Роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций обучающихся 1 курса ГОУ СПО НГТК при изучении БД.01 Русский язык и БД.02 Литература
статья по литературе (10 класс) на тему

В данном материале  описывается роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций (ОК) по ФГОС СПО при изучении дисциплин БД.01 Русский язык и БД.02 Литература. Отмечается особая роль с  ПК, когда обучающийся может, используя интерактивный модуль по теме, хорошо подготовиться  к отчёту  по самостоятелной деятельности студента (СДС), которая составляет 30% от времени обучающихся по ФГОС СПО), а также  в течение 1 курса сформирвать  ОК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_elektronnykh.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль электронных образовательных средств  в формировании общих компетенций обучающихся 1 курса ГОУ СПО НГТК

при изучении БД.01 Русский язык и БД.02 Литература

С сентября 2011 года студенты первых курсов образовательных учреждений СПО обучаются по новым образовательным стандартам (ФГОС СПО), которые   рекомендуют преподавателям  базовых дисциплин сформировать за первый год обучения 10 видов общих компетенций (ОК).

Если рассмотреть ОК по видам деятельности, то получается очень большой объём работы, предполагающий работу со студентом, очень сильно мотивированным на обучение, имеющим хорошие способности к  обучению,  огромное желание учиться с целью приобретения знаний по выбранной специальности. К сожалению,  на 1 курс сегодня приходят подростки, очень далёкие от данных требований. Однако все они имеют  хорошие навыки работы с компьютером и сетью Интернет. Несмотря на то, что я, преподаватель гуманитарных дисциплин,  ожидающий  (в идеале) обучающихся читающих, пишущих и говорящих,  именно  навыки работы с персональным компьютером (ПК)  беру за  основу мотивационной деятельности,  начиная с 1 сентября.

На занятиях по дисциплине БД.01 Русский язык  студенты  знакомятся с такими дидактическими  средствами как  мультимедийная презентация,  кроссворд,  электронные словарные диктанты,  интерактивный плакат и др.

Задания для самостоятельной деятельности  (СДС), что составляет  (по ФГОС СПО)  30% времени  учебного плана дисциплины,  первокурсники  охотнее выполняют в электронной тетради, где имеются задания разной сложности, разных видов. В данной тетради, в основном, представлены  дидактические материалы профессиональной направленности. Контроль по  теме каждый обучающийся может пройти,  используя ссылку  для онлайн-тестирования, тренировочного диктанта и  других видов работ.

Кроме того, в конце первого семестра, каждый студент или  группа в 3-5 человек,  должны представить электронный зачётный материал-проект  по одной из изученных тем.

Занятия по дисциплине БД.02  Литература требуют большой предварительной подготовки, т.к. предполагают знание текстового материла  объёмных по содержанию  произведений. Здесь как раз на первый план выходит СДС. По данной дисциплине мною разработано электронное пособие  в программе SunRav BookEditor, состоящее из двух блоков:  теоретического  и практического. Все задания предполагают работу с текстами и обобщение  по вопросам семинарского занятия. При затруднении в выполнении того или иного задания студент может по ссылке перейти в теоретический блок и получить консультацию.

Особо хотела бы отметить такую форму работы по своим дисциплинам, как работа с  интерактивными модулями  при  изучении  каждой темы. Нередко студенты объясняют свою неготовность к занятиям отсутствием текстов.  Предваряя это,     предлагаю  модульные блоки-презентации по  всем  темам курса, куда включены необходимые материалы по теме: текст произведения, если оно небольшое по объёму,  ссылка в сети Интернет на объёмное произведение, аудиозаписи, видеоматериалы, вопросы для анализа и др. В дальнейшем планирую выставлять данные материалы на сайт колледжа, куда может зайти с ПК  каждый студент.

Однако изучение гуманитарных дисциплин формирует, прежде всего,  компетенции, позволяющие выработать активную жизненную позицию,  самостоятельность, ответственность, умение работать в команде, социализацию в обществе и профессиональной деятельности. Для формирования этих компетенций использую нестандартные занятия  разных форм.  На любых занятиях  применяю творческие задания. Например, ребята всегда пытаются основную мысль каждого произведения выразить в синквейне (стихотворении из 5 строк, пишущемся по определённым правилам). Пример  стихотворения студентов 1 курса группы 1ОПАТ-13  при изучении произведения А.Н. Островского «Гроза»:

Гроза.

Страшная, разрушительная.

Бушует, свирепствует, пугает.

Вынуждает  сделать признание.

Погибель.

Пусть эти работы несовершенны, но они развивают творчество. Также студенты на занятиях учатся читать выразительно, соревнуясь с товарищем по столу или по вариантам, по подгруппам – форм великое множество.

Не могу сказать, что все мои студенты после первого курса отлично ориентируются в произведениях русской литературы или пишут без ошибок. Конечно, нет. Но за год они проходят большую школу овладения общими компетенциями не только посредством обучения на занятиях, но также участвуя в различных конкурсах, НПК, акциях и других мероприятиях от уровня колледжа до международного (например, традиционное участие в Международном литературном конкурсе  «Купель»  по произведениям  Александра Костюнина).  

Таким образом, в результате изучения базовых дисциплин,  к началу обучения на втором курсе,  это уже не только профессионально ориентированные студенты, но и адаптированные в социуме, умеющие работать в команде, способные принимать решение и брать на себя ответственность за него, т.е. студенты,  готовые к обучению в профессиональной сфере, хорошо владеющие общими компетенциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль страноведческих праздников в формировании социокультурной компетенции обучающихся.

Организация и проведение страноведческих праздников  способствуют развитию социокультурной компетенции обучающихся, положительной мотивации к изучению английского языка. В данной работе раскрываются о...

«Школьный кукольный театр на немецком языке как образовательная среда формирования ключевых компетенций обучающихся» (педагогический проект)

Педагогический проект «Школьный кукольный театр на немецком языке как педагогическая среда формирования ключевых компетенций обучающихся» посвящен деятельности школьного театра кукол на немецком языке...

Роль страноведческих праздников в формировании социокультурной компетенции обучающихся

Одним из наиболее эффективных средств формирования социокультурной компетенции школьников является организация страноведческих викторин, благодаря которым ребята приобщаются к культуре, литературе и и...

Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В 2014 году  участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Формирование общих компетенций обучающихся СПО и НПО в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей" в г.Чернь Г...

Роль регионального содержания в формировании социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка

Включение регионального содержания в процесс обучения иностранным языкам позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию обучающихся, учить их адекватно представлять родную культуру средствами ...