Практическое использование познавательных задач при изучении истории Великой Отечественной войны в школе.
статья по истории (10 класс)

Практическое использование познавательных задач при изучении истории Великой Отечественной войны в школе

       Со времени окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны прошло более семи десятков лет. Современному поколению школьников это время представляется очень далеким прошлым. Сейчас многие политологи и историки Запада пытаются внести коррективы в историю этой Великой войны, особенно в части виновников ее развязывания,  пытаясь таким образом воздействовать на неокрепшее сознание подрастающего поколения. На учителей истории  это накладывает очень большую ответственность за формирование мировоззрения подрастающего поколения. Вопросов репродуктивного характера в учебниках  истории, к сожалению, предостаточно, а заданий   на уровне анализа, сопоставления, обобщения недостаточно. Поэтому  в современное время необходимо больше внимания на уроках истории уделять познавательным заданиям. Это позволяет пробудить работу мысли, способствует поиску, творчеству. В свою очередь это приводит к пробуждению устойчивого интереса к изучению сложных исторических вопросов и проблем. Задания могут быть использованы для обсуждения, для дискуссий. В процессе дискуссий и обсуждений рождается мысль о том, что в большинстве своем проблемы прошлого не знают однозначного ответа, что есть формируется личностное восприятие, плюралистичность в оценке событий. И это очень важно и для оценки событий, и для оценки личностей.

Это полностью укладывается в рамки гуманизации и гуманитаризации образования. Это позволит способствовать социализации подростков, их адаптации в современном мире, выбору своей позиции. За учениками признается  право на свою позицию, мнение. Оценку тех или иных исторических событий. При этом эти оценки должны быть аргументированными и взвешенными.

Такая учебная работа должна быть хорошо продумана. Для работы над темами по истории Великой Отечественной войны для учащихся предлагается алгоритм  работы с познавательными заданиями:

 

Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи по истории.

1. Ознакомление с вопросами к познавательной задаче.

2.Что дает текст источника для ответа на поставленные вопросы?

3.Определите время написания (публикации, речи и т.д.) источника. О чем можно узнать из источника?

4. Установите автора, личность автора источника?

5.Выявите цель того , кто писал текст, произносил речь и т. д.?

6. В чем автор хотел убедить, того, к кому обращен текст?

7. Каково отношение автора к событиям?

8. Вспомните, что вы знаете об этих событиях? Где можно узнать дополнительно об этих событиях?

9.Что нового вы узнали из этого источника?

10. Сопоставьте источники, и сделайте возможные выводы по существу вопроса, задачи, которые даны к этому заданию?

11. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?

 

Проблемные задания ,могут быть использованы для вовлечения учащихся в противоречивую ситуацию.

Примером может быть урок по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны» ( или по теме «Международные отношения накануне Второй мировой войны»)

Проблемные вопросы:

  1. Как вы считаете, имелись ли у мирового сообщества конце 30-х годов шансы предотвратить вторую мировую войну?
  2. Изучите приведенные ниже материалы и подумайте над проблемой: можно ли говорить об ответственности правительств ведущих государств за ее возникновение? Различна ли мера этой ответственности?

Документы:

  1. Из заявления А.Гитлера на совещании на Мюнхенской конференции  (1938 г.)

«Это последние территориальные претензии, которые мы имеем в Европе. Я больше не заинтересован в Чешском государстве».

  1. Из выступления А. Гитлера 23 мая 1939 г. на совещании с высшим генералитетом:

«Дальнейшие успехи не могут быть достигнуты без пролития крови… Не может быть вопроса о том, чтобы уступить Польшу, и нам оставлен один выход: атаковать ее при первой возможности… Если же будет создан союз Франции, Англии и России против Германии, Италии и Японии, я буду вынужден нанести Англии и Франции несколько уничтожающихся ударов… Война с Англией и Францией будет не жизнь, а на смерть. Мы должны сжечь свои корабли и ставить вопрос не о том, кто прав, а кто виноват, но вопрос: быть или не быть 80-милионному народу».

  1. Из выступления наркома иностранных дел В.М. Молотова на внеочередной четвертой сессии Верховного Совета СССР первого созыва 31 августа 1939 г.: «Следует … напомнить о том разъяснении нашей внешней политики, которое было сделано несколько месяцев тому назад на XVIII партийном съезде… Товарищ Сталин Предупреждал против провокаторов войны, желающих в своих интересах втянуть страну конфликт с другими странами».
  2. Из выступления в парламенте У. Черчилля (1937 г.): «Нам предстоит бороться против зверя социализма, и мы будем в состоянии справиться с ним куда более эффективнее, если будем действовать как единая стая гончих, а не как стадо овец».
  3. Из выступления У.Черчилля в парламенте весной 1939 г.: «Никто не может сказать, что не существует солидной общности интересов между западными демократиями и Советской Россией. …Величайшей глупостью, которую мы могли совершить, был бы подрыв нашего единого сотрудничества с Советской Россией».
  4. В 1939 г. после отставки комиссара иностранных дел М.М. Ливитанова во внешней политике СССР стали происходить все более серьезные изменения. У. Черчилл высказался по этому поводу следующем образом: «Смещение Левитанова означало конец эпохи. Оно регистрировало то обстоятельство, что в Кремле потеряли веру в обеспечении безопасности совместно с западными державами и в возможность организации совместного Восточного фронта против Германии».
  5. Имеется ли, по вашему мнению, зерна истины в высказывании писателя-фронтовика В.Кондратьева: «Если в 41-м Сталин был не готов к войне, то для мет нет сомнений, что в сорок втором или в сорок третьем он бы сам начал войну с Гитлером, с Германией, которая бы, наверно, все еще воевала с Англией и материально и морально находилась бы в худшем положении, чем в сорок первом, а мы к тому времени сумели бы перевооружить всю армию. Так что, думаю, разговоры о превентивном характере начавшейся войны имели основания».
  6. «Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед… Над нашей родиной нависла серьезная опасность. Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Это объясняется главным образом тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и невыгодных условиях для советских войск. Дело в том, что войска Германии, как страны ведущей войну, были целиком отмобилизованы, тогда как советским войскам нужно было еще отмобилизоваться и придвинуться к границам. Немалое значение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключенный в 1939 г. между нею и СССР, не считаясь с тем, что она будет признана всем миром страной нападающей. Понятно, что наша миролюбивая страна, не желая брать на себя инициативу нарушения пакта, не могла встать на путь вероломства». (из выступления И.В. Сталина)

Обсуждение проблемы, которая обозначена в документах можно вынести на семинарское занятие. Также , возможно выносить задачи на самостоятельное изучение во внеурочное время.

     Отработка исторических познавательных заданий помогает  активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет глубже усваивать исторические знания. Проблемные, творческие, познавательные задачи помогают  учащимся усваивать знания, развивает интеллектуальные способности ( позволяет переносить знания на события других эпох, видеть проблемы общественного развития, оценивать роль личностей в историческом процессе, а также формирует  альтернативное мышление).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое использование познавательных задач при изучении истории Великой Отечественной войны в школе.

Со времени окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны прошло более семи десятков лет. Современному поколению школьников это время представляется очень далеким прошлым. Сейчас многие политологи и историки Запада пытаются внести коррективы в историю этой Великой войны, особенно в части виновников ее развязывания,  пытаясь таким образом воздействовать на неокрепшее сознание подрастающего поколения. На учителей истории  это накладывает очень большую ответственность за формирование мировоззрения подрастающего поколения. Вопросов репродуктивного характера в учебниках  истории, к сожалению, предостаточно, а заданий   на уровне анализа, сопоставления, обобщения недостаточно. Поэтому  в современное время необходимо больше внимания на уроках истории уделять познавательным заданиям. Это позволяет пробудить работу мысли, способствует поиску, творчеству. В свою очередь это приводит к пробуждению устойчивого интереса к изучению сложных исторических вопросов и проблем. Задания могут быть использованы для обсуждения, для дискуссий. В процессе дискуссий и обсуждений рождается мысль о том, что в большинстве своем проблемы прошлого не знают однозначного ответа, что есть формируется личностное восприятие, плюралистичность в оценке событий. И это очень важно и для оценки событий, и для оценки личностей.

Это полностью укладывается в рамки гуманизации и гуманитаризации образования. Это позволит способствовать социализации подростков, их адаптации в современном мире, выбору своей позиции. За учениками признается  право на свою позицию, мнение. Оценку тех или иных исторических событий. При этом эти оценки должны быть аргументированными и взвешенными.

Такая учебная работа должна быть хорошо продумана. Для работы над темами по истории Великой Отечественной войны для учащихся предлагается алгоритм  работы с познавательными заданиями:

                                                        Памятка

для учащихся, решающих познавательные задачи по истории.

1. Ознакомление с вопросами к познавательной задаче.

2.Что дает текст источника для ответа на поставленные вопросы?

3.Определите время написания (публикации, речи и т.д.) источника. О чем можно узнать из источника?

4. Установите автора, личность автора источника?

5.Выявите цель того , кто писал текст, произносил речь и т. д.?

6. В чем автор хотел убедить, того, к кому обращен текст?

7. Каково отношение автора к событиям?

8. Вспомните, что вы знаете об этих событиях? Где можно узнать дополнительно об этих событиях?

9.Что нового вы узнали из этого источника?

10. Сопоставьте источники, и сделайте возможные выводы по существу вопроса, задачи, которые даны к этому заданию?

 11. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?

Проблемные задания ,могут быть использованы для вовлечения учащихся в противоречивую ситуацию.

Примером может быть урок по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны» ( или по теме «Международные отношения накануне Второй мировой войны»)

Проблемные вопросы:

  1. Как вы считаете, имелись ли у мирового сообщества конце 30-х годов шансы предотвратить вторую мировую войну?
  2. Изучите приведенные ниже материалы и подумайте над проблемой: можно ли говорить об ответственности правительств ведущих государств за ее возникновение? Различна ли мера этой ответственности?

Документы:

  1. Из заявления А.Гитлера на совещании на Мюнхенской конференции  (1938 г.)

«Это последние территориальные претензии, которые мы имеем в Европе. Я больше не заинтересован в Чешском государстве».

  1. Из выступления А. Гитлера 23 мая 1939 г. на совещании с высшим генералитетом:

«Дальнейшие успехи не могут быть достигнуты без пролития крови… Не может быть вопроса о том, чтобы уступить Польшу, и нам оставлен один выход: атаковать ее при первой возможности… Если же будет создан союз Франции, Англии и России против Германии, Италии и Японии, я буду вынужден нанести Англии и Франции несколько уничтожающихся ударов… Война с Англией и Францией будет не жизнь, а на смерть. Мы должны сжечь свои корабли и ставить вопрос не о том, кто прав, а кто виноват, но вопрос: быть или не быть 80-милионному народу».

  1. Из выступления наркома иностранных дел В.М. Молотова на внеочередной четвертой сессии Верховного Совета СССР первого созыва 31 августа 1939 г.: «Следует … напомнить о том разъяснении нашей внешней политики, которое было сделано несколько месяцев тому назад на XVIII партийном съезде… Товарищ Сталин Предупреждал против провокаторов войны, желающих в своих интересах втянуть страну конфликт с другими странами».

     4. Из выступления в парламенте У. Черчилля (1937 г.): «Нам предстоит бороться против зверя социализма, и мы будем в состоянии справиться с ним куда более эффективнее, если будем действовать как единая стая гончих, а не как стадо овец».

  1. Из выступления У.Черчилля в парламенте весной 1939 г.: «Никто не может сказать, что не существует солидной общности интересов между западными демократиями и Советской Россией. …Величайшей глупостью, которую мы могли совершить, был бы подрыв нашего единого сотрудничества с Советской Россией».
  2. В 1939 г. после отставки комиссара иностранных дел М.М. Ливитанова во внешней политике СССР стали происходить все более серьезные изменения. У. Черчилл высказался по этому поводу следующем образом: «Смещение Левитанова означало конец эпохи. Оно регистрировало то обстоятельство, что в Кремле потеряли веру в обеспечении безопасности совместно с западными державами и в возможность организации совместного Восточного фронта против Германии».
  3. Имеется ли, по вашему мнению, зерна истины в высказывании писателя-фронтовика В.Кондратьева: «Если в 41-м Сталин был не готов к войне, то для мет нет сомнений, что в сорок втором или в сорок третьем он бы сам начал войну с Гитлером, с Германией, которая бы, наверно, все еще воевала с Англией и материально и морально находилась бы в худшем положении, чем в сорок первом, а мы к тому времени сумели бы перевооружить всю армию. Так что, думаю, разговоры о превентивном характере начавшейся войны имели основания».
  4. «Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед… Над нашей родиной нависла серьезная опасность. Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Это объясняется главным образом тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и невыгодных условиях для советских войск. Дело в том, что войска Германии, как страны ведущей войну, были целиком отмобилизованы, тогда как советским войскам нужно было еще отмобилизоваться и придвинуться к границам. Немалое значение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключенный в 1939 г. между нею и СССР, не считаясь с тем, что она будет признана всем миром страной нападающей. Понятно, что наша миролюбивая страна, не желая брать на себя инициативу нарушения пакта, не могла встать на путь вероломства». (из выступления И.В. Сталина)

     Обсуждение проблемы, которая обозначена в документах можно вынести на семинарское занятие. Также , возможно выносить задачи на самостоятельное изучение во внеурочное время.

     Отработка исторических познавательных заданий помогает  активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет глубже усваивать исторические знания. Проблемные, творческие, познавательные задачи помогают  учащимся усваивать знания, развивает интеллектуальные способности ( позволяет переносить знания на события других эпох, видеть проблемы общественного развития, оценивать роль личностей в историческом процессе, а также формирует  альтернативное мышление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны

Одна из актуальных проблем воспитания сегодня – активизация познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны. Как решить эту проблему?У детей велико стремление к познан...

Формирование предметных компетенций при изучении истории Великой Отечественной войны

Изучение темы «Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа» даёт неограниченные возможности для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности це...

Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме: "День Победы 70",посвящённый 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне....

Современные подходы изучения истории Великой Отечественной войны в школе

          Прошли многие десятилетия, но память о тех событиях необходимо беречь. Никто не в праве, перечеркнуть героизм и мужество советского солдата, его о...

"Развитие ценностных ориентаций обучаемых и воспитанников на основе изучения истории Великой Отечественной войны в преподавании дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов"

Актуальная тема для учащихся в связи с изменениями в политической, экономической, духовной сферах общества. Значение ВОВ в судьбе нашего народа и страны в целом....

Изучение истории Великой Отечественной войны через исследовательскую работу обучающихся

В данной разработке кратко изложен опыт по воспитанию патриотизма и гражданственности, приводится попытка аргументировано показать эффективность такой работы на уроках и во внеурочное время. Этот опыт...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...