Практическая работа "Очистка поваренной соли"
методическая разработка по химии (8 класс)

Тюкалкина Ирина Игоревна

Разработка практической работы по теме "Очистка поваренной соли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon практическая49.5 КБ
Файл практическая54.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Практическая работа № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель: Сформировать у учащихся знания о смесях и способах их разделения.

Задачи: 

Образовательные: 

  • Обучить учащихся простейшим способам очистки веществ: фильтрование и выпаривание.
  • Формировать умение работать с инструкцией, оформлять отчет о химическом эксперименте.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).

Развивающие:

  • Развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи.
  • Развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Развивать аналитические навыки мышления.

Оборудование: спиртовка, спички, воронка, фильтр, фарфоровая чашка для выпаривания, держатель, стеклянная палочка, стакан химический,  загрязненная соль, вода, колба, мерный цилиндр, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Актуализация знаний.
  4. Мотивация и целеполагание.
  5. Инструктаж по технике безопасности.  
  6. Ознакомление с ходом работы и выполнение работы (по инструкционным картам).
  7. Оформление отчета о проделанной работе.
  8. Дополнительные задания.
  9. Подведение итогов и домашнее задание.

Актуализация знаний.

    В природе чистые вещества не встречаются, они существуют в виде смесей.

  • Приведите примеры смесей.

СЛАЙД 2                                                      Смесь

                   однородная смесь                                                   неоднородная смесь

  • С чем связано деление смесей на однородные и неоднородные?
  • Всегда ли людям нужны особо чистые вещества?
  • Где такие вещества просто необходимы?

    Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества. Для различных целей необходимы вещества с различной степенью очистки. Воду для приготовления пищи достаточно отстоять для удаления примесей и хлора, используемого для ее обеззараживания. Воду для питья нужно предварительно прокипятить. А в химических лабораториях для приготовления растворов и проведения опытов, в медицине необходима дистиллированная вода, максимально очищенная от растворенных в ней веществ. Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности.

  • Какие способы разделения могут быть использованы для разделения неоднородных смесей? Однородных?

СЛАЙД 3 (на основании ответов учащихся формируем схему на доске)

Смесь

однородная смесь                                                   неоднородная смесь

               - выпаривание                                                             - отстаивание

              -  дистилляция                                                           - фильтрование

                                                                                                    - магнитное разделение

Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.

СЛАЙД 4 Предложите способ разделения смеси, состоящей из железных опилок и порошка серы (показ фрагмента).

       

  • На каких физических свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей? 

Мотивация и целеполагание.

СЛАЙД 5  Очистка загрязненной поваренной соли

  • Какие способы разделения смесей могут быть использованы сегодня для очистки поваренной соли?

                                                                                             

Инструктаж по технике безопасности.

СЛАЙД 6  Правила техники безопасности

Ознакомление с ходом работы и выполнение работы (по инструкционным картам).

Вопросы к слайдам по ходу работы

СЛАЙД 7 Растворение загрязненной поваренной соли

  • Что наблюдаете
  • Какое свойство соли иллюстрирует данный опыт
  • Вывод: Смесь воды и поваренной соли ___________ смесь, потому что _________

СЛАЙД  8  Очистка полученного раствора при помощи фильтрования

  • Что наблюдаете
  • Каким способом можно отделить раствор соли от речного песка

СЛАЙД 9 Выпаривание

  • Что наблюдаете
  • Каким способом можно выделить растворённую поваренную соль из раствора

Оформление отчета о проделанной работе. 

СЛАЙД 10

Дополнительные задания. 

СЛАЙД 11

  • Составить план разделения смеси:

а) речной песок, бензин, соль

б) железные, медные опилки, сахарный песок

            в) молоко и мел

  • Какой способ очистки чайной заварки от чаинок вы используете, когда наливаете ее из чайника через ситичко?
  • Как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду и сделать ее пригодной для питья и приготовления пищи.

Подведение итогов и домашнее задание



Предварительный просмотр:

Тема: Практическая работа  «Очистка загрязнённой поваренной соли»

Цели урока: 

·        Активизировать интерес учащихся к предмету.

·        Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека.

Задачи урока: 

·        Развивать и укреплять навыки химического эксперимента.

·        Развивать познавательную активность.

·        Научить работать в группах.

·        Ознакомить и освоить простейший способ очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание.

·        Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.

Оборудование: 

·        Лабораторный штатив с кольцом.

·        Спиртовка.

·        Воронка.

·        Стеклянная палочка

·        Химический стакан (2шт).

·        Предметное стекло.

·        Держатель.

·        Фильтровальная бумага.

Вещества: 

·        Загрязнённая поваренная соль.

·        Дистиллированная вода.

План урока

1. Вступительное слово учителя.
2. Представление лабораторий.
3. Правила техники безопасности.
4. Эксперимент.
5. Оформление отчёта о проделанной работе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Правила ТБ.
  3. Прочитайте работу.
  4. Приступить к работе по инструкции.

Практическая работа по теме  «Очистка загрязнённой поваренной соли»

Цель:__________________________________________________

Оборудование:_________________________________________

Ход работы

Инструкция по выполнению работы

1.

Растворение смеси в воде

8

1. В химический стакан поместите 2-3 ложки загрязненной поваренной соли.

2. Налейте в тот же стакан воду так, чтобы стакан был заполнен приблизительно на ½ его объема.

3. Перемешайте стеклянной палочкой. Используйте ту часть палочки, на которой одето резиновое кольцо.

2.

Подготовка бумажного фильтра

фильтр

1. Сложите фильтр. Для этого сверните его пополам и, не разворачивая, еще раз пополам. Разверните полученный конус так, чтобы с одной стороны был один слой бумаги, а с другой – три слоя. Вложите фильтр в воронку.

2. Проверьте правильность положения фильтра в воронке: он должен плотно прилегать к стенкам воронки и не доходить до ее края примерно на 0,5 см.

3. Смочите фильтр водой.

3.

Фильтрование

фильтрование

1. Установите воронку в кольце штатива. Стебель воронки должен касаться стенки стакана – приемника.

2. Держите стеклянную палочку так, чтобы ее конец был направлен на тройной слой фильтровальной бумаги.

3. Аккуратно наливайте фильтруемую жидкость по палочке. Следите за тем, чтобы жидкость не доходила до края фильтра.

4.

Выпаривание (кристаллизация)

viparivanie

1.Перелейте фильтрат в фарфоровую чашку для выпаривания.

2.Поставьте чашку на кольцо штатива.

  1. Оформить отчет.

Название опыта. Рисунок.

Что наблюдали?

(ответьте на поставленные вопросы, вопросы не переписывать)

Выводы.

(ответьте на поставленные вопросы, вопросы не переписывать)

1. Растворение смеси в воде. Отстаивание.

Что наблюдали? ______________________

Что произошло с речным песком, с поваренной солью?

______________________

Почему в данной работе необходимо использовать растворение в воде и  отстаивание водной смеси?

________________________

2. Фильтрование.

Что наблюдали во время фильтрования?

_______________________

Что получили в результате фильтрования?

________________________

3. Выпаривание (кристаллизация)

Что наблюдали?

_______________________

Сравните полученные кристаллы с выданной вам загрязнённой поваренной солью

_____________________

Какое вещество получили в итоге?

________________________

Опишите физические свойства полученного вещества.

________________________

Вывод: ___________________________________

(Сформулируйте вывод из цели работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа в 7 классе на тему "Очистка поваренной соли"2

Практическая работа по химии  в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока - применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя...

Практическая работа: «Очистка загрязнённой поваренной соли»

Цель урока:•Активизировать интерес учащихся к предмету.•Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека.  Задачи урока: •Развивать и укреплять навыки химическо...

Презентация практической работы по химии 8 класс "Очистка поваренной соли"

Практическая работа «Очистка поваренной соли»Цель: познакомится со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание; продолжить формировать умен...

Практическая работа "Очистка поваренной соли"

Предстарлен алгоритм работы по очистке \оли с рисунками....

Практическая работа 2: Очистка поваренной соли от загрязнений"

Последовательность выполнения практической работы, с картинками и заданиями....

Технологические карты к практическим работам: № 4 «Очистка поваренной соли» и № 6 «Определение РН среды».

Представленный материал является инструктивной карточкой при выполнении указанной работы. Они раздаются на каждый стол учащегося, помогая ему ориентироваться в выборе оборудования для конкретного дейс...