Решение проблемы реализации практической части образовательной программы учебного предмета «Химия» в дистанционном режиме (из опыта работы)
материал по химии

В конце прошлого учебного в мире сложилась очень непростая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции. В результате этого от федеральной и региональной властей последовали решения, которые обострили проблему по реализации программ начального, основного и среднего общего образования на качественном уровне. Все образовательные организации столкнулись с проблемой внедрения дистанционного обучения. Многим учителям пришлось осваивать новые формы организации обучения, не подразумевающие физического нахождения школьников в общеобразовательных организациях.


Отдельным проблемным вопросом, на который пытались найти ответ учителя химии, стал следующий - как реализовать обязательную экспериментальную часть реализуемой программы по химии, как быть с практическими работами и лабораторными опытами при дистанционном обучении

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение проблемы реализации  практической части образовательной программы учебного предмета «Химия» в дистанционном режиме

(из опыта работы)

Зелевская Анастасия Сергеевна,

учитель высшей кв.к.

МОУ СОШ №5 г.Надыма

В конце прошлого учебного в мире сложилась очень непростая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции. В результате этого от федеральной и региональной властей последовали решения, которые обострили проблему по реализации программ начального, основного и среднего общего образования на качественном уровне. Все образовательные организации столкнулись с проблемой внедрения дистанционного обучения. Многим учителям пришлось осваивать новые формы организации обучения, не подразумевающие физического нахождения школьников в общеобразовательных организациях.

Отдельным проблемным вопросом, на который пытались найти ответ учителя химии, стал следующий - как реализовать обязательную экспериментальную часть реализуемой программы по химии, как быть с практическими работами и лабораторными опытами при дистанционном обучении?

Рассмотрим некоторые подходы к решению этого вопроса.

Конечно, можно предусмотреть перенос практических занятий (их в современных программах немного) на период после снятия ограничительных мер и перехода в обычную форму обучения в школе. Но так как время дистанционного обучения выпало на 4 четверть и конец учебного года, применение данного подход было невозможно. Кроме того, реализация программы по химии основного общего образования предполагает выполнение таких форм практической деятельности, как лабораторный и демонстрационный эксперимент. Данные формы работы являются элементом урока при  изучении новой темы, поэтому целесообразность «переноса» его не актуальна.

Учитель во время дистанционного обучения также может предложить школьникам выполнение задания по теоретической подготовке к соответствующим практическим работам (выполнение теоретических заданий по соответствующей тематике). В этом случае хорошо «работает» использование печатных пособий, таких как:

- А.Д. Микитюк: Тетрадь для практических работ к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Химия. 8 класс;

- А.Д. Микитюк: Тетрадь для практических работ к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Химия. 9 класс;

-  М.А.Рябов: Химия. 8-9 классы. Сборник задач и упражнений к учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. ФГОС.

Данные пособия полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения)  и могут стать хорошими помощниками для учителей химии  и учащихся.

Но при данном подходе перед учителем остается все та же проблема – как проводить работу по формированию и развитию экспериментальных компетенций (навыков) учащихся, особенно в ситуации включение реального эксперимента в основной государственный экзамен по химии при проведении государственной итоговой аттестации.

Поэтому данный подход имеет место быть, но предпочтительнее его использовать как элемент подготовки к будущей практической работе.

Ну и, конечно, не следует забывать о том, что современные ресурсы дают нам возможность проводить отдельные демонстрационные и лабораторные опыты, а иногда и целые практические работы в так называемом виртуальном режиме. Безусловно, это не самый оптимальный вариант решения проблемы, так как у учащихся отсутствует возможность «потрогать руками», увидеть на яву, но это «лучше, чем ничего».

Образцы интерактивных опытов можно найти в известных всем педагогам коллекциях: Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, Федеральном центре электронных образовательных ресурсов. Но для подбора необходимы также временные ресурсы, учителю придется затратить достаточно время для составления инструкций с указанием ссылок на интернет – источник и описанию последовательности этапов практической работы.

Кроме того, во время периода дистанционного обучения мы также столкнулись с проблемой, что многие платформы не готовы к загрузке и демонстрации большого объема информации, а видеоопыты имеют большой объем и при выполнении практической работы таких опытов может быть несколько. Поэтому происходили сбои в системе работы интернет – платформ, что мешало качественному проведению учебного занятия.

Поэтому оптимальным решением данной проблемы для меня стало использование ресурсов персонального сайт учителя Пчелкиной Галины Викторовны, учителя химии  ГОУ "КРЛ при СГУ". Материалы, размещённые на сайте, охватывают содержание всего курса химии средней (полной) школы и разделены на четыре года обучения. Учебные материалы доступны для всех пользователей Интернета: - https://www.sites.google.com/site/himulacom/home

Для каждой практической работы автором сайта уже загружены необходимые эксперименты с указанием источника, откуда они были заимствованы, предложены таблицы и формы отчета. Таким образом, учащиеся, не теряя времени для перехода по каждой ссылке для просмотра видеоэкспериментов, выполняют практическую работу, находясь на одном ресурсе.

Также достаточно оптимальным ресурсом для организации и проведения практических работ по химии является виртуальная образовательная лаборатория VirtuLab, в которой представлены некоторые опыты по химии:

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=57&Itemid=108.

Такие виртуальные опыты могут предшествовать реальным, а также использоваться при закреплении умений и на уроках обобщающего повторения.

Отличным помощником остается электронное приложение к учебникам химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, которые можно скачать с официального сайта https://catalog.prosv.ru/item/8786. Ребятам достаточно скачать себе на компьютер данное приложение  и при изучении отдельных тем увидеть отдельные опыты, закрепить теоретический материал через просмотр демонстрационного эксперимента.

И, конечно, еще одним решением проблемы выполнения практической части образовательной программы по химии является использование системы домашнего эксперимента. Домашний эксперимент должен быть безопасным и для его проведения нет необходимости приобретения специальных химических реактивов, можно использовать то, что у ребят есть дома на кухне, в аптечке или в ванной. В обычном режиме домашний эксперимент является приемом, направленным на  закрепление изученного материала на уроке. Но в дистанционном формате вполне может частично заменить некоторую долю практической части образовательной программы по химии.

Таким образом, выше изложенные методические рекомендации, дают возможность полностью реализовать практическую часть учебного предмета «Химия», а иногда и расширить ее спектр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»   для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ 8 КЛАССА.

Рабочая программа включает пояснительную записку, описание места  учебного предмета, курса в учебном плане, требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы, содержание...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета химия 2020– 2021 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17.12.2010 г. с изменениями и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета химия 2020 – 2021 учебный год

        Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №198...

Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.

В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....