Технологическая карта урока "Ароматические углеводороды"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Цель урока: создание условий для восприятия и первичного закрепления нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
- формирование представления о ароматических соединениях, их физических и химических свойствах, областях применения и значении для организма
- формирование личностных УУД (установление взаимосвязи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
- развитие регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция и оценка деятельности)
- развитие познавательных УУД (поиск и выделение необходимой информации, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, восприятие текстов, анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, установление причинно-следственных связей,, доказательство и обоснование)
- развитие коммуникативных УУД (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
areny.docx | 119.65 КБ |
benzol.pptx | 831.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Химия, 10 класс
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
УМК: Химия. О.С.Габриелян
Тема: "Арены"
Цель урока: создание условий для восприятия и первичного закрепления нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
- формирование представления о ароматических соединениях, их физических и химических свойствах, областях применения и значении для организма
- формирование личностных УУД (установление взаимосвязи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
- развитие регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция и оценка деятельности)
- развитие познавательных УУД (поиск и выделение необходимой информации, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, восприятие текстов, анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, установление причинно-следственных связей,, доказательство и обоснование)
- развитие коммуникативных УУД (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)
Планируемый результат:
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по алгоритму, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение донести информацию кратко, четко
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1 этап. Самоопределение в деятельности (орг. момент) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, осуществляют самопроверку готовности к уроку | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации, эмоциональный настрой на урок |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Актуализация знаний об изученных классах углеводородов:
Посмотрите на схему, вспомните её. Все ли классы УВ мы изучили? Факт: Первые представители этого класса УВ, выделенные в XIX веке из природных объектов, обладали приятным ароматом, за что и получили своё название. В молекулах есть ароматическая связь (бензольное кольцо). Представителем аренов является бензол. Тема нашего урока: |
Определяют тему урока «Ароматические соединения» Записывают тему в тетрадь | Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, планировать этапы ее решения. Познавательные УУД: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
3 этап. Постановка учебной задачи 3 мин | Таким образом, при рассмотрении темы необходимо рассмотреть много вопросов. Каких? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам очень быстро, «по-диагонали»,(самостоятельная работа) просмотреть материал § и определить круг вопросов, которые требуют детального рассмотрения и решения. Фиксирует вопросы на слайде презентации | Работают с текстом учебника, определяя круг вопросов, необходимых для изучения Предлагают вопросы для рассмотрения на уроке:
| Использование информации для решения учебной задачи, умение выделять нужную информацию |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания и первичное закрепление во внешней речи | Полученный впервые в 1825 г., он более века был постоянной головной болью химиков. Сначала не могли понять, как выглядит молекула бензола. Потом десятилетиями пытались объяснить его уникальные свойства. Только за сто лет, прошедших после открытия этого соединения, опубликовано около 1 300 посвященных ему статей.
Позже определили молекулярную формулу бензола С6Н6. Но структурная формула ещё долгое время была неизвестна. Напишите структурную формулу бензола Давайте вспомним, как с помощью качественных реакций доказать наличие кратной связи? Демонстрирует химический эксперимент (видео) - на столе 2 пробирки с раствором марганцовки и бромной водой; - в каждую пробирку приливаем 1мл бензола; - что вы наблюдаете? - что вас удивило? Какой можно сделать вывод о характере бензола? Предельный или непредельный? В 1865 году выдающийся немецкий химик Август Кекуле после долгих и мучительных поисков установил первую структурную формулу бензола.(Демонстрация видео: «Открытие структурной формулы бензола Кекуле») - выведите общую формулу аренов; -составьте формулу ближайшего гомолога бензола; -возможно ли существование изомеров у толуола? -составьте структурную формулу этилбензола; Организует работу по составлению формул изомеров на примере этилбензола: а) углеродного скелета б) изомеров взаимного положения заместителей Организует работу по номенклатуре и вводит понятия орто-, мета-, пара-изомеров Найдите в учебнике описание физических свойств бензола, прочитайте. Посмотрите видео «Физические свойства бензола» Получение бензола. Обратите внимание на информационные листы. Какими способами можно получить бензол? Знакомы вам эти реакции? | Слушают информацию. Составляют структурную формулу бензола, используя знания о валентности углерода и водорода. Несколько учеников записывают формулу у доски. Получается, что бензол – непредельное соединение. Отвечают: вещества с кратными связями обесцвечивают растворы KMnO4 и Br2 Наблюдают за экспериментом, на месте отвечают на вопросы учителя и слушают ответы: При проведении реакций, выяснилось, что бензол не обесцвечивает растворы марганцовки и бромной воды (хотя, судя по формуле, он является непредельным УВ). Оказывается, наиболее характерными для него являются реакции замещения, а в реакции присоединения он вступает только в жёстких условиях. Учащиеся самостоятельно формулируют возникшую проблему: несоответствие структурной формулы полученным результатам; анализ возникшей проблемной ситуации 1.формулируют вывод об отсутствии двойных связей; 2. построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; Записывают в тетрадь структурную формулу бензола Используя информационный лист, записывают особенности строения бензола:
Выписывают понятия: Ароматеская связь- сочетание 6 сигма-связей с π-системой Сопряжение – образование единого электронного облака в результате взаимодействия негибридных р-орбиталей Бензольное кольцо- это циклическая группировка из 6 атомов углерода с особым характером связи, называемой ароматической. - Выводят формулу: СnH2n-6 - Гомолог – толуол или метилбензол - У толуола нет изомеров - Составляют структурную формулу этилбензола у доски работают 2 ученика класс работает в тетради Записывают примеры в тетрадь Читают описание физических свойств бензола в учебнике, смотрят видео, устно обсуждают. Записывают в тетрадь физические свойства бензола (ρ=0,88г/л, tплавл=5,50С, tкип=800С. Бензол очень токсичен! Работают с информационными листами, отмечают, что знакома реакция тримеризации ацетилена – её уже изучали. Записывают реакции в тетрадь. | Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение донести информацию кратко, четко |
5 этап Включение в систему знаний и повторение 5 мин | Учитель предлагает закрепить изученный материал выполнением задания: Выбрать верные суждения:
| Учащиеся выполняют задание на закрепление знаний | Познавательные УУД: применение полученных знаний при практическом решении задач Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы |
6 этап. Рефлексия | Учитель акцентирует внимание учащихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: 1. Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2. Какие затруднения у вас возникли при работе? 3. Помогло ли вам выполнение лабораторной работы при изучении нового материала? 4. Остались ли вопросы по новой теме | Коммуникативные УУД: учатся адекватно анализировать свою деятельность и деятельность товарищей Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке | |
7 этап. Домашнее задание | Сетевой город |
Особенности строения бензола:
- Все атомы С находятся в состоянии sp2 – гибридизации, значит каждый атом углерода образует 3 ϭ(сигма)-связи и 1π-связь.
- Молекула бензола представляет собой плоский правильный шестиугольник, валентные углы между связями равны 1200
- Все связи С-С в бензоле равноценны, их длина равна 0,139 нм,
- Все ϭ-связи находятся в одной плоскости
- Шесть негибридных р-орбиталей перекрываются друг с другом, образуя единую сопряжённую π-систему
- Негибридные р-обитали располагаются перпендикулярно кольца и параллельно друг другу
Ароматеская связь- сочетание 6 сигма-связей с π-системой
Сопряжение – образование единого электронного облака в результате взаимодействия негибридных р-орбиталей
Бензольное кольцо- это циклическая группировка из 6 атомов углерода с особым характером связи, называемой ароматической.
Гомологи бензола:
Физические свойства:(ρ=0,88г/л, tплавл=5,50С, tкип=800С. Бензол очень токсичен!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строение молекулы бензола Общая формула аренов Гомологи бензола Изомерия аренов Физические свойства Получение Химические свойства Области применения
1825 г Майкл Фарадей обнаружил в баллонах со светильным газом подвижную бесцветную жидкость со своеобразным запахом, которую назвал «карбюрированный водород».
Юстус Либих дал веществу название «бензол».
C 6 H 6
Фридрих Август Кекуле предложил структурную формулу бензола
Формула бензола С 2 Н 2 Бензол способен обесцвечивать раствор KMnO 4 и Br 2 Структурную формулу бензола установил Фарадей Бензол – циклическое соединение Бензол – нерастворим в воде Бензол легче воды Бензол можно получить из ацетилена Толуол- гомолог бензола Толуол – изомер бензола Тип гибридизации атомов С в молекуле бензола sp 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта темы "Природные источники углеводородов"
Тема разработана согласно требованиям ФГОС: в ней отражены основные УУД...
Технологическая карта урока по теме: "Природные источники углеводородов. Нефть".
В технологической карте подробно описаны виды деятельности учителя и обучающихся на разных этапах урока с формируемыми УУД....
Технологическая карта урока_Природные источники углеводородов
Учебное занятие «Природные источники углеводородов» проводится в рамках изучения раздела «Органическая химия» на первом курсе по профессии 19.07.01 «Повар, кондитер»....
Технологическая карта урока. Тема урока: « Углеводороды»
Технологическая карта урока. Тема урока: « Углеводороды»...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"
Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....
Технологическая карта метапредметного урока "Предельные углеводороды"
Урок разработан с учетом требований ФГОС...
Технологическая карта урока по теме:«Углеводороды» .
обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения, химических свойствах, способах получения углеводородов, расширить знания учащихся о применении углеводородов и их производных в ж...