Мониторинг формирования учебных компетенций учащихся при изучении литературы
статья по литературе на тему

В статье подняты вопросы формирования учебных компетенций на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг формирования учебных компетенций учащихся при изучении литературы

Консервировать даже то, что некогда было

лучшим в мире, значит, обрекать систему

на отставание, на стагнацию.

Из Стратегии модернизации

общего образования

За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную  экономику и правовое государство. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования. Концепция модернизации российского образования содержит ключевое положение о том, что основой образовательной политики является обеспечение современного качества образования, сохранение его фундаментальности  и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности и общества.

В 1996 году на симпозиуме Совета Европы был поставлен вопрос  о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которыми должны владеть выпускники школы. Поэтому главное изменение, произошедшее в содержании современного образования в последние годы – перенос акцента с предметных знаний как  основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Необходимость таких изменений подтверждается и результатами международных сравнительных исследований. Результаты российских школьников находятся в группе результатов ниже среднего балла по странам ОЭСР. Наши ученики отлично справляются с репродуктивными заданиями, но с заданиями на сопоставление информации дело обстоит гораздо хуже. По данным российских и международных исследователей,  по определенным предметам 50% школьников не осваивают школьную программу.

В наиболее отчетливой форме ценности профессионально-педагогической деятельности проявляются через определение ее направленности на достижение результатов школьного образования. Результаты изучения мнений учителей о приоритетах в деятельности показывают, что они за последнее десятилетие оказались практически неизменными. Кроме того, именно с точки

зрения современных приоритетов в отношении результатов школьного  образования  вызывает  опасение  факт главенствующего значения  знаниевого компонента для подавляющего числа учителей (около 70%), который дополняется такими ориентирами, как «развитие познавательных способностей»   (74%)  и  «подготовка к  поступлению в вуз»  (50%), в  ущерб показателям «опыт социального взаимодействия» (20%), «опыт  общественной деятельности» (26%). Только 17% учителей полагают, что  современная школа все-таки дает недостаточно знаний.    Анализ  результатов  позволяет   сделать вывод о рассогласовании профессиональных установок учителей, а  именно  их

ориентаций на знания, с ценностями учащихся (до 80% выпускников основной и учащихся старшей школы полагают, что школа должна учить    самостоятельности мысли и учения, создавать возможности для творчества в познании, «учить тому, что требует современная жизнь» — высказывание из эссе одного из выпускников).

Эти и другие накопившиеся проблемы требуют незамедлительного решения, в результате чего образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства. Для достижения этой перспективы, начиная с 2001 года, в России реализуется стратегия модернизации образования. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Среди основных направлений модернизации общего образования в государственном стандарте было названо несколько, имеющих непосредственное отношение к предмету «литература»: формирование ключевых компетенций, в число которых входит коммуникативная, определяющая владение устным и письменным общением, а также усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, их взаимодействие.   Определение ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей  и задач ЮНЕСКО: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни). Вместе с тем указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность). Понимание сущности компетенций является серьезной проблемой как для ученых, так  и для практиков. Кроме того, важным остается вопрос о том, каким образом достичь этих целей в условиях достаточно жесткой регламентации содержания образования и форматов оценки образовательных результатов учащихся. Не менее важный вопрос, как измерить демонстрацию использования знаний и умений в различных ситуациях, включая социальные.

Стандартизация и модернизация образования повлекли за собой изменения в плане управления учебными учреждениями и осуществления контрольно-регулировочной деятельности в учебном процессе. На смену привычным контролю и диагностике пришли новые термины – квалиметрия и педагогический мониторинг качества образования. Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологии и социологии. В педагогике это новое перспективное направление, разрабатываемое в исследованиях А. Кузнецова, М. Рыжикова, С. Шишова, В. Андреева, Т. Бенькович, С. Громова, А. Майорова, посредством которого можно способствовать повышению качества образования. Объективной причиной для введения мониторинга в область педагогики послужило новое понимание качества образования, которое с конца прошлого века стали трактовать как понятие объективное и подлежащее измерению.

 В сфере лингводидактики термин «педагогический мониторинг» используется пока не достаточно широко. Можно выделить два контекста употребления данного термина. В первом, в контексте управления образовательным процессом и его организации (classroom management), он употребляется в основном зарубежными методистами (С. Chaudron; D.L. Fried - Booth; Villers S.; Ward Т.), а также отечественными учеными, исследующими труды по зарубежной лингводидактике (О.  Долгина, И.  Колесникова). В данном смысле он рассматривается как получение обратной связи об успешности учебного процесса, альтернативной привычному тестированию, и скорее является формой процессуального описательного оценивания проектов, письменных творческих работ и учебного взаимодействия в противоположность методам, поддающимся точной математической обработке.

Во втором, в контексте проективного образования в области лингводидактики, он активно внедряется О. Ломакиной (2002 г.) в качестве альтернативы образовательной экспертизе. В данном контексте понимание педагогического мониторинга объединяет взгляды отечественных педагогов и зарубежных лингводидактов и включает в себя не только методы объективной количественной, но и описательной оценки, проводимой в отношении творческих работ учащихся. В этом смысле педагогический мониторинг выступает как инструмент сбора и обработки информации, необходимой не только для регулирования учебного процесса, но и для осознания и корректировки учителем целей обучения в зависимости от условий протекания учебного процесса и социального заказа общества на образование, что является отправной точкой педагогического проектирования.

 Тем не менее, как зарубежные, так и отечественные методисты говорят о недостаточной разработанности педагогического мониторинга как методической категории и методики его организации (Villers S.; Ward Т.; О. Ломакина).

«Наблюдения показывают, что подготовка учителя к инновационной деятельности эффективна, если она реализуется в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование  инновационной  готовности к  восприятию  новых учебных  технологий  и  обучение  умениям действовать по-новому. Именно таким  образом преодолеваются  рамки   педагогических традиций. Вместе с тем очевидно, что традиции и инновации неразрывно связаны в творческом педагогическом процессе и в определенном смысле противопоставлены в своем единстве. Это внутреннее противоречие педагогической реальности обеспечивается постоянным педагогическим поиском учителя, благодаря которому и становится возможным творческий учебно-воспитательный процесс».

                                                                         В. А. Бордовский

Все статистические данные взяты из  книг:

Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005

Бахмутский А. Е. , Кондракова И. Э., Писарева С. А. Оценка деятельности современной школы. – М.: АПКиППРО, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции  учащихся на уроках литературы...

Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»

Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ". 9 КЛАСС

Данная методическая разработка содержит рекомендации по включению в урок физики заданий, направленных на формирование и развитие информационных умений обучающихся. В презентации содержатся примеры зад...

«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла». 

В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презент...

Формирование предметных компетенций учащихся при изучении темы ,,Общая характеристика металлов” 9 класс.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к усвоению учащимися основной образовательной программы. Деятельность учителя химии должна быть направлена на достиже...

Формирование предметной компетенции учащихся при изучении трудных разделов программы «Литература»

Статья может быть полезна тем учителям, которые работают в старших классах....