Главные вкладки

    Материал по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему:
    Изучение истории Великой Отечественной войны через исследовательскую работу обучающихся

    Галина Егоровна Самофалова

    В данной разработке кратко изложен опыт по воспитанию патриотизма и гражданственности, приводится попытка аргументировано показать эффективность такой работы на уроках и во внеурочное время. Этот опыт, естественно, не может быть примером и образцом для преподавателей различных дисциплин, но может быть трансформирован в нужное образховательное пространство и адаптирован с учетом возрастных особенностей обучающихся и региональной истории.

    Воспитание патриотизма и гражданственности - одно из важных  направлений в учебно-воспитательном  процессе. Разработка составлена как зачетный продукт во время обучения на курсах в АНО ДПО "Академия профессиональной подготовки кадров" и призвана представить  опыт автора. В разработке раскрывается содержание, методика и эффективность применения некоторых форм работы по привлечению подростков к участию в исследовательской деятельности, по развитию познавательного интереса обучающихся посредством учебной и внеурочной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izuchenie_istorii_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx52.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК»

    СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                    216400 Смоленская область г. Десногорск, тел./факс (48153) 7-17-95                

                                                                       E-mail:dssh4@yandex.ru        

    Мы помним! Мы гордимся!

    Изучение истории Великой Отечественной войны

    через исследовательскую работу обучающихся

    http://2goroda.ru/sites/default/files/styles/large/public/infobar/70.jpg?itok=0N4AGISL

    Работу выполнила

    Самофалова Г.Е.,

    учитель истории и

    обществознания

    Содержание                                                                                                    стр.

    1. Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  2

    2.Метод исследовательских проектов на уроках истории - - - - - - - - - -   5

    3. Работа учителя-предметника в рамках месячника празднования 70-летия Великой Победы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -   7

    1) акция «Пока не поздно»

    2) участие в школьном Дне науки

    3) акция «Минута Славы»

    4) участие в городском конкурсе агитбригад «Салют Победы».

    4. Великая Победа как символ единения россиян - - - - - - - - - - - - - - - - -  13

    Список использованной литературы

    1. Введение        

    «Патриотизм

    есть любовь ко благу

    и славе Отечества

    и желание способствовать им

    во всех отношениях»
    Н.М. Карамзин

        70 лет отделяет нас от Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией и её союзниками в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Это одно из самых величественных событий не только минувшего ХХ века, но и всей всемирной истории. В результате разгрома Германии и Японии народы Советского Союза, стран Европы, да и всё человечество было спасено от фашизма.

        Великий подвиг народов Советского Союза — не только национальное, но и общечеловеческое достояние. Но события последних десятилетий после распада СССР показывают, что в мировом сообществе, да и в нынешней России, есть силы, которые этого не хотят признавать. Поэтому они либо отрицают созидательное историческое значение Великой Победы народов СССР, либо всячески фальсифицируют пути её достижения. И чем дальше, тем больше.

         Снижается интерес к истории Отечества у молодого поколения. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. После потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой воспитания, для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей. Искания педагогов, как теоретиков, так и практиков, в области патриотического воспитания, поиски цементирующего основания, ценностно-мотивационного ядра и ресурсной базы возрождения России через воспроизводство человека культуры, гражданина, патриота, нравственной, ответственной, соборной и духовной личности не опираются, в определённой мере, на чёткие ориентиры? идеи и идеала российского патриотизма. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность современного российского общества и его будущего.

       Именно поэтому возрастает роль учителя истории в современной школе. Кто,  как не он, имеет возможность научить своих воспитанников правильному восприятию и оцениванию исторических событий. К счастью, у младших школьников и у обучающихся основной школы еще довольно велико доверие к учителю, к его авторитету. Таким образом, учитель становится ключевой фигурой в процессе воспитания патриотизма и гражданственности у молодого поколения.

        Считаю важным в такой работе  соблюдать следующие принципы:

    - принцип систематичности и последовательности;

    - принцип сознательности, активности воспитанников;

    - принцип опоры на положительные качества  в человеке;

    - принцип включения в деятельность.

     2.Метод исследовательских проектов на уроках истории 

        В своей работе я хочу предоставить вашему вниманию некоторый личный опыт по изучению истории Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.

       Современная система образования имеет в своем распоряжении довольно большой арсенал методов и  приемов. Но специфика работы учителя истории состоит еще и в том, что кроме решения образовательных задач, он должен, более чем другие школьные учителя, уделять внимание воспитательным аспектам своей работы.

       Я считаю, что в этом направлении приоритетным должно быть воспитание патриотизма и гражданственности. Это очень актуальная проблема современного общества, ведь довольно долгий идеологический вакуум способствовал тому, что новое поколение вступает в жизнь без четких нравственных ориентиров, без способности идентифицировать себя гражданином определенного государства.

       

      В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; его героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей: непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

        С 2013 учебного года я работаю в 5х классах в условиях перехода на новые государственные стандарты – ФГОСы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), при формировании которых все чаще используют метод исследовательских проектов.

        Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательской компоненты у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследовательскими проектами, учатся применять методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

        Жажда открытия, стремление проникнуть в сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

       Именно этот метод исследовательских проектов я чаще других использовала при организации работы по изучению истории Великой Отечественной войны в рамках месячника патриотического воспитания.

     

    3. Работа учителя-предметника в рамках месячника празднования 70-летия Великой Победы

         В этом учебном году я веду уроки в 5х, 6х и 10м классах. Работу организовывала в  соответствии с особенностями обучающихся. Так, обучающиеся 5х классов использовали в большинстве своем только элементы исследовательской работы, а старшеклассники, обладающие навыками исследования, смогли осуществить полноценные проекты.

        Совместно с Центром воспитательной работы школы, при участии самих обучающихся была разработана программа мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Великой Победы. Это был как  небольшие разовые акции школьного и муниципального масштаба, так и более серьезные проекты, требовавшие серьезной подготовки. Я не буду описывать участие в конкурсах рисунков, плакатов, чтецов, а расскажу о наиболее понравившихся школьникам делах.

    Такими проектами в рамках месячника стали:

    - акция «Пока не поздно»,

    - участие в школьном Дне науки,

    - акция «Минута Славы»,

    - участие в городском конкурсе агитбригад «Салют Победы».

       

      1)  В рамках акции «Пока не поздно» школьники изучали историю войны через историю участия своих прадедушек и дедушек в Великой Отечественной войне. Название акции дали сами школьники: они рассудили, что изучать историю своей семьи надо сейчас, пока живы бабушки и дедушки, пока есть еще возможность расспросить о тех далеких событиях людей, являвшихся  их непосредственными участниками или свидетелями. Школьникам собирать материал было не всегда легко – наш город возник как спутник Смоленской атомной электростанции, на строительство которого тогдашние комсомольцы съехались со всего Советского Союза. А  теперь оказалось, что родственники живут в других государствах. Многие сожалели, что нет возможности лично расспросить  о прадедушках и прабабушках, что нет возможности рассмотреть семейные фотографии. Но с помощью Интернета связь была налажена, фотографии получены.

         Но вместе с тем, у нас есть уникальная возможность на практике проверить толерантность подростков, готовность принять культуру и обычаи других народов – ведь в нашем городе проживают люди разных национальностей: славяне, народы Кавказа и Средней Азии, корейцы, поляки и другие.

        Итогом акции «Пока не поздно» стали компьютерные презентации, сочинения, рассказы и очерки. Одноклассники смогли увидеть и услышать результаты исследований на выставке в кабинете, в школьном музее. А работы Сладковой Валерии (5 класс), Волкович Елизаветы и Колбачева Дмитрия (6 класс) размещены на сайте «Вахта Памяти». Замечательные материалы подготовила Чухлебова Настя, Михайлов Егор (5 класс) и другие обучающиеся.

        Десятиклассники, изучая боевой путь своих дедушек и прадедушек, научились находить необходимую информацию в Интернете, использовали  материалы сайтов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Солдаты Победы» и «Мемориал», пополнили семейные архивы военными документами о тех, кто с войны не вернулся. Серьезное исследование провели Железняков Антон, Палазник Михаил, Чалова Рая, Фарзиев Алавсат, Галков Никита и Васильева Юля. Работа так заинтересовала их, что многие решили заняться сбором информации для составления родословной своей семьи.

      2)  В нашей школе уже давно существует Школьное ученическое научное общество, Дни науки проходят ежегодно для обучающихся начальной школы и для обучающихся 5-11х классов. Традиционно там бывают представлены творческие и исследовательские работы разных направлений.  Исторические исследования всегда интересны школьникам и отражают неугасающий интерес к событиям отечественной и всемирной истории. Мои ученики прошлых лет постоянно выполняли исследовательские проекты. Миронов Алексей изучил события Смоленского сражения 1941-го года и стал победителем школьного Дня науки. Готовили материалы о дворянских усадьбах, памятных знаках, посвященных событиям Великой Отечественной войны на Смоленщине. В этом году от кафедры истории и обществознания на школьный День науки выдвинули работу обучающегося 5 класса Круглова Никиты.

       

       Эта работа заслуживает особого внимания. Никита из начальной школы имеет опыт выполнения исследовательских работ. В этот раз он провел исследование истории написания песни «На безымянной высоте». Он учится в музыкальной школе, песня «запала» в душу, и работа закипела. Он с родителями побывал в музее на высоте у д.Рубеженка, узнал о подвиге героев-сибиряков, провел анкетирование подростков двух возрастных групп. Свою работу он представил на ежегодном школьном Дне науки, где занял второе место. Никита не только блестяще защитил свою работу перед строгим жюри, но и сопроводил свое выступление компьютерной презентацией, а закончил трогательным исполнением песни В.Баснера «На безымянной высоте».

       3)  Не менее интересной акцией стала «Минута Славы». Суть ее состояла в том, что  в течение всего месячника все уроки истории и обществознания в кабинете истории начинались с рассказа о событии или героическом подвиге, совершенном в годы Великой Отечественной войны. Программа этого проекта состояла из нескольких частей:

    -главные сражения Великой Отечественной войны;

    -подвиги советских людей на фронте, в тылу, в партизанских отрядах;

    - герои-смоляне;

    - Великая Отечественная война в истории моей семьи.

       

       Ученики 5-х классов чаще были пассивными слушателями, материал готовили старшеклассники или  я сама. Но дети с готовностью включались в работу, проявляли заинтересованность, обнаруживали знания истории войны. Шестиклассники активно участвовали в отборе и представлении материала о своих родственниках, земляках, подшефных ветеранах. А обучающиеся 10 класса смогли красочно представить информацию о наиболее ярких страницах истории Великой Отечественной войны. Таким образом, за месяц было проведено около 130 таких «Минут Славы».

     

       Эта акция была не менее яркой, чем предыдущие. Кабинет истории оснащен современной интерактивной доской, компьютером, мультимедиапроектором. Есть возможность при помощи высокоскоростного Интернета  быстро найти необходимый материал, продемонстрировать видео, прослушать аудиоматериалы. Через некоторое время школьники сами стали предлагать свою помощь в подготовке  «Минуты», дополняли рассказ другими интересными фактами, полученными самостоятельно. На переменах разговоры переходили в обсуждение фильма или прочитанной книги. Надо сказать, что библиовыставки были оформлены и в школьной библиотеке, и в кабинете истории – книги получаем ежегодно в дар от выпускников школы.

       

       Полезным было сотрудничество школы с городским историко-краеведческим и школьным музеями. Музей школы ведет большую работу по формированию патриотизма, чувства гордости  за своих предков, чувства сопричастности к истории своей страны. Музей истории школы стал комплексным центром гражданско-патриотического воспитания учащихся.

    Посещая музеи и знакомясь с их экспозициями, школьники получают возможность непосредственно соприкоснуться с застывшей историей.

       В школьном музее особый интерес дети проявляют к нескольким разделам: 1) история школы,

    2) история города,

    3) история Великой Отечественной войны.

        Юля Лебедева из 5 класса А пополнила школьный музей материалами о боевом пути своего прадедушки после того, как классный час прошел среди экспонатов, свидетельствующих о боях в наших окрестностях в 1941-1943 гг.  Юлю заинтересовал материал о подшефном ветеране – Новикове Иване  Григорьевиче, который прошел всю войну и участвовал в освобождении своего родного Рославльского района Смоленской области. И она решила рассказать о войне в истории своей семьи.  Прадедушка Юли проживает в нашем городе, преклонный возраст не помешал ему посетить классный час в 5 классе А и лично ответить на вопросы учеников.

       Еще несколько учеников решили выполнить аналогичную работу, несмотря на то, что месячник заканчивается, и результаты своего исследования они смогут представить в начале следующего учебного года.

          4) В рамках городского конкурса агитбригад «Салют Победы» я как учитель-предметник  и как классный руководитель 5 класса Б готовила выступление команды. Тему нашего выступления мы определили так «Поклонимся великим тем годам». Было решено рассказать о главных событиях военных лет. Класс разделился на 5 групп, которые готовили материалы о сражениях 1941, 1942, 1943, 1944 и 1945 годов. Отбирали информацию, подбирали соответствующие фото и иллюстрации, карты. Строгие строки учебников и справочников дополнили поэтическими вставками. В работе были задействованы все 25 учеников класса. В итоге на выходе появился сценарий выступления и презентация. Правда, соревноваться нам пришлось со старшеклассниками, но наша команда заняла 3 место. Но не только от получения этого призового места дети испытывали удовольствие. Радость коллективного  труда, творчества, радость познания оказались гораздо более весомой наградой пятиклассникам.

     

              Таким образом, могу констатировать, что в рамках реализации программы месячника патриотического воспитания на примере героизма в Великой Отечественной войне мною были решены некоторые учебные и воспитательные задачи:  

    • формировались навыки исследовательской работы, умения работать в команде,
    •  созданы условия для осознания долга перед Родиной,
    • появилась возможность для проявления гражданских чувств,
    • учащиеся испытали гордость за социальные и  культурные достижения своей страны,    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ,
    • проявили уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям,
    • закрепили понятие об общечеловеческих ценностях, гуманизме.

    4. Великая Победа как символ единения россиян

         Великая Победа прочно вошла в сознание как высшая ценность многих поколений. И как бы ни  менялась оценки фактов и интерпретация событий истории, этот день – 9 мая – остается неизменным.

          Победа объединила людей разных возрастов, разных национальностей, имеющих разные вкусы и предпочтения.

          Но сначала главным фактором объединения стала сама война – жестокая, страшная, бесчеловечная. Путь у всех был один – к Победе. И преодолеть трудности на этом  пути помогла сплоченность, помогло единство советского народа.

         Ежегодные мероприятия, посвященные празднованию этой даты, показывают как раз этот высший уровень проявления мировоззрения – единение патриотических сил в условиях нарастающего неприятия роста российского авторитета  на международной арене. Участие в манифестациях, помощь ветеранам, проявление признаков идентичности через осмысление истоков Победы и современных оценок событий Великой Отечественной войны.

           Исследователи проблем воспитания патриотизма рассматривают Родину как идею, способную сплотить расколотое российской общество, а любовь к ней как движущую силу воспитания.

         Современная молодежь   должна представлять Родину как единое целое от древности до современности. И изучение истории Великой Отечественной войны способствует формированию этого представления.  

    Список использованной литературы

    1.  Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

    2.  Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении отечественной истории // Воспитание школьников. – 2007. – №10. – С. 36-38.

    3.  http://festival.1september.ru/articles/595988/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование предметных компетенций при изучении истории Великой Отечественной войны

    Изучение темы «Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа» даёт неограниченные возможности для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности це...

    Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».

    В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...

    Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

    Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме: "День Победы 70",посвящённый 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне....

    Современные подходы изучения истории Великой Отечественной войны в школе

              Прошли многие десятилетия, но память о тех событиях необходимо беречь. Никто не в праве, перечеркнуть героизм и мужество советского солдата, его о...

    "Развитие ценностных ориентаций обучаемых и воспитанников на основе изучения истории Великой Отечественной войны в преподавании дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов"

    Актуальная тема для учащихся в связи с изменениями в политической, экономической, духовной сферах общества. Значение ВОВ в судьбе нашего народа и страны в целом....

    Наши прадедушки в годы Великой отечественной войны. Исследовательская работа.

    Даную работу мы с детьми готовили к 70 летию Победы, выступили на школьном научном обществе учащихся. Но когда я  увидела акцию"Вахта памати" я посчитала, что нашей работой необходимо поделиться,...


     

    Комментарии

    Яковлева Маргарита Сергеевна

    Галина Егоровна! С большим интересом прочитала вашу статью. Видно,что вашим коллективом проделана очень большая работа по сохранению памяти о ВОВ. Спасибо за то, что поделились с нами опытом своей работы.