Система оценивания образовательных достижений
методическая разработка по химии

Бахманова Людмила Андреевна

Образовательные достижения подразделяются на три группы:

  • Личностные
  • Метапредметные;
  • Предметные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx293.1 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Образовательные достижения подразделяются на три группы:

  • Личностные
  • Метапредметные;
  • Предметные.

Под личностными результатами понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:

  • Планирование;
  • Контроль;
  • Коррекция.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, в рамках внеурочной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный материал обучающимися в ходе изучения учебного предмета.

К основным результатам относятся:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний;
  • воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  •  индивидуальный прогресс развития личности.

Основной задачей и критерием оценки выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Результатами , которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:

  • системы научных знаний и представлении о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах,
  • умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений.

Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательной программы, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
  • регулятор программы обучения.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Аксиомы оценивания:

  • Всегда есть более одного метода оценивания для каждой цели
  • Ни один метод не может адекватно оценить все разнообразие способностей ученика
  • Важно провести предварительную проверку, чтобы увидеть подходит ли метод для данной программы.
  • Невозможно использовать все методы (время и ресурсы)
  • Необходимо установить приоритеты использования методов
  • Нет идеального метода для измерения всех целей/результатов
  • Необходимо использовать имеющиеся в наличие ресурсы
  • Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
  • Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
  • Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
  • У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
  • Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
  • Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
  • Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
  • При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
  • Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
  • Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.

В оценочной деятельности реализуется принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Оценивание  призвано стимулировать учение посредством:

  • Оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он принес в выполнение задания или в изучение темы;
  • Учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
  • Учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
  • Побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Выступлкние на педсовете  «Система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, необходимость реальность»Система оценивания образовательных достижений учащихся...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...