребятам прочитать дома повесть В.Быкова «Сотников» и посмотреть фильм Л.Шепитько «Восхождение» для поиска ответов на возникшие вопросы, написать эссе.

При изучении темы «Оккупационный режим и движение Сопротивления в СССР и странах Европы» даю одиннадцатиклассникам задание: найти дополнительный материал для сравнения этих явлений. Ребята собрали интересный материал, который помог им сделать вывод на уроке, что на Западе и Востоке были две разные войны одновременно. Гитлер никогда не планировал уничтожение народов Европы, а один только город Ленинград за блокадную зиму 1941 - 1942 года потерял вдвое больше, чем англичане и американцы за всю войну с  гитлеровцами. Поэтому формы сопротивления, масштабы, итоги и значение этих движений были разные. Наша цена победы над нацизмом намного выше, чем всех других стран. Вновь вернулись к обсуждению темы подвига и предательства в фильме «Восхождение», который теперь посмотрели почти все ученики.  

Конечно, живое слово учителя, на мой взгляд, играет огромную роль, тем более он дополняется документальными и художественными кинофрагментами.  Но даже во время рассказа, ученики не должны быть пассивным слушателем, поэтому они составляют опорные конспекты,  планы, схемы, графики, диаграммы  и т.д. Это позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

Работа с исторической настенной и интерактивной картой  позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. К.Д. Ушинский писал, что «историческое событие, ход которого я могу проследить по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче, чем то, которое совершается для меня в воздухе…».

Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов, играет основную роль в 11 классе, хотя часто используется и на уроках в 9 классе.

К сожалению, количество часов на изучение темы свело до минимума подготовку и публичное выступление на семинаре, конференции, коллоквиуме, ведение дискуссии по проблемным вопросам и темам, которые  позволяют формировать у  школьников грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента.

Поисковая и учебно-исследовательская работа, проектная деятельность на основе краеведческого материала, была мною освещена подробно на предыдущих конференциях, хотя нужно сказать, что именно эта деятельность не только способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, но и воспитывает любовь к малой родине.

Ребята делают интересные презентации, видиофильмы, которые демонстрируются на переменах для гимназистов и вызывают живой интерес у ребят.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.

Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...

Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме: "День Победы 70",посвящённый 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне....

Современные подходы изучения истории Великой Отечественной войны в школе

          Прошли многие десятилетия, но память о тех событиях необходимо беречь. Никто не в праве, перечеркнуть героизм и мужество советского солдата, его о...

"Развитие ценностных ориентаций обучаемых и воспитанников на основе изучения истории Великой Отечественной войны в преподавании дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов"

Актуальная тема для учащихся в связи с изменениями в политической, экономической, духовной сферах общества. Значение ВОВ в судьбе нашего народа и страны в целом....

Изучение истории Великой Отечественной войны через исследовательскую работу обучающихся

В данной разработке кратко изложен опыт по воспитанию патриотизма и гражданственности, приводится попытка аргументировано показать эффективность такой работы на уроках и во внеурочное время. Этот опыт...

Практическое использование познавательных задач при изучении истории Великой Отечественной войны в школе.

Практическое использование познавательных задач при изучении истории Великой Отечественной войны в школе       Со времени окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной вой...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...