Технологическая карта урока по теме:«Углеводороды» .
план-конспект урока по химии (10 класс)

Цхурбаева Фатима Александровна
  • обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения, химических свойствах, способах получения углеводородов, расширить знания учащихся о применении углеводородов и их производных в жизни человека, сформировать целостную картину о генетической взаимосвязи углеводородов;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель  Цхурбаева Фатима Александровна МБОУ СОШ № 42  им. Х.Мамсурова

г.Владикавказ РСО - Алания.

Предмет: химия

Класс: 10

УМК:  «Габриелян О.С. Химия».

Тема: «Углеводороды» (слайд1)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель:

1.Повторить, обобщить и закрепить знания  и умения учащихся,

полученные при изучении всей темы «Углеводороды». Знать классификацию углеводородов.

Уметь сравнивать состав, строение, свойства всех изученных классов углеводородов, установить причинно-следственные связи.

2.Уметь разъяснять причины многообразия органических веществ.

3.Уметь приводить примеры и составлять уравнения химических реакций, раскрывающие генетические связи между углеводородами различных     гомологических рядов. (слайд 2)

Задачи:  

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения, химических свойствах, способах получения углеводородов, расширить знания учащихся о применении углеводородов и их производных в жизни человека, сформировать целостную картину о генетической взаимосвязи углеводородов;

  • развивающие: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе решения задач проблемного содержания; развивать коммуникативные умения в ходе коллективной работы, формировать творческое отношение к учебной деятельности;
  • воспитательные: воспитывать чувства товарищества, умение работать в коллективе, формировать межличностные отношения через работу в группах, способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности. (слайд 3)

 УУД     - личностные УУД (применяют правила делового сотрудничества, оценивают собственную учебную деятельность)

                   - регулятивные (прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала)

                    - коммуникативные (планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга,  

                     согласовывают действия с товарищами.

                 

                   - познавательные (общеучебные -  осуществляют поиск необходимой информации для  выполнения заданий)

                     

                    - логические – определение объектов анализа, использование понятий, дополняют и расширяют имеющиеся  знания об

                      УВ.

Планируемые результаты.

  • Предметные:               владеть предметными понятиями;

                                             знать важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, гомология, структурная изомерия,

                                             классификацию УВ, основные типы химических реакций, способы получения УВ, применение, делать выводы,

                                             отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения;

                                             уметь применять полученные знания, умения и навыки об УВ при решении заданий, упражнений, вступать в

                                                   речевое общение, работать с книгой.

  • Личностные:               владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде, сотрудничество  с

                                             товарищами  в процессе совместной деятельности, умение обсуждать, анализировать, осуществлять поиск

                                             нужной информации, выделять главное.

  • Метапредметные:      умение самостоятельно определять цели, составлять план действий, корректировать урочную деятельность,  

                                             уметь общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, владеть навыками познавательной,

                                             учебно-исследовательской и проектной деятельности, готовность к самостоятельному поиску.

  • Основные понятия:   изомеры, изомерия, структурная и пространственная, гомология,  номенклатура, алканы, алкены, алкины,

                                                   арены, свойства УВ, получение и применение УВ.

  • Межпредметные связи:       химия-биология, химия-география, химия-экология

  • Ресурсы:  

            основные –  учебник под редакцией О.С. Габриелян «Химия 10»

                  дополнительные - мультимедиа, ПК, , инструкционная карточка.

  • Формы организации учебной деятельности:  И – индивидуальная, Ф – фронтальная, Г – групповая.
  • Технология:  самостоятельная работа с элементами проектной деятельности    

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент.

Время – 1минуты.

Приветствует  учащихся, создаёт благоприятную обстановку на уроке.

Обращает внимание учащихся на готовность к уроку, озвучивает тему урока.

(1 мин.)

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку, осуществляют предметно-практическую деятельность.

 

Записывают тему урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цель урока.

Подготовка учащихся к уроку.

Чётко понимают задачи на урок для достижения цели урока.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Актуализация знаний.

Время – 5 минут

Активизирует мыслительную деятельность при помощи  вопросов, способствующих выявлению главной проблемы урока.

(2 мин.)

Делит учащихся на 4 группы по числу основных классов УВ: алканы, алкены, алкины и арены. Разъясняет методику проведения работы.

(2 мин.)

Организует обсуждение проектной деятельности учащихся в группах.

Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.

(1 мин.)

Опираясь на ранее полученную информацию об углеводородах, дают ответы на вопросы и

делают записи в тетради.

Образуют тематические группы.

Вспомним.

1. Какие классы УВ вы знаете?(слайд 4,5)

2. В чём причины многообразия углеводородов?

(слайд 6)

4. Как изменится строение веществ в следующем превращении: этан – этен – этин – бензол?

(слайд7)

Осознают связь данного этапа урока с последующей работой. Научатся определять основные понятия, объяснять причину многообразия УВ, устанавливать причинно-следственную связь и зависимость между составом, строением и свойствами веществ.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание.

Обобщение и систематизация знаний.

Время – 30 минут

Организует выступления учащихся по теме «Значение УВ и их производных в жизни человека».

(3 мин.)

Разъясняет задания группам, записанные в инструкционной карточке для каждой группы и порядок заполнения результатов в обобщающей таблице.

(2 мин.)

Наблюдает за ходом работы учащихся в группах.

(20 мин.)

Предлагает выполнить тестовую работу»Проверь себя»(5 мин)

Публично выступают, раскрывая тему своих сообщений.

Просматривают презентацию «Значение УВ и их производных в жизни человека».

Делают записи в тетрадях.

Осуществляют проектную деятельность,

готовят презентации по каждому классу УВ.

Каждая группа защищает свой проект. При этом, учащиеся других групп слушают выступления и заполняют сводную таблицу.

Решают самостоятельную работу, с последующей проверкой верных ответов.

Презентация (Слайд 8,9)

Презентация ( слайды 10-18)

(слайд19-22)

Получат возможность научиться:анализировать, сопоставлять, выделять главное, высказывать своё мнение.

Систематизируют полученные знания по классам УВ.

Познавательные:  общеучебные – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;

логические – сравнивают, сопоставляют, проводят аналогии, дополняют и расширяют имеющие знания.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, дополняют.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Проявляют интерес к  учебному материалу.

Рефлексия

Время – 3 минут

Подводит итоги проведённого урока, оценивает выступления учащихся, организует проверку выполненных заданий, выявляет сложности, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении самостоятельной работы, организует деятельность учащихся по самооценке своей работы и оценке работы в группе.

(3мин.)

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке.

Обобщающая беседа.

Предлагает закончить фразы: «Мне было интересно…»,

«После этого урока

 я …»,

«Я не задумывался раньше о том…»,

 Я понял, что …»,

«Я узнал, что …».

(Слайд 23)

Приходят к пониманию о том, достигнуты ли цели урока, какую практическую пользу он принёс; осознают, что не удалось и почему, какие моменты следует учесть в дальнейшей работе.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: осуществляют контроль своей деятельности.

Домашнее задание

Время – 1 минуты.

Объясняет особенности домашнего задания.

(1 мин.)

Учащиеся записывают домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по теме «Углеводороды»

(Слайд 24)

Мотивированы на успешную дальнейшую работу.

Приложение

На уроке обобщения происходит коллективное обсуждение вопросов. В обобщающей таблице есть много мест, по которым учащиеся в классе проводят определённую работу. Применение табличной формы позволяет проводить сравнения, сопоставления, аналогии.

Обобщение материала, а, следовательно, заполнение таблицы проходит в следующей последовательности: общие формулы гомологических рядов, химическое строение УВ, электронное строение (образование сигма и пи – связей), химические свойства групп УВ. Каждая группа готовит презентацию своего класса УВ, а за тем презентует свою работу перед классом. Таким образом, заполняется сводная таблица по УВ. Шестую колонку учащиеся заполняют дома по аналогии с тем, что делали в классе.

Таблица. Обобщение сведений о группах углеводородов

Углеводороды

Признаки сравнения

Предельные

(алканы)

Этиленовые

(алкены)

Ацетиленовые

(алкины)

Ароматические

(арены)

Циклоалканы

Общая формула ряда

CnH2n+2

CnH2n

CnH2n-2

CnH2n - 6

Первый гомолог, его структурная формула

CH4

C2H4

              -C=C-

C2H2

-С≡С- 

Валентность атома углерода

IV

IV

IV

IV

Тип гибридизации

SP3

SP2

SP

SP2

Вид ковалентной связи

C-C

C-H

C-C

C-H

1пи-C- C

C-C

C-H

2 пи-C= C

C-C

C-H

6-пи – электронное облако

Угол между связями

109 28

120

180

120

Длина связи

0,154

0,134

0, 120

0,140

Виды изомерии

Структурная

1.По строению углеродного скелета

Структурная:

1.По строению углеродного скелета.

2.По положению двойной связи.

3. Межклассовая (с циклоалканами)

Пространственная: цис-транс изомерия

Структурная:

1.По строению углеродного скелета.

2.По положению тройной связи.

3. Межклассовая (с алкадиенами)

Положение заместителей

Растворимость в воде

Нет

Нет

Нет

Нет

Отношение к раствору KMnO4

Устойчивы

Обесцвечивание (окисление) (уравнение реакции)

Обесцвечивание

(уравнение реакции)

 Окисление боковых цепей(уравнение реакции)

Отношение к бромной воде

Не реагируют

Обесцвечивание

(уравнение реакции)

Обесцвечивание

(уравнение реакции)

Экстрагирование брома из водного раствора

Горение на воздухе (полное сгорание)

Горят

(уравнение реакции)

Горят

(уравнение реакции)

Горят

(уравнение реакции)

Горят

(уравнение реакции)

Отношение к нагреванию (разложение)

Разлагаются

(уравнение реакции)

Разлагаются

(уравнение реакции)

Разлагаются

(уравнение реакции)

Разлагаются

(уравнение реакции)

Реакция гидрирования

Нет

Да

(уравнение реакции)

Да

(уравнение реакции)

Да

(уравнение реакции)

Каталитическое дегидрирование

Да

(уравнение реакции)

Да

(уравнение реакции)

Нехарактерно

В боковой цепи

Реакция галогенирования

Нет

Да

(уравнение реакции)

Да

(уравнение реакции)

Да

(уравнение реакции)

Реакция замещения водорода галогеном

Да

(уравнение реакции)

Нехарактерно

Нехарактерно

Да

(уравнение реакции)

Реакция нитрования

Да

(уравнение реакции)

Нехарактерно

Нехарактерно

Да

(уравнение реакции)

Реакция полимеризации

Нет

Да

(уравнение реакции)

Да

(уравнение реакции)

Нет

Реакция поликонденсации

Нет

Нет

Нет

Нет

Нахождение в природе

Да

Нет

Нет

Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Углеводороды"

Презентация  к урокуТренинг по решению задач разной степени сложности по теме «Углеводороды»...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...