рабочая программа по химии 10-11 класс
рабочая программа по химии (10, 11 класс)

Изучение химии на базовом уровне рассчитано на 68/66 ч (2 ч в неделю) в каждом классе.

Содержание, которое не включается в требования к уровню подготовки выпускников средней школы, установленные государственным стандартом, выделено в тексте программы курсивом.

Программа реализована в учебниках химии, выпущенных Издательским центром «Вентана-Граф»:

 

  • Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия. 10 класс (базовый уровень);

 

  • Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н., Шаталов М. А. Химия. 11 класс (базовый уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_10-11.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фоминичская средняя общеобразовательная школа»

Приложение    к ООП СОО, 
утверждено приказом № 45 от  19.06.2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

_____________ /Талагаева Г.В./

 19.06.2021г.

Рассмотрено и одобрено на заседании ШМО учителей-предметников

_____________ /Казакова Е.Н.

протокол № 5    от    19.06.2021    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного  предмета «Химия» (базовый уровень)

10-11 классы

Среднее общее образование

Разработчик:

учитель Рузметова Г.К.,

1 кв.категория

с. Фоминичи

СОДЕРЖАНИЕ

 1. Пояснительная записка

 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 3. Содержание учебного предмета

 4. Тематическое планирование с учетом программы воспитания        

 5. Календарно-тематическое планирование  

 6. Оценочно-измерительные материалы


  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся 10—11 классов общеобразовательных организаций на базовом уровне. Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Рабочая программа реализует генеральные цели общего образования, авторские идеи развивающего обучения химии, результаты межпредметной интеграции, учитывает формирование универсальных учебных действий среднего общего образования.

  • построении рабочей программы обучения химии ведущими ценностными и методологическими ориентирами выступали:
  • гуманистическая парадигма непрерывного образования;
  • наука химия, её концептуальные системы знаний, логика и история их развития;
  • современные концепции химического, естественнонаучного и экологического образования в общеобразовательной школе;
  • системный, интегративно-дифференцированный, личностно-деятельностный и комплексный психолого-методический подходы;
  • принципы личностно-ориентированного развивающего обучения;
  • психолого-педагогические и методические основы организации современного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на его внутреннюю дифференциацию, собственную деятельность и развитие учащихся;
  • методологическая,  мировоззренческая,  экологическая
  • ценностная доминанты в раскрытии основного содержания курса, его практическая направленность.

Химическое образование и знания учебного предмета химии рассматриваются в программах и учебниках как обязательный компонент общей культуры человека, основа его научного миропонимания, средство социализации и личностного развития ученика.

Основные цели изучения химии в 10—11 классах

1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.

2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества, понимание необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.

3. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.

  1. Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ.
  2. Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.
  3. Выработка умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнения лабораторных опытов и проведения простых экспериментальных исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования ими.
  4. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.
  5. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
  6. Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального развития личности.
  7. Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.

Общая характеристика курса

Первая ступень курса химии 10—11 классов начинается с изучения органической химии из соображений психологического и содержательно-целевого характера. Органическая химия благодаря целостности и генетической связанности объектов, обзорности и единству теоретико-понятийного аппарата более доступна для сознательного усвоения учащимися и интересна новизной своего содержания. Этим она выгодно отличается от основ общей и неорганической химии с их многообразием объектов, понятий и теорий, требующих постоянной опоры на широкий спектр внутрипредметных и межпредметных связей. Поэтому психологически и методически оправданно начинать обучение с курса органической химии. Также существенной причиной избранной последовательности изучения курса является возможность перенесения многих теоретических положений, понятий и методов органической химии в курс неорганической химии, реализации их тесных взаимосвязей и комплексного использования всех знаний по химии для понимания её огромной роли в жизни человека. Вместе с тем ранее сформированные основные понятия химии получают ретроспективное развитие при рассмотрении органической химии.

На протяжении всего изучения курсов органической и особенно общей и неорганической химии осуществляется развитие и оформление систем знаний о веществе химической реакции и технологии как необходимом условии системного усвоения и функционального применения знаний, формирования естественнонаучной картины мира и мировоззрения. При изучении этого материала идёт постоянное обращение к химическому эксперименту и к решению химических задач. Это способствует превращению теоретических знаний в убеждения, в средство дальнейшего познания химии и формирования необходимых обще­ учебных и предметных умений.

  • курсах химии последовательно наращиваются методологический, экологический, мировоззренческий и прикладной аспекты содержания, способствующие формированию теоретических систем знаний химии, естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, ценностных ориентаций в окружающей природе.

Значительный объём учебного материала в обоих курсах отведён блоку прикладной химии, основам технологии и производствам, выпускающим вещества и материалы, необходимые современному обществу. Это позволяет сформировать систему знаний о химической технологии и её роли в химизации общества, усилить понимание роли науки и производства в повышении уровня жизни общества. При этом много внимания уделено различным областям применения веществ и химических реакций, в том числе в быту. Технологический и экологический материал, отражающий тесную связь химии с жизнью, формирует ценностное отношение к химии, к природе и здоровью человека, в сохранение которого химия вносит большой вклад.

Рабочая программа курса 10 класса отражает учебный материал в пяти крупных разделах: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений. Углеводороды», «Производные углеводородов», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».

 В первом разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений, а также закономерности протекания и механизмы реакций органических веществ. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией.

Рабочая программа курса 11 класса представлена тремя разделами на базовом уровне («Общая химия», «Неорганическая химия», «Взаимосвязь неорганической и органической химии. Химия в нашей жизни»).

Первые два раздела посвящены универсализации теоретических основ общей и органической химии, развитию теоретических систем знаний о веществах и химических реакциях на основе обобщения и теоретического объяснения, опирающихся на фундаментальные понятия, законы и теории химии.

Программа данного курса по сравнению с программой основной школы предполагает более глубокое изучение закономерностей протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций в водных растворах, рассмотрение объясняющих их теорий (электролитической диссоциации и др.), а также демонстрации научного и практического значения приобретённых знаний.

Прикладной аспект химии, её роль в жизни человека наиболее полно отражены в заключительной части курса.

  • качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • понимании ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
  • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни,  а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к творческой созидательной деятельности;
  • понимания необходимости здорового образа жизни;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования химической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто высказывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

В программе по химии для средней школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программе по химии для основного общего образования.

Место курса химии в учебном плане

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение курса химии в средней школе как части образовательной области «Естественнонаучные предметы».

Изучение химии на базовом уровне рассчитано на 68/66 ч (2 ч в неделю) в каждом классе.

Содержание, которое не включается в требования к уровню подготовки выпускников средней школы, установленные государственным стандартом, выделено в тексте программы курсивом.

Программа реализована в учебниках химии, выпущенных Издательским центром «Вентана-Граф»:

  • Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия. 10 класс (базовый уровень);

  • Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н., Шаталов М. А. Химия. 11 класс (базовый уровень).

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Деятельность образовательной организации общего образования в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися личностных результатов, отражающих:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уроню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания
  • соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  1. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  2. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  3. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  1. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  2. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  3. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

10)  сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:

1) в умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии различных ситуациях;

  1. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  3. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  4. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИKT) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  1. владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  2. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

В области предметных результатов образовательная организация общего образования реализует следующие задачи.

На базовом уровне:

  1. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  2. владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии, такими как наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
  4. сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
  5. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
  6. сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описывать, анализировать и оценивать достоверность полученного результата;

  1. сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. Содержание учебного предмета Базовый уровень

Теоретические основы органической химии

Введение в органическую химию. Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций.

Теория строения органических соединений. Теория химического строения А. М. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений. Жизнь, научная и общественная деятельность А. М. Бутлерова.

Особенности строения и свойств органических соединений и их классификация. Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей при образовании ковалентных связей. Простая кратная ковалентные связи. Методы исследования органических соединений.

Теоретические основы, классификация и закономерности протекания реакций органических соединений. Теоретические основы протекания реакций органических соединений. Классификация органических реакций. Особенности протекания реакций органических соединений.

Классы органических соединений.

Углеводороды

Предельные углеводороды. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства.

Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило В. В. Марковникова. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.

Алкадиены. Строение. Физические и химические свойства. Применение алкадиенов. Натуральный каучук. Резина.

Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Применение бензола и его гомологов.

Генетическая связь углеводородов.

Производные углеводородов

Спирты, фенолы. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов, предельных одноатомных спиртов. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Получение и применение спиртов.

Многоатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение. Физические и химические свойства. Получение и применение. Качественные реакции на многоатомные спирты. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.

Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физические и химические свойства. Применение фенола и его соединений. Их токсичность.

Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры. Характеристика альдегидов и кетонов (функциональная группа, общая формула, представители). Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Формальдегид и ацет­ альдегид: получение и применение. Ацетон как представитель кетонов.

Классификация карбоновых кислот. Одноосно́вные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение. Физические и химические свойства карбоновых кислот. Применение и получение карбоновых кислот.

Краткие сведения о высших карбоновых кислотах: пальмитиновой, стеариновой и олеиновой. Распространение в природе. Свойства и применение. Мыла.

Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение.

Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и карбоновых кислот.

Азотсодержащие соединения. Классификация, состав, изомерия и номенклатура аминов. Гомологический ряд. Строение. Физические и химические свойства аминов. Применение аминов. Анилин — представитель ароматических аминов. Строение

молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул. Значение аминов. Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.

Вещества живых клеток

Жиры. Жиры — триглицериды: состав, физические и химические свойства жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.

Углеводы. Образование углеводов в процессе фотосинтеза.

Классификация углеводов. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Физические

  • химические свойства. Природные источники, способы получения и применения. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза. Превращение глюкозы в организме человека. Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Крахмал. Строение, свойства. Распространение в природе. Применение. Целлюлоза — природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение.

Аминокислоты. Пептиды. Белки. Состав, строение, номенклатура. Изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Физические и химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.

Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение. Физические и химические свойства. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков.

Единство биохимических функций белков, жиров, углеводов.

Органическая химия в жизни человека

Природные источники и способы переработки углеводородов. Промышленный органический синтез. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.

Полимеры — синтетические высокомолекулярные соединения. Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, поливинилстирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Органическая химия и окружающая среда. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Защита окружающей среды от загрязняющего воздействия органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений.

Общая химия

Важнейшие понятия и законы химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объём. Химическая реакция. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро.

Теория строения атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны.

  • Лавуазье — творец химической революции и основоположник классической химии. Предсказание Д. И. Менделеевым существования новых химических элементов.

Строение и многообразие веществ. Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решётки и их типы. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Комплексные соединения.

Смеси и растворы веществ. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворитель и растворённое вещество. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества, молярная концентрация. Растворы электролитов. Дисперсность. Дисперсные системы. Коллоидные растворы.

Гели и золи.

Химические реакции. Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Классификации органических и неорганических реакций. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения реакций. Скорость химической реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ и катализаторы. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферменты. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс.

Теория электролитической диссоциации. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена в водных растворах. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Электролиз. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы.

Неорганическая химия

Металлы. Характерные особенности металлов. Положение металлов в Периодической системе. Металлы — химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства металлов. Общая характеристика металлов IА-группы. Щелочные металлы и их соединения. Строение, основные свойства, области применения и получение.

Общая характеристика металлов IIА-группы. Щёлочноземельные металлы и их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.

Краткая характеристика элементов IIIА-группы. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.

Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (II) и (III). Качественные реакции на катионы железа.

Получение и применение металлов. Коррозия металлов и способы защиты от неё. Сплавы. Производство чугуна и стали.

Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе. Неметаллы — химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства неметаллов.

Общая характеристика галогенов — химических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

Благородные газы.

Взаимосвязь неорганической и органической химии. Химия в нашей жизни

Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ и материалов. Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов.

Неорганические вещества. Органические вещества. Их классификация и взаимосвязь. Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях.

Развитие биологической химии — актуальная потребность нашего времени.

Производство и применение веществ и материалов. Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырьё. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.

Вещества и материалы вокруг нас. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химия и медицина. Анальгетики. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Экологические проблемы химии. Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека. Химия и здоровый образ жизни.

Химические процессы в живых организмах.

Методы познания в химии. Описание, наблюдение, химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ.

Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.

4. Тематическое планирование с учетом программы воспитания

 Тема раздела

Количество часов

Воспитательный компонент  согласно РПВ

10 класс

  • устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
  • привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
  • использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
  • способствовать  профессиональному самоопределению школьников
  • применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
  • организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
  • использование краеведческого материала при наполнении урока и домашних заданий
  • инициировать и поддерживать исследовательскую и проектную  деятельность школьников
  • организация общения
  • формировать  и развивать навыки, знания о здоровом образе жизни
  • активизировать познавательную активность
  • показывать  обучающимся связь предмета с историей и практическим применением в жизни
  • научить учащихся анализировать, сравнивать, конкретизировать и представлять образно величины и факты, относящиеся к экономическим явлениям, явлениям социальной и общественной жизни.

Раздел I. Теоретические основы органической химии

11 ч.

  1. Введение в органическую химию

2ч.

2. Теория строения органических соединений

2ч.

3. Особенности строения и свойств органических соединений и их классификация

3ч.

4. Теоретические основы, классификация и закономерности протекания реакций органических соединений

4ч.

Раздел II. Классы органических соединений. Углеводороды

16ч.

5. Предельные углеводороды

4ч.

6. Непредельные углеводороды

6ч.

7. Ароматические углеводороды (арены)

6 ч.

Раздел III. Производные углеводородов

21 ч.

8. Спирты, фенолы

6ч.

9. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры

9ч.

10. Азотсодержащие соединения

6ч.

Раздел IV. Вещества живых клеток

10ч.

11. Жиры

1 ч.

12. Углеводы

3ч.

13. Аминокислоты. Пептиды. Белки

6 ч

Раздел V. Органическая химия в жизни человека

10 ч.

14. Природные источники и способы переработки углеводородов. Промышленный органический синтез

3 ч.

15. Полимеры — синтетические высокомолекулярные соединения

5 ч.

16. Органическая химия и окружающая среда

2 ч.

Итого:

68 ч.

11 класс

Раздел I. Общая химия

37 ч.

1. Важнейшие понятия и законы химии

2ч.

2. Теория строения атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

5 ч.

3. Строение и многообразие веществ

7 ч.

4. Смеси и растворы веществ

8 ч.

5. Химические реакции

15 ч.

Раздел II. Неорганическая химия (11 ч)

11 ч.

6. Металлы

6ч.

7. Неметаллы

5 ч.

Раздел III. Взаимосвязь неорганической и органической химии. Химия в нашей жизни

13 ч.

8. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ (3 ч)

3 ч.

9. Производство и применение веществ и материалов (7 ч)

7 ч.

10. Методы познания в химии (3 ч)

3ч.

Итого:

66 ч.

5. Календарно-тематическое планирование  

Календарно-тематическое планирование  Базовый уровень 10 класс (2 ч в неделю, всего — 68 ч)

Темы, раскрывающие данный раздел программы. Количество часов, отводимых на данную тему

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Раздел I. Теоретические основы органической химии (11 ч)

1. Введение в органическую химию (2 ч)

1. Предмет и значение органической химии.

2. Отличительные признаки органических соединений

Различать предметы изучения органической и неорганической химии. Сравнивать органические и неорганические соединения.

2. Теория строения органических соединений (2 ч)

1. Теория химического строения А. М. Бутлерова.

2. Изомерия. Жизнь, научная и общественная деятельность А. М. Бутлерова

Называть изученные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Оперировать понятиями «атом», «молекула», «валентность», «химическое строение», «структурная формула», «изомерия», «изомеры». Моделировать пространственное строение метана, этана, пропана

3. Особенности строения и свойств органических соединений и их классификация(3 ч)

1. Электронная природа химических связей в органических веществах.

2. Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей.

3. Классификация и методы познания органических соединений

Описывать пространственную структуру изучаемых веществ.

Систематизировать знания о ковалентной химической связи.

Различать типы гибридизации

4. Теоретические основы, классификация и закономерности протекания реакций органических соединений (4 ч)

1. Теоретические основы протекания органических реакций.

2. Особенности и классификация химических реакций с участием органических веществ.

3. Обобщение знаний по темам 1-4.

4.Контрольная работа № 1. Демонстрации. 1. Определение качественного состава органических веществ.

2.Шаростержневые модели метана, этана, пропана

3. Плавление, обугливание и горение органических веществ

Определять качественный состав изучаемых веществ. Классифицировать химические реакции.

Систематизировать и обобщать полученные знания

Составлять обобщающие схемы

Раздел II. Классы органических соединений. Углеводороды (16 ч)

5. Предельные углеводороды (4 ч)

1. Понятие о предельных углеводородах. Алканы. Получение, физико-химические

2. Изомерия и номенклатура алканов.

3. Получение, физико-химические свойства и применение алканов.

4. Циклоалканы

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью языка химии. Соблюдать правила техники безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Называть углеводороды по международной номенклатуре.

Различать понятия «изомер» и «гомолог».

Моделировать пространственное строение метана, этана, пропана, этилена, ацетилена.

Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.

Опытным путём доказывать непредельный характер углеводородов

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств углеводородов в гомологических рядах.

Прогнозировать свойства изучаемых веществ на основании теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.

 Осуществлять расчёты по нахождению молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Использовать алгоритмы при решении задач.

Осуществлять внутри- и межпредметные связи

6. Непредельные углеводороды (6 ч)

1. Понятие о непредельных углеводородах. Алкены.

2. Получение, физико-химические свойства и применение алкенов. 

3. Практическая работа №1. Получение этилена и изучение его свойств

4..Алкадиены. Строение, свойства, применение

5. Алкины. Строение свойства и применение алкинов

6. Получение, физико-химические свойства и применение алкинов

7. Ароматические углеводороды (арены) (6 ч)

1. Арены. Бензол. Гомологи бензола.

2. Получение, физико-химические свойства и применение аренов.

3. Генетическая взаимосвязь классов

4. Обобщение знаний по темам 5—7.

5. Решение расчётных задач.

 6. Контрольная работа № 2. 

Демонстрации. 1. Определение относительной плотности метана по воздуху.  2. Определение качественного состава метана по продуктам горения. 3. Разложение метана в искровом разряде. 4. Взрыв смеси метана с воздухом. 5. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей и кислот. 6. Горение этилена. 7. Взаимодействие этилена с бромной водой. 8. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия. 9. Получение ацетилена карбидным способом.10. Горение ацетилена. 11. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. 12. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. 13. Бензол как растворитель. 14. Отношение бензола к бромной воде. 15. Отношение бензола к раствору перманганата калия. 16. Горение бензола. 17. Окисление толуола. Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Изучение свойств природного каучука

Раздел III. Производные углеводородов(21 ч)

8. Спирты, фенолы (6 ч)

1. Понятие о спиртах. Предельные одноатомные спирты. Водородная связь.

2. Получение и химические свойства одноатомных спиртов.

 3. Многоатомные спирты.

4. Фенолы. Строение. Физические свойства.

5. Получение и химические свойства фенола.

6. Решение расчётных задач. Демонстрации. 1. Сравнение свойств предельных одноатомных спиртов (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 2. Взаимодействие этанола с бромоводородом. 3. Взаимодействие глицерина с натрием. 4. Растворимость фенола в воде. 5. Взаимодействие расплавленного фенола с натрием. 6. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. 7. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой. 

Лабораторные опыты. 1. Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II). 2. Растворение глицерина в воде. 3. Взаимодействие глицерина со свежеосаждённым гидроксидом меди (II). 4. Взаимодействие фенола с бромной водой. 5. Взаимодействие фенола с раствором щёлочи

Моделировать строение изучаемых веществ. Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь». Различать изученные виды изомерии органических веществ. Называть одноатомные спирты по международной номенклатуре. Исследовать свойства одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции. Проводить качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ. Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ. Осуществлять расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке

9. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры (9 ч)

1. Классификация, номенклатура и особенности строения альдегидов.

2. Получение, физико-химические свойства и применение альдегидов.

3. Понятие о карбоновых кислотах.

4. Получение, физико-химические свойства и применение карбоновых кислот. Сложные эфиры. 

5. Практическая работа № 2. Получение карбоновых кислот и изучение их свойств.

6. Обобщение знаний по темам 8, 9.

7. Генетическая связь изученных классов соединений.

8.  Решение расчётных задач.

9. Контрольная работа № 3. Демонстрации. 1. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II). 2. Качественная реакция на альдегиды с фуксинсернистой кислотой.

3. Получение уксусного альдегида окислением этанола. 4. Гидролиз мыла. 5. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде. 6. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия. 7. Получение сложного эфира. Лабораторные опыты. 1. Окисление этанола оксидом меди (II). 2. Окисление альдегида гидроксидом меди (II). 3. Реакция серебряного зеркала

Исследовать свойства альдегидов, карбоновых кислот Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции. Проводить качественные реакции на альдегиды, карбоновые кислоты. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ. Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ. Осуществлять расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного

10. Азотсодержащие соединения (6 ч)

1. Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины.

 2. Анилин — представитель ароматических аминов.

 3. Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.

4. Обобщение знаний по темам 9, 10.

 5. Практическая работа № 3. Исследование химических свойств анилина. 

6. Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач на рас- познавание органических веществ. Демонстрации. 1. Получение метил амина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей. 2. Получение красителя анилинового чёрного и окрашивание им хлопковой ткани

Осуществлять внутри- и межпредметные связи.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты Наблюдать и описывать химические реакции. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме

Раздел IV. Вещества живых клеток (10 ч)

11. Жиры (1 ч)

Жиры — триглицериды: состав, строение, свойства. Демонстрация. Растворимость жиров в растворителях различной природы. Лабораторный опыт. Растворимость жиров в воде и органических растворителях

Использовать внутри- и межпредметные связи. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции. Характеризовать свойства, биологическую роль и области применения изучаемых веществ. Проводить качественные реакции на углеводы, белки. 

Соблюдать правила техники безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

 Обобщать знания и делать выводы о классах органических соединений

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме

12. Углеводы (3 ч)

1. Классификация углеводов. Глюкоза: строение, свойства, применение.

2. Сахароза.

3. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Демонстрации. 1. Реакция серебряного зеркала с раствором глюкозы. 2. Окисление глюкозы гидроксидом меди (II). 3. Гидролиз сахарозы. 4. Гидролиз­ целлюлозы. 5. Нитрование целлюлозы. Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 2. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях. 3. Взаимодействие крахмала с йодом  4. Гидролиз крахмала

13. Аминокислоты. Пептиды. Белки(6 ч)

1. Аминокислоты.

2. Белки: классификация, пространственное строение и свойства. 3. Выполнение упражнений и решение задач 4.Обобщение знаний по темам 11—13. Единство биохимических функций изученных веществ 5. Практическая работа № 5. Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними 6. Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме«Вещества живых клеток». Демонстрации. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков 3. Цветные реакции белков

Раздел V. Органическая химия в жизни человека(10 ч)

14. Природные источники и способы переработки углеводородов. Промышленный органический синтез (3 ч)

1. Природный и попутный нефтяной газы.

2.Нефть.

3. Коксохимическое производство. Демонстрация. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки

Описывать способы получения и применение изученных веществ. Составлять сравнительные и обобщающие схемы. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

15. Полимеры — синтетические высокомолекулярные соединения (5 ч)

1. Понятие о синтетических высоко- молекулярных соединениях.

2. Синтетические каучуки.

3. Синтетические волокна. 

4. Практическая работа № 7. Распознавание пластмасс. 

5. Практическая работа № 8. Распознавание волокон.

Демонстрации. 1. Образцы пластмасс. 2. Образцы синтетических каучуков. 3. Образцы синтетических волокон. 4. Сравнение свойств термопластичных и термореактивных полимеров. 5.  Деполимеризация полистирола. 6. Получение нитей из смолы лавсана.

 Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров.

2. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и щелочей. 3. Рас- плавление капрона и вытягивание из него нитей

Использовать внутрипредметные связи. Различать общие понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «структурное звено», «степень полимеризации», «средняя молекулярная масса», «полимеризация», «поликонденсация». Характеризовать свойства изученных высокомолекулярных соединений и полимерных материалов на их основе. Описывать способы получения и применение изученных высокомолекулярных соединений и полимерных материалов на их основе. Соблюдать правила техники безопасности

16. Органическая химия и окружающая среда (2 ч)

1. Экологические проблемы и защита окружающей среды от загрязняющего воздействия органических веществ.

2. Обобщение знаний по темам 14—16

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Составлять обобщающие схемы.

Готовить презентации по теме

Календарно-тематическое планирование  Базовый уровень 11 класс (2 ч в неделю, всего — 66 ч)

Темы, раскрывающие данный раздел программы. Количество часов, отводимых на данную тему

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Раздел I. Общая химия(39 ч)

1. Важнейшие понятия и законы химии (2 ч)

1. Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи.

2. Основные законы химии и расчёты на их основе.

Использовать внутри- и межпредметные связи.- Называть и объяснять причины многообразия веществ. Обобщать понятия «s-орбиталь», «p-орбиталь», «d-орбиталь». Описывать электронное строение атома с помощью электронных конфигураций. Характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма). Сравнивать электронное строение атомов элементов малых и больших периодов. Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «электронная орбиталь», «Периодическая система химических элементов». Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме

2. Теория строения атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева(5ч)

1, 2. Современные представления о строении атома.

3, 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.

5. Решение задач. Обобщение знаний по темам 1, 2. 

Демонстрации. 1. Модели молекул. 2. Объёмные и плоскостные модели атомных орбиталей. 3. Опорные конспекты

3. Строение и многообразие веществ (7 ч)

1. Химическая связь и её виды. Ковалентная связь.

2. Ионная и металлическая связь.

 3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

4. Аморфное и кристаллическое состояния вещества.

5, 6. Многообразие веществ и его причины.

7. Комплексные соединения. Демонстрации. 1. Образцы веществ. 2. Модели молекул, кристаллических решёток. 3. Схемы образования разных видов связи. 4. Образцы аморфных и кристаллических веществ. 5. Плавление хлорида натрия; возгонка йода; изучение тепловой и электрической проводимости металлов. 6. Получение аллотропных модификаций кислорода, серы, фосфора

Использовать внутри- и межпредметные связи. Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь», «металлическая связь», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка». Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью. Описывать строение комплексных соединений. Описывать процессы, происходящие при растворении веществ в воде. Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям. Аргументировать выбор классификации химических реакций. Наблюдать и описывать химические реакции. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Объяснять: процессы, протекающие при электролизе расплавов и растворов; условия течения реакций в растворах электролитов до конца; условия, влияющие на положение химического равновесия; условия, влияющие на скорость химической реакции. Составлять схемы электролиза электролитов в расплавах и растворах. Предсказывать: возможность протекания химических реакций на основе имеющихся знаний химической термодинамики; направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химической реакции; реакцию среды водных растворов солей. Характеризовать окислительно-восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов.

Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме

4. Смеси и растворы веществ (8 ч)

1. Чистые вещества и смеси.

2. Истинные растворы. Растворение.

3. Практическая работа № 1. Приготовление растворов заданной концентрации.

 4. Растворы электролитов.

5. Дисперсные системы. Коллоидные растворы.

6. Решение задач на растворы.

7. Обобщающий урок по темам 3, 4.

8. Контрольная работа № 1. 

Демонстрации. 1. Дисперсные системы. 2. Истинные и коллоидные растворы.

3. Таблицы и схемы классификации дисперсных систем

5. Химические реакции (15 ч)

1. Классификация реакций в неорганической и органической химии.

 2. Тепловой эффект химической реакции.

3. Скорость химической реакции.

4. Катализ.

5,6. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. 

7. Практическая работа № 2. Идентификация неорганических соединений.

8,9. Реакции ионного обмена в водных растворах.

10. Гидролиз.

11,12. Окислительно-восстановительные реакции.

 13. Электролиз.

14. Решение задач. Обобщающий урок по теме 5.

15. Контрольная работа № 2. 

Демонстрации. 1. Экзо- и эндотермические реакции. 2. Схемы. 3. Таблицы. 4. Опыты, отражающие зависимость скорости химических реакций от природы и измельчения веществ, от концентрации реагирующих веществ, от температуры. 5. Опыты, показывающие электропроводность расплавов и растворов веществ различного строения. 6. Изменение окраски индикаторов в различных средах. 7. Амфотерность и закономерности протекания реакций обмена. 8. Электролиз растворов солей. Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 2. Взаимодействие цинка с концентрированной и разбавленной серной кислотой. 3. Изменение окраски индикаторов в различных средах

Раздел II. Неорганическая химия (11 ч)

6. Металлы (6 ч)

1. Металлы — химические элементы и простые вещества. Характерные особенности металлов.

  1. Металлы главных подгрупп.
  2. Металлы побочных подгрупп
  3. Получение и применение металлов
  4. Коррозия металлов
  5. Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач

Использовать внутри- и межпредметные связи

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов и неметаллов в периодах и группах Периодической системы

 Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Объяснять взаимосвязи между нахождением в природе, свойствами, биологической ролью и областями применения изучаемых веществ. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о Периодическом законе.

Различать виды коррозии.

Объяснять процессы, происходящие при химической и электрохимической коррозии; способы защиты металлов от коррозии

7. Неметаллы (5 ч)

1,2. Неметаллы – химические элементы и простые вещества. Характерные особенности неметаллов.

3. Галогены и благородные газы

4. Обобщающий урок по теме 7.

5. Контрольная работа №3. 

Демонстрации. 1. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе, получения и применения соединений неметаллов. 2. Вытеснение галогенов из их солей. 3. Получение аллотропных модификаций кислорода, серы и фосфора. 4. Реакции, иллюстрирующие основные химические свойства серы, кислорода, фосфора. 5. Взаимодействие лития, натрия, магния и кальция с водой, лития с азотом воздуха, натрия с неметаллами. 6. Гашение негашёной извести. 7. Взаимодействие алюминия с водой, бромом, йодом. 8. Образцы сплавов железа. 9. Образцы металлов d-элементов и их сплавов, а также не которых соединений. 10. Опыты, иллюстрирующие основные химические свойства соединений d-элементов Лабораторные опыты. 1. Качественные реакции на галогенид-ионы 2. Качественные реакции на ионы железа Fe+2 и Fe+3

Раздел III. Взаимосвязь неорганической и органической химии. Химия в нашей жизни (13 ч)

8. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ (3 ч)

1. Общая характеристика неорганических и органических соединений.

2. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей. 

3. Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач

Объяснять взаимосвязи между неорганическими и органическими веществами.

Объяснять зависимость форм нахождения веществ в природе и их применения человеком от химических свойств веществ

9. Производство и применение веществ и материалов (7 ч)

1. Химическая технология современного производства.

2.  Промышленный синтез аммиака.

3,4. Металлургия. Вещества и материалы вокруг нас.

5. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

6. Научные методы познания веществ и химических реакций.

7. Обобщающий урок по курсу 11 класса. Демонстрации. 1. Знакомство с образцами лекарственных веществ, бытовой химии. 2. Образцы металлических руд и другого сырья для металлургических производств. 3. Модель колонны синтеза для производства аммиака. 4. Схемы производства чугуна и стали. 5. Таблицы, классификационные схемы методов познания

Знать и уметь объяснять способы защиты окружающей среды и человека от промышленных загрязнений. Объяснять условия проведения химических реакций, лежащих в основе получения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, лежащие в основе получения изучаемых веществ. Осуществлять расчёты по химическим уравнениям, связанным с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Прогнозировать последствия нарушений правил безопасной работы со средствами бытовой химии.

Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме

10. Методы познания в химии (3 ч)

1. Научные методы познания веществ и химических явлений.

2. Естественнонаучная картина мира.

3. Практическая работа № 5. Анализ химической информации, полученной из разных источников

  1. Оценочно-измерительные материалы

10 класс

Контрольная работа №1

1.Для органических веществ наиболее характерной является связь:

  1. ионная;  2. ковалентная неполярная; 3. водородная; 4. ковалентная полярная

2. Согласно теории химического строения, свойства веществ зависят:

  1. только от их количественного и качественного состава; 2. только от порядка соединения атомов в молекуле; 3. от наличия функциональных групп; 4) от состава и химического строения вещества

3. Общая формула алкенов.

1) CnH2n-2 3) CnH2n      2) CnH2n+2 4) CnH2n+1

4. Тип гибридизации у алкинов

1) sp 2) sp2  2) sp3 3) sp4

5.Предельные углеводороды получают:

1)гидрированием непредельных углеводородов    2)радикальным галогенированием нефти  3)реакцией нитрования ароматических углеводородов  4)окислением углерода

6.Качественные реакции на двойную связь :

1) обесцвечивание бромной воды      2) поглощение водорода    3) образование осадка с оксидом серебра    4) полимеризации

7.Пропан можно отличить от пропена по реакции с ….

1) кислородом    2) бромной водой          3) гидроксидом калия        4) аммиачным раствором оксида серебра

8.К процессам переработки нефти принадлежат:

1) крекинг 2) изомеризация 3) горение 4) полимеризация

9. Назовите углеводороды:


  1. Вывести молекулярную формулу углеводорода по данным: массовая доля углерода – 83,33%, массовая доля водорода -16, 67%, относительная плотность по водороду равна 36

Ответы: 1. 4. 2. 4. 3.3 4.1. 5. 1 6.1 7. 2 8.1 9. 2,2,3,3 –тетраметилбутан, 2,3,4- триметилпентан.

 10. Дано:

ω (С)=83,33% =0,8333

ω (Н)=16,67% =0,1667 М(СхНy)=2 D Н2 (СхНy)

2хНy)=36 М(СхНy)=2 г/моль •36=72 г/моль

Найти: СхН2.Вычисляем массу 1 моль вещества:

Решение 1.Рассчитываем молярную массу вещества:m (СхНy)= М(СхНy) •n(СхНy); m (СхНy)= 72г/моль •1 моль =72 г

3.m(С)= ω (С) • m (СхНy); m(С)=0,8333 •72г =60г; m (Н)= ω (Н) •m (СхНy); m (Н)=0,1667 •72г = 12г

4.n(С)= ; n(С)= =5 моль; n(Н)= ; n(С)= = 12моль

5. n(C) : n(Н)= 5:12= формула вещества С5Н12 пентан

Контрольная работа №2

  1. Определите класс углеводородов, дайте название по систематической номенклатуре:

А) СН3-СН- СН2- СН2-С=СН2 б)СН2=СН-СН=СН-СН-СН3 в) СН3-СН2-СН- С≡СН г) СН3- СН2-СН-СН3

‌│ │ ‌ │ ‌ │ ‌ │

СН3 СН3 СН3 СНСН3

  1. Напишите формулы: а) 2-метилбутен-1, б)3-метилпентадиен-1,3,в)2,2-диметилбутан, г) 3-метилпентин-1.
  2. Запишите структурную формулу вещества С5Н8 и напишите формулу ближайшего гомолога и изомеров: а)углеродной цепи , б)положения кратных связей, в)межклассового изомера. Дайте названия веществам.
  3. Допишите уравнения реакций, укажите условия их протекания, дайте названия продуктам реакций

А)СН3-СН3 + Cl2 → Б) СН2=СН-СН3 + НВr→ В)СН≡СН + Н2 → Г)СН2=СН-СН=СН2+ Вr2

Д)полимеризации бутадиена –1,3, Е)гидратации ацетилена, Ж)горения пропена, з)нитрование толуола.

  1. Запишите цепочку в виде формул и напишите уравнения реакций по схеме:

Al4C3→СН4→СН3Cl→С2Н6→ С2Н4 → С2Н5Cl → С2Н4 → С2Н5OH

Метан→ ацетилен → этан → хлорэтан → этен→ этанол → этен→ этин → бензол.

  1. Найдите молекулярную формулу углеводорода, если при сжигании 2г его образовалось 2,12г воды и 6,48г углекислого газа. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 34.

Контрольная работа по теме №3

  1. Напишите структурные формулы веществ: а) 2-метилбутанол-1, б) 2,3-диметилпропаналь, в) 3- метилбутановая кислота, г)2,4-диметилпентан, д) метиловый эфир муравьиной кислоты, е)глицерин, ж)этиловый эфир, з)фенол.
  2. Для вещества б) напишите формулу изомера и гомолога и дайте им названия.
  3. Дайте названия веществам по систематической номенклатуре:

а) СН3-СН2-СН- С ≡СН

б) СН3-СН2-СН2-СН-СН2-СООН 

в) СН3-СН2-СН – СН – СН3

│ │ │ │

СН3 С2НОН СН3

  1. Напишите уравнения реакций: а) СН3-СН3+ Сl2
  2. б) CH2=CH2 + HBr→
  3. в)HCOOH + MgO→

г)CH3-CH2-COOH + NaOH→

д) дегидрирование этана, е) гидратация ацетилена, ж) гидролиз этилового эфира уксусной кислоты.

  1. Напишите уравнения реакций по схеме: СН4→С2Н2→СН3СОН→ СН3СООН →этиловый эфир уксусной кислоты→ СН3 –ОН
  2. Определите массу эфира, который можно получить при взаимодействии 30этанола и 30г уксусной кислоты.

Итоговая контрольная работа по органической химии

А 1. Общая формула алкинов:    1) СnH2n 2) CnH2n+2  3) CnH2n-24) CnH2n-6

А 2. Название вещества, формула которого   СН3 ─ СН2 ─ СН (СН3)─ С ≡ СН

        1) гексин -1 2) 3-метилгексин-1         3) 3-метилпентин-1  4) 3-метилпентин-4

А 3. Вид гибридизации электронных орбиталей атома углерода, обозначенного звёздочкой в веществе, формула которого СН2═ С═ СН2

        1) sp3    2) sp2      3) sp4) не гибридизирован

А 4. В молекулах каких веществ отсутствуют π-связи?

        1) этина2) изобутана            3) этена    4) циклопентана

А 5. Гомологами являются: 1) метанол и фенол                   2) бутин-2 и бутен-2                       3) глицерин и этиленгликоль

   4) 2-метилпропан и 2-метилпентан

А 6. Изомерами являются: 1) бензол и толуол  2) этанол и диметиловый эфир      3) уксусная кислота и этилформиат 4) этанол и фенол

А 7. Окраска смеси глицерина с гидроксидом меди (ΙΙ):1) голубая                        2) ярко синяя                   3) красная     4) фиолетовая  

 А 8. Анилин из нитробензола  можно получить при помощи реакции:

         1) Вюрца         2) Зинина                3) Кучерова4) Лебедева

А 9. Какие вещества можно использовать для последовательного  осуществления следующих превращений          С2H5Cl → С2Н5ОН → С2Н5ОNa

1) KOH, NaCl                           2) HOH, NaOH                                                               3) KOH, Na            4) O2, Na

А 10. Объём углекислого газа, образовавшийся при горении 2 л бутана

          1) 2 л                              2) 8 л                           3) 5 л 4) 4 л

В1. Установите соответствие между молекулярной формулой органического  вещества и классом, к которому оно относится  

А) С5Н10О5   Б) С5Н8 В) С8Н10   Г) С4Н10О              

1) алкины  2) арены  3) углеводы4) простые эфиры 5) многоатомные спирты

В2. Фенол реагирует с:       1) кислородом  2) бензолом  3) гидроксидом натрия 4) хлороводородом 5) натрием6) оксидом кремния (ΙV)

В3. И для этилена, и для бензола характерны:    

1) реакция гидрирования 2) наличие только π-связей в молекулах 3) sp2-гибридизация атомов С в молекулах

4) высокая растворимость в воде                      5) горение на воздухе   6) взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра (Ι)

С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

СаС2 → С2Н2 → С6Н6  → С6Н5NO2 → С6Н52

    ↓

С2Н4 → С2Н5ОН

С2. Молекулярная формула углеводорода, массовая доля углерода в котором   83,3%, а относительная плотность паров по водороду 36 ________

С3. Рассчитайте массу сложного эфира, полученного при взаимодействии 46 г 50% раствора муравьиной кислоты и этилового спирта, если выход  продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного.

11 класс

Контрольная работа №1

1. В молекуле СО2 химическая связь:

а) ионная, б) ковалентная неполярная, в) ковалентная полярная, г) водородная.

2. В каком ряду записаны вещества только с ионной связью:

а) SiO2, CaO, Na 2SO4 ; б) HClO4, CO2 ,NaBr; в) MgO. NaI, Cs 2O ; г) H 2O, AlCl3, RbI.

3. Дисперсная система, в которой в газовой дисперсионной среде распределены частицы жидкости, - это:

а) аэрозоль , б) пена, в) эмульсия, г) золь.

4. По донорно-акцепторному механизму образована одна из ковалентных связей в соединении или ионе:

а) NH3, б) (NH4)2 S, в) CCl4, г) SiF4.

5.Наибольшую электроотрицательность имеет элемент:

а) азот, б) сера, в) бром, г) кислород.

6.Степень окисления -3 фосфор проявляет в соединении:

а) P2O3, б) P2O5, в) Ca3P2 г) Ca(H2PO4)2.

7.Валентность V характерна для:

а) Ca, б) P, в) O, г) Si.

8. Истинным раствором является:

а) речной ил, б) кровь, в) соляная кислота, г) молоко.

9. Молекулярную кристаллическую решётку имеет:

а) H2S, б) NaCl, в) SiO2, г) Cu.

10. Гомологом вещества, формула которого СН2=СН-СН3, является:

а) бутан, б) бутен-1, в) бутен-2, г) бутин-1.

11. Вещество, формула которого NaHS называют:

а) сульфид натрия, б) сульфат натрия, в) гидросульфид натрия, г) гидросульфат натрия.

12. Составьте структурные формулы не менее трёх возможных изомеров вещества состава С4Н8. Назовите эти вещества.

13. Какой объём кислорода потребуется для полного сгорания 1 кг этилена (этена)?

14. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 81,8%. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57. Определите число связей и их тип в молекуле данного вещества.

 

Контрольная работа №2

А1. Характеристика реакции, уравнение которой 4Fe + 6H2O + 3O2 →4Fe(OH)3:

1) Соединения, ОВР 2) Замещения ОВР 3) Обмена не ОВР 4) Разложения ОВР

А2. Какая масса угля вступает в реакцию, термохимическое уравнение которой С+О2 = СО2 + 402 кДж, если при этом выделилось 1608 кДж теплоты?

1) 4,8 г 2) 48 г 3) 120 г 4) 240 г

А3. Химическая реакция, уравнение которой: 

1) Дегидрирования 2) Изомеризации 3) Полимеризации 3) Присоединения

А4. Окислитель в реакции синтеза аммиака, уравнение которой N+ 3H2 = 2NH3 + Q

1) N0 2) H0 3) H+1 4) N–3

А5. При повышении температуры на 30 °С (температурный коэффициент равен 3) скорость увеличится

1) в 3 раза 2) в 9 раз 3) в 27 раз 4) в 81 раз

А6. Факторы, позволяющие сместить химическое равновесие, для реакции CaO(т)+CO2(г)↔CaCO3(т)+Q, в сторону продуктов реакции:

1) Повышение температуры и понижение давления 2) Понижение температуры и давления

3) Понижение температуры и повышение давления 4) Повышение температуры и давления

А7. Щелочную среду имеет водный раствор соли, формула которой:

1) AlCl3 2) KNO3 3) K2CO3 4) FeCl3

А8. Наиболее сильной кислотой из перечисленных является:

1) H2CO3 2) H3PO4 3) H2SO4 4) H2SO3

А9. Осадок образуется при взаимодействии хлорида калия с:

1) AgNO3 2) NaOH 3) H2SO4 4) NaCl

А10. Гидролизу не подвергается:

1) ZnSO4 2) Ba(NO3)2 3) Na2S 4) NH4Cl

В заданиях В1-В3 установите соответствие. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

4 балла за верно выполненное задание.

В1. Установите соответствие между схемой ОВР и коэффициентом перед формулой восстановителя:

Схема реакции

Коэффициент

А) NH3 + CuO = Cu + N2 + H2O

1) 2

Б) NH3 + O2 = NO + H2O

2) 6

В) HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

3) 4

Г) Li + N2 = Li3N

4) 1

5) 5

А

Б

В

Г

В2. Установите соответствие между солью и реакцией среды раствора

Соль

Среда раствора

А) NH4NO3

1) Кислая

Б) K2SO4

2) Щелочная

В) CaS

3) Нейтральная

Г) BaI2

А

Б

В

Г

В3. Установите соответствие между названием соли и отношением ее к гидролизу:

Соль

Отношение к гидролизу

А) Al(NO3)3

1) гидролиз по катиону

Б) Na2SO4

2) гидролиз по аниону

В) K2SO3

3) гидролиз по катиону и аниону

Г) (NH4)2CO3

4) гидролизу не подвергается

А

Б

В

Г

Для задания С1 дайте полный развернутый ответ.

С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

KI + H2SO4 → I2 + H2S + K2SO4 + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

С2. Вычислите рН раствора, в котором концентрация ионов ОН (в моль/л) равна 1•10–7..

С3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Для перехода 1 составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Контрольная работа №3

А1. Веществом, в котором валентность хрома наивысшая, является

1) CrO3; 2) Cr2O3 ; 3) CrO ; 4) CrCl3.

А2. Соединением с ковалентной полярной связью является

1) N2 ; 3) CCl4;     2) CuO; 4) NaCl.

А3. При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок?

1) CuO и NaOH;              2) BaCl2 и H2SO4;    3) NaCl и Ag2S;        4) FePO4 и KOH.

А4. Электронной формулой неметалла, который образует летучее водородное соединение RH3, является

1) 1S22S22P2;              2) 1S22S22P3;         3) 1S22S22P4;        4) 1S22S22P5.

А5. Общим свойством металлов является

1) атомная кристаллическая решетка;

2) увеличение химической активности слева направо в ряду активности;

3) пластичность;

4) небольшой радиус атома.

А6. В каком ряду записаны реагенты для осуществления схемы превращений

P → P2O5 → H3PO→ K3PO?

1) O2, H2SiO3,KOH;  2) O2, H2O, KCl;                 3) O2, H2O, K2SO4;        4) O2, H2O, KOH.

В1. Установите соответствие между числом протонов в атоме химического элемента и формулой его летучего водородного соединения.

А)14; 1) H2R; Б) 33; 2) HR;       В) 8; 3) RH4;      Г) 53. 4) RH3.

В2. Смесь магния и оксида магния массой 10 г обработали избытком соляной кислоты. Выделился газ объемом 8,96 л (н.у.). Определите массовые доли компонентов смеси.

Итоговая контрольная работа

Часть А

1) Электронная конфигурация 1S22S22P63S23P64S13d10 соответствует элементу   а) V б) F в) Cu г) Hg

2) Кислотные свойства в ряду высших гидрооксидов серы-хлора-иода

а) Возрастают б) Ослабевают в) Сначала возрастают, затем ослабевают г) Сначала ослабевают, затем возрастают

3) Верны ли следующие суждения о фосфоре?

А. Фосфор горит на воздухе с образованием P2O5

Б. При взаимодействия фосфора с металлами образуются фосфиды

а) Верно только А        б) Верно только Б   в) Верны оба суждения        г) Оба суждения не верны

4) Одна из связей образована по донорно-акцепторному механизму в

а) молекуле водорода б) молекуле пероксида водорода     в) молекуле аммиака г) ионе аммония

5) Степень окисления +3 хлор имеет в соединении   а) ClO3 б) KClO4 в) Cl2O6 г) Ba(ClO2)2

6) Изомерия невозможна для   а) 2-метлгексана б) Циклопропана в) Пропана г) Пропена

7) Электрический ток не проводят водные растворы

а) Хлорида калия и гидроксида кальция б) Этанола и хлороводорода  в) Пропанола и ацетона г) Глюкозы и ацетата калия

8) Верны ли следующие суждения о жирах?

А. Все жиры твердые при обычных условиях вещества.

Б. С химической точки зрения все жиры относятся к сложным эфирам.

а) Верно только А               б) Верно только Б     в) Верны оба суждения              г) Оба суждения неверны

9) В схеме превращений : CH4  - X  - CH3NHВеществом Х является   а) Метанол б) Нитрометан в) Диметиловый эфир г) Дибромметан

10) В перечне веществ

А) Метанол Г) Изобутан Б) Пропанол Д) ДеканВ) Бензол Е) Дивинил

К предельным углеводородам относятся вещества, названия которых обозначены буквами

а) АБД б) БГД в) БВГ г) БДЕ

11) Ортофосфорная кислота

а) Относится к наиболее сильным электролитам        б) Легко разлагается при хранении

в) Не взаимодействует со щелочными металлами             г) Получается в промышленности из фосфора и фосфатов

12) И медь и алюминий

а) Реагируют с раствором гидроксида натрия     б) Реагируют при обычных условиях с азотом

в) Растворяются в разбавленной соляной кислоте        г) Могут взаимодействовать с кислородом

13) В схеме превращений ZnO - X  - Y -  ZnO веществами X и Y могут быть

a) Zn(OH)2 и Zn  б) ZnCl2 и ZnF2     в) Zn(OH)2 и ZnCl2 г) Zn(NO3)и Zn(OH)2

14) С наибольшей скоростью происходит взаимодействие порошка железа с

а) 10%-ной H2SO4 б) 30%-ной HCl в) 98% -ной H2SOг) 20%-ным NaOH

15) При взаимодействии 100 г. железа и 67,2 л. (н.у.) хлора получится хлорид железа (III) массой

а) 227,4 г. б) 167,2 г. в) 67,2 г. г) 292,5 г

Часть В*

16) Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ

А) CuSO4 и KOH                       1) Выделение бурого газа

Б) CuSOиNa2S                          2) Образование белого осадка

В) Cu(OH)и H2SO4                           3) Образование синего осадка

Г) Cu(OH)и HNO3                   4) Образование черного осадка

                                                    5) Растворение осадка

17) Это вещество лежит в основе удаления и обезвреживания разлитой ртути, например из термометра. Что это за вещество и как называется этот процесс? Ответ напишите.

Часть С**

18) Определите объём (н.у.) углекислого газа, выделяющегося при растворении 110 г. известняка, содержащего 92% карбоната кальция, в избытке азотной кислоты. Напишите условие задачи и решение.

Ключи к контрольной работе

Часть А 1)в; 2) в; 3) в; 4) г; 5) г; 6) в; 7) в; 8) б; 9) б; 10) б; 11) г; 12) г;13) г; 14) б; 15) г

Часть В* 3455

Часть С** 1) V CO2 = 22,67 л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....