Формирование предметной компетенции учащихся при изучении трудных разделов программы «Литература»
статья по литературе (9 класс)

Францева Лариса Юрьевна

Статья может быть полезна тем учителям, которые работают в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Францева Л.Ю., учитель

 русского языка и литературы,

 ГБОУ СОШ № 225 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Формирование предметной компетенции учащихся при изучении трудных разделов программы «Литература» в рамках организации проектной деятельности с использованием технологии критического мышления

  • Что такое критическое мышление и почему оно занимает значительное место в современной жизни? Критическое мышление – это самостоятельное мышление, которое начинается с постановки задачи и вопросов, которые необходимо быстро обдумать, выбрать путь решения и получить результат, или ответ. Технология развития критического мышления представляет собой сочетание разных методов и приемов, направленных на то, чтобы ученик стал заинтересованным участником процесса обучения, захотел проявить исследовательскую, творческую активность. Эти приемы помогут школьнику вспомнить пройденный учебный материал и сведения по теме, а затем помогут осмыслить новые факты и творчески переработать, усвоить и обобщить полученные знания. Цель технологии - обеспечить развитие мышления, сформировать коммуникативную компетенцию и способность к сотрудничеству. Технология позволяет решать задачи повышения интереса к самому обучению, развития способности к аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного уровня сложности, развития основных навыков анализа и синтеза предметных текстов, умение находить ключевые слова в тексте, умение разбивать текст на части, умение составлять план текста.

Я хочу представить вашему вниманию приём технологии критического мышления «Кластер», который я практикую для формирования ключевых компетенций. Он позволяет старшеклассникам использовать свои знания при изучении сложных объемных тем, создает базу для успешного усвоения нового. Составление кластера позволяет моим ученикам творчески переработать любую тему любого учебного предмета.

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ изображения и записи учебной информации в определенной системе на любом этапе урока. Кластер оформляется в виде грозди, схемы или модели планеты со спутниками. В центре располагают либо основное понятие, либо главную мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, которые соотносятся с главным понятием в центре прямыми линиями. Это могут быть слова, рисунки, словосочетания, предложения, идеи, мысли, факты, гипотезы, образы, ассоциации – всё, относящиеся к изучаемой на этом уроке темы.

Кластер – универсальный прием. Он отлично подходит для любой стадии урока. Рассмотрим его на примере проведения урока литературы «Серебряный век русской поэзии».

Слово учителя. В конце 19-начале 20 века, в течение всего тридцати пяти – тридцати шести лет в истории русской поэзии, и шире – литературы, культуры произошел очевидный художественный взлет. Это время ныне называют Серебряным веком. Почему именно Серебряный век? Запишите свои идеи в кластер.

- С чем возникает ассоциация серебра? (ночь, луна, ночные видения, сны; серебро - символ чистоты, святости).

Русский  Серебряный век - это предельное состояние, полная саморастрата, самоуничтожение в процессе творчества, это совсем новый подход к литературе: литература становится формой жизни. Главные направления поэзии: символизм, акмеизм, футуризм. Множество бессмертных имен вписано золотом в русскую и мировую поэзию в этот серебряный период.

1 фаза -  вызов. Задачи фазы: актуализация знаний и представлений по теме урока, пробуждение познавательного интереса к теме, определение направлений при изучении нового материала.

Задание учащимся: вспомнить или найти в распечатанных научных статьях даты возникновения, характерные черты, творческие искания, манифесты символистов, акмеистов, футуристов. Записать все сведения в лист А3

1 группа.  Символизм.

Символизм — это поэзия туманностей, намеков и ассоциаций; загадочная и таинственная, построенная на символах

Дополните свои знания, впишите в кластер (Сопровождается показом видеофильма по теме)

2 группа. Акмеизм.

Стихотворения акмеистов точны, логичны, стройны и ясны. Стремятся к пушкинскому языку. Овеществляют даже невещественные духовные чувственные переживания. В стихотворениях акмеистов легко выделить тему, содержание, основную мысль; их легко понять и выучить. Дополните свои знания, впишите в кластер (Сопровождается показом видеофильма по теме)

3 группа. Футуризм.

Футуристы  призывали к созданию нового языка через создание новых слов, отказ от знаков препинания, звукопись. Провозгласили «теорию самовитого слова», то есть в целом у стихотворения могло не быть цели, темы, смысла, содержания, рифмы.

2 фаза «реализация смысла» (осмысление)

Задачи фазы: организация активной работы с текстом, удовлетворение познавательных «запросов».

3 фаза «рефлексия»

Задачи фазы: соотнесение старых и новых представлений, обобщение материала.

4. Анализ стихотворений символистов, акмеистов и футуристов. Работа в группах. Каждой группе дано  одно стихотворение. Выступления  групп.

 Подведение итогов урока. Рассмотрев кластеры и таблицу, сделайте вывод о том, чем отличаются литературные течения, что их объединяет.

Вывод: Мы видим полнейшую разобщенность, непримиримость во взглядах на то, каким должно быть искусство и как нужно писать стихи. Но все они современники, их объединяет время, сама эпоха:

- всем им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

- все они трепетно относились к слову, образу, ритму; все они новаторы структуры поэтического произведения;

- их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.

Последнее задание: наклейте портреты поэтов, выбрав для каждого течения самых известных.

Я  считаю, что приём «кластер» - это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто размышлять, анализировать и приводить в определенную систему сложный, объемный учебный  материал. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется и на этапе вызова, и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, может с успехом применяться в качестве средства для подведения итогов изученного.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся, парную, групповую или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, и может быть любой, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»

Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ". 9 КЛАСС

Данная методическая разработка содержит рекомендации по включению в урок физики заданий, направленных на формирование и развитие информационных умений обучающихся. В презентации содержатся примеры зад...

Мониторинг формирования учебных компетенций учащихся при изучении литературы

В статье подняты вопросы формирования учебных компетенций на уроках литературы...

Статья " Формирование предметной компетенции учащихся при конструировании содержания физической задачи"

В статье рассматривается формирование предметной компетенции учащихся через конструирование задачных ситуаций по физике. Задания структурно представлены в виде сиситематизирующих таблиц на основе мето...

Формирование предметных компетенций учащихся при изучении темы ,,Общая характеристика металлов” 9 класс.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к усвоению учащимися основной образовательной программы. Деятельность учителя химии должна быть направлена на достиже...