Формирование предметных компетенций учащихся при изучении темы ,,Общая характеристика металлов” 9 класс.
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Кузнецова Лариса Васильевна
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к усвоению учащимися основной образовательной программы. Деятельность учителя химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих предметных результатов: 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; 4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; 6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. При изучении темы «Общая характеристика металлов» у учителя есть возможность (см.п.№4 ) сформировать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи: состав - строение - свойства - применение (вещества). Вот уже несколько лет в 9 классе я использую следующий ИКТ-приём. Его можно назвать «Послайдовая домашняя презентация». По мере изучения темы «Общая характеристика металлов»(4 урока) ученик поэтапно создаёт слайды о СВОЁМ металле (распределение металлов между учащимися происходит ещё на теме «Серная кислота). Именно там ученик отрабатывает навык составления ox-red реакций металл+H2SO4.Металлы абсолютно разные от лития до свинца. План презентации: 1.Положение металла в ПСХЭ Дмитрия Ивановича Менделеева и особенности строения атома. 2.Вид химической связи и тип кристаллической решётки в простом веществе металле. 3.Физические свойства. 4.Химические свойства. 5.Получение. 6.Применение. 7.По выбору учащегося (например, интересные факты о металле или его соединении.) Последний урок темы называется «Удивительный мир металлов». Он проводится в форме семинара, где каждый ученик представляет свою презентацию для всеобщего обозрения, сопровождая небольшим резюме. Такая послайдовая технология направлена на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов учащихся. Прилагается образец презентации. Литература: 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кобальт Подготовил Ожигин Максим, 9а

Слайд 2

Положение в ПСХЭ им. Менделеева

Слайд 3

Особенности строения Co 58 ) ) ) ) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 7 4s 2 Степени окисления: +2 ; +3

Слайд 4

Кобальт – металл: R атома – большой 2 внешних электрона

Слайд 5

Вид химической связи – металлическая Тип кристаллической решётки – металлическая гексагональная

Слайд 6

Физические свойства Цвет элемента: серебристо-белый, с розовыми или синеватыми отблесками . Твёрдость кобальта – 5,5 баллов (по шкале Мооса ) Плотность = 8,90 кг/дм 3 . Температура плавления = 1494,85 o C

Слайд 7

Химические свойства Co С неметаллами С кислотами Со щелочами, сложными веществами Восстановительные свойства ! Кобальт не взаимодействует с водой

Слайд 8

С неметаллами С кислородом: 2Co + O 2 = 2CoO (при высоких температурах > 200 o C ) C галогенами (образуются галогениды): Co + Br 2 = CoBr 2 С азотом (образуются нитриды): 2Co + N 2 = 2CoN С водородом соединений не образует С углеродом: 3Co + C = Co 3 C С кремнием: Co + Si = CoSi

Слайд 9

С кислотами С соляной: Co + 2HCl = CoCl 2 + H 2 С серной концентрированной: Co + 2H 2 SO 4 ( конц .) = CoSO 4 + 2H 2 O + SO 2 С серной разбавленной: Co + H 2 SO 4 (разб . ) = CoSO 4 + H 2 ↑ С азотной разбавленной: 3Co + 8HNO 3 ( разб . ) = 3Co(NO 3 ) 2 + 2NO↑ + 4H 2 O С азотной концентрированной: пассивируется при обычных условиях Хлориды кобальта

Слайд 10

Кобальт не реагирует с водой и растворами щелочей!

Слайд 11

Восстановительные свойства Кобальт вытесняет металлы, которые расположены правее в электрохимическом ряду напряжений их растворов солей : CO + SnCl 2 = COCl 2 + Sn

Слайд 12

Получение Главным источником промышленного получения Кобальта служат руды никеля, содержащие Кобальт как примесь. В конечном итоге получают раствор хлоридов Кобальта и никеля, содержащий примеси Cu 2+ , Pb 2+ , Bi 3+ . Действием H 2 S осаждают сульфиды Cu , Pb , Bi , после чего пропусканием хлора переводят Fe (II) в Fe (III) и добавлением СаСО 3 осаждают Fe (OH) 3 . От никеля Кобальт отделяют по реакции: 2СоCl 2 + NaClO + 4NaOH + H2O = 2Co(OH) 3 ↓ +5NaCl. Почти весь никель остается в растворе. Черный осадок Со(ОН) 3 прокаливают для удаления воды; полученный оксид Со3О4 восстанавливают водородом или углеродом. Эритрин – минерал, содержащий кобальт

Слайд 13

Применение Добавка к сталям (в виде порошка) – повышает её жаропрочность. Кобальт входит в состав твердых сплавов, из которых изготовляется быстрорежущий инструмент . Сплавы, содержащие кобальт, используются в двигателях, где достигается достаточно высокая температура, в конструкциях авиационных турбин. Магнитные сплавы на основе кобальта применяют при производстве сердечников электромоторов, трансформаторов и в других электротехнических устройствах . При добавлении кобальта к стеклу, оно приобретает синий оттенок – получается кобальтовое стекло. Радионуклид кобальта 60 Со используется в медицине, в дефектоскопии.

Слайд 14

История Оксид Кобальта применялась в Древнем Египте, Вавилоне, Китае для окрашивания стекол и эмалей в синий цвет. Для той же цели в 16 веке в Западной Европе стали пользоваться серой землистой массой, которая получалась при обжиге некоторых руд, носивших название "кобольд". Эти руды выделяли при обжиге обильный ядовитый дым, а из продукта их обжига выплавить металл не удавалось. Средневековые рудокопы и металлурги считали это проделками мифических существ - кобольдов (нем . Kobold - домовой, гном). Название металла "Кобальт" тесно связано с саксонскими рудниками, а точнее с подземным гномом Кобольдом, который там обитал по мнению саксонцев. Не всегда руда, принимаемая тогда за серебряную, давала при выплавке непосредственно драгоценный металл. Данное явление, как раз, и приписывали к злым деяниям маленького гнома Кобольда. Руда, которая не давала серебра, но была по внешним признакам очень похожа на серебряную, получила название " кобольд В 1735 году шведский химик Георг Брандт выделил из данной руды серый со слабым розоватым оттенком неизвестный металл, который получил название "кобольд" или "Кобальт". Брандт выяснил также, что соединения именно этого элемента окрашивают стекло в синий цвет. Кобольд – злой дух древней мифологии

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

ТЕСТ 3.2. (1-16) по теме «Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп" для 11 кл ЕГЭ

ТЕСТ 3.2.               11 класс    ( профиль)   подготовка к ЕГЭТема: «Общая характеристика металлов гла...

Открытый урок на тему: Общая характеристика металлов, 11 класс

Открытый урок на тему: Общая характеристика металлов, 11 класс...

конспект урока на тему "Металлы. Общая характеристика металлов"

конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС, содержит материал по теме "Металлы", который изучается в 9 классе...