Формирование предметных компетенций в курсе «География Новосибирской области» средствами туристко-образовательной технологии
статья на тему

Тамилин Евгений Михайлович

В данной статье раскрываются принципы формирования предметных компетенций, привязанных к ФГОС 2 поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель географии и биологии МАОУ Гимназия № 10, магистрант НГПУ «Образовательный туризм» Тамилин Е.М.

Формирование предметных компетенций в курсе «География Новосибирской области» средствами туристко-образовательной технологии

По своему содержанию курс «География Новосибирской области» - это региональный компонент содержания предметной области «география», который должен включаться в рабочие программы по начальному курсу географии в 6-ом классе. Об этом свидетельствует Приказ № 1389 от 18.06.2012 года Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год» [7].

Теория географического краеведения Новосибирской области была рассмотрена (Афиногенова Т.К., Гуляева Н.В., Донукалова Р.П., Кравцов В.М., Северина Ю.В. и др.). Данными учеными и исследователями раскрыты теоретические основы географического краеведения Новосибирской области, но не предпринимались попытки методического обоснования содержания краеведческой части в школьном курсе начальной географии (6 класс). Не применена до настоящего времени попытка внедрения технологии образовательного туризма в образовательный процесс при изучении географии Новосибирской области.

Курс «География Новосибирской области» является краеведческой составляющей обучения географии. Педагогическая ценность преподавания географии на основе изучения родного края была осознана очень давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике” Я. Коменского в первой половине XVII в [6]. 

Очевидно, что высокий воспитательно - образовательный потенциал географического краеведения, связанный с развитием предметных компетентностей учащихся должен быть востребован школьной географией. Это особенно важно для учащихся 6 класса, поскольку в данном возрасте учащиеся начинают изучать географию в целом, а также осваивают региональный компонент данного курса.

Школьное географическое краеведение—составная часть школьного краеведения. Оно направлено на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками (в учебное и внеурочное время) природы, природных богатств, населения и хозяйства местного края, т. е. изучение географии своей местности, или “малой географии”. На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. В этом случае будет иметь место    к р а е в е д ч е с к и й    п р и н ц и п   в преподавании географии. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся—краеведческий принцип в преподавании географии [6].

В ходе педагогических диагностик по выявлению использования краеведческого принципа в обучении географии было установлено, что учителя географии реализуют его фрагментарно. Учителя географии оперируют теоретическим краеведческим материалом, либо проводят экскурсии без взаимосвязи с урочной системой. Краеведческий принцип в свою очередь реализуется при условии взаимосвязи внеурочной и урочной системами обучения.

Именно краеведческий принцип в обучении географии имеет широкие возможности по формированию предметных компетенций школьника, которые явились одним из требований по воспитанию и формированию личности в ФГОС 2 поколения.

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях» [2].

А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность",  П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности [1].    

И.А.Зимней «компетентность» трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2].

О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности» [5].

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [10].

Предметные компетенции – это результаты изучения предметной области «География», заданные в проекте ФГОС среднего (полного) общего образования.

Выделяют следующие предметные компетенции «География» (базовый уровень):

1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использования карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. [9].

Для реализации краеведческого принципа наиболее подходит туристко-образовательная педагогическая технология, которая удачно совмещает урочную и внеурочную деятельность школьника.

Туристско-образовательная технология - совокупность методико-организационных действий педагога, реализующий научно обоснованный педагогический проект и обладающую высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата с помощью методов и средств обучения, в процессе участия обучающихся в образовательных турах.

В работах док. пед. наук В.Л. Погодиной утверждается, что  участие в образовательной туристской деятельности школьников актуализирует использование ими разнообразных географических знаний и умений в ходе передвижения по различным территориям. Именно при такой форме организации учебного процесса можно формировать и оценить уровень сформированности социально-ответственного отношения молодых людей к себе, коллективу, природной и культурной среде. В ходе совершения географического туристского маршрута участникам его потребуется умение составлять географические характеристики природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга. Программа образовательного географического путешествия может быть ориентирована на определение туристами специфики структуры, функционирования  природно-территориальных комплексов разного ранга, на составление экономико-географической характеристики территории, выявление предпосылок для формирования хозяйственной специализации отдельных районов, а также на проведение анализа изменений природных комплексов под влиянием деятельности человека. В ходе туристского прохождения маршрута, организованного учителем географии, школьники имеют возможность получить опыт составления географического предвидения (прогнозирования). Лишь на туристском маршруте можно на практике познакомить ученика с реальными примерами взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек — природа — хозяйство — окружающая среда».  Применение технологии образовательного туризма при обучении школьников географии позволяет воспитывать патриотизм, толерантность к другим народам и культурам, формирует социально-ответственное отношение к окружающей среде в ходе повседневной бытовой, учебной, а       впоследствии и трудовой  деятельности [8].

Туристко-образовательная технология полностью реализовывает краеведческий принцип в обучении географии, что впоследствии формирует предметные компетенции у учащихся.

Библиография:

  1. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
  6. Матрусов И. С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М.; Изд-во АПН РСФСР, 1963. - Сб. статей, с. 26-32.
  7.  Приказ № 1389 от 18.06.2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год» Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
  8. Соломин В.П., Погодина В.Л. Технологии образовательного туризма: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. – 222 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года).
  10.  Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. –  М.: Изд-во МГУ, 2003.– 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.

•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать  подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...

Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.

В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ....

Формирование предметных компетенций при изучении курса алгебры в 7-9-ых классах

В статье рассмотрены основные этапы формирования предметных компетенций. Презеннация содержит практический материал....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»

   В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качес...

Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате

Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность...

Урок в 9 классе «Использование современных образовательных технологий при формировании предметных компетенций в условиях осуществления индивидуального и дифференцированного подхода».

Урок по теме "Кино" может предшествовать или завершать знакомство учащихся с фильмом "Intouchables" ("Один плюс один"). Читая аутентичный текст учащиеся получают информац...

Рабочая программа по курсу «География Новосибирской области» для 6 классов

Главным объектом изучения курса является Новосибирская область. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательны...