Преподавание химии для обучающихся с ОВЗ
методическая разработка по химии

Степкина Светлана Юрьевна

Практические советы о преподавании химии для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_himii_dlya_obuchayushchihsya_s_ovz.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ОВЗ на уроках химии

Учитель химии МБОУ «Терновская ООШ»

 Степкина Светлана Юрьевна

   

Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет специфические особенности, а характер усвоения учебного материала данной категорией учащихся несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

В процессе обучения учителю следует:

- использовать четкие указания;

- поэтапно разъяснять задания;

- учить последовательно выполнять задания;

- повторять инструкции к выполнению задания;

- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная задача);

В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятий и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;

- обеспечивать школьника копией конспекта.

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

- акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

- проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем на негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Один из важнейших моментов - создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем обучающийся может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.

Полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.

Следующим важным принципом является использование большого количества игровых методов и форм. Например, это могут быть задания по конструированию объектов. Подобные задания воспринимаются учащимися как игра, они всегда выполняют их с удовольствием. Наблюдение учебного процесса доказывает, что данные задания учащиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе.

Для учащихся с ЗПР важно постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания). Учащимся с ЗПР важно предлагать достаточное число заданий, которые рекомендуется выполнять с помощью учебника. Анализ школьной практики и собственный опыт показали, что данные задания доступны всем учащимся с ЗПР.

Важным является частое переключение с одного вида деятельности учащихся на другой, используя работу с учебником, с приложениями, заполнение схем, рисунков и т. д.

Необходимо использовать на уроке большое количество красочного дидактического материала, наглядных пособий, натуральных объектов.

Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка.

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями.

Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. Для облегчения работы учащихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов.

Ещё одним немаловажным моментом является использование при письменной формулировке задания минимального числа буквенных символов и как можно большего числа знакомых условных обозначений. 

Индивидуальная карта обучающегося.  

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальный подход должен существовать как творческий союз учителя-предметника и психолога школы. Такие критерии развития как словесно-логическое мышление, особенности когнитивной сферы, абстрагирование, продуктивность внимания, осознаваемые мотивы, внешние и внутренние мотивы, представление учащегося о школе, тип волевой тревожности, внутриклассные отношения подростков, эмоциональное отношение оцениваются психологической службой школы и в дальнейшем должны быть использованы учителем-предметником на начальном, промежуточном и конечном уровнях.

Начальный этап – учащийся хорошо воспринимает материал, подкрепленный наглядностью, опора на заучивание. Огромное влияние на развитие мыслительных процессов, на успешность обучения влияет низкий уровень развития речи, нет умения составлять уравнения реакций, формулы по валентности

Огромные трудности при работе с вербальным материалом умением наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; Необходимо развивать уверенность в себе, помогать в выработке собственных, индивидуальных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.

Промежуточный этап – так как учащийся воспринимает материал, подкрепленный наглядностью, то и ставится задача на заучивание с анализом наглядных пособий. Это дает возможность повысить продуктивность внимания. Низкий уровень развития речи, влияет на развитие мыслительных процессов. Учащийся продолжает испытывать трудности при работе с вербальным материалом. Следует продолжить работу по укреплению уверенности в себе, помощи в выработке собственных, индивидуальных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, в ситуациях неуспеха.

Необходимо развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

Конечный этап – задания, основанные в большей степени на наглядном материале, позволит учащемуся  укрепиться в своих знаниях, следовательно, у него снизится уровень тревожности, в связи с этим появится уверенность в собственных силах. Он станет старательнее относиться к выполнению предложенных работ, браться за более сложные задания.

Учить умению применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Обучение химии следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:

- преподносить новый материал предельно развернуто;

- отводить значительное место практической деятельности обучающейся: работе со схемами, таблицами т.д.;

- систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;

- уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;

- предварять выполнение письменных заданий анализом материала с целью предупреждения ошибок;

- уделять должное внимание формированию культуры общения;

- находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить обучающегося.

Обучаемый с ОВЗ имеет слабую краткосрочную память, воспринимает материал, подкрепленный наглядностью, или с опорой на заучивание. Поэтому наиболее приемлемы следующие виды заданий:

- задания с наличием образца выполнения,

- задания, в которых учащийся выполняет только отдельные его части,

- задания со вспомогательными вопросами.

- задания с сопутствующими указаниями, инструкциями,

- проверочные работы не ограничивать во времени,

- при проверке домашнего задания важнее оценить качество работы, а не ее объем.

Уровень обученности обучаемого с ОВЗ можно определить и с использованием показателей, характеризующих уровень сформированности системы качества знаний учащихся, разработанных Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко с позиций прочности, действенности и системности знаний. Так, показатели сформированности качества знаний включают в себя следующие:

Показатели прочности знаний:

Да / нет

свободное воспроизведение  существенных признаков понятий  и их использование  при решении учебных задач

полное сохранение  и воспроизведение знаний при отсроченном контроле;

четкая организация  самостоятельной познавательной деятельности;

преимущественное использование логической памяти;

владение умением выделять  главное в учебном материале, структурировать его.

наличие умения свертывать и схематизировать знания  при запоминании и развертывать их при воспроизведении

Показатели действенности знаний:

Да/нет

Свободное объяснение явлений, фактов соответствующими правилами, закономерностями;

правильное (безошибочное) применение  всех правил или основных понятий.

свободное применение знаний  по образцу, в  измененных и новых ситуациях;

самостоятельное преобразование  учебного материала и поиск новых  путей решения проблем.

владение мыслительными действиями по преобразованию учебного материала;

четкая самоорганизация, самоконтроль и самооценка своей деятельности

Показатели системности знаний:

Да/нет

Полное знание существенных признаков понятий, законов;

свободное установление  связи между понятием, его  конкретным выражением и законом;

владение умением сравнивать и анализировать основные  признаки понятий, сами понятия, изучаемые объекты;

самостоятельное  выявление причинно-следственных связей;

владение обобщением по системе существенных признаков;

проявление устойчивого интереса к  теоретическому осмыслению  изучаемых явлений и к процессу познавательной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии в процессе преподавания химии"

Образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, примене...

эссе на тему Преподавание химии в школе

Вот уже 4 года я работаю учителем химии в МОУ СОШ №14 г.Тайшета Иркутской области, учитель  II  квалификационной категории. Это мои ученики и мои коллеги, без которых я не представля...

К вопросу о преподавании химии в школе

Выступление на методическом объединении...

Пропедевтическое преподавание химии в средней школе

Раннее изучение и преподавание химии, система преподавания естественнонаучного цикла...

Особенности преподавания химии в профильном нехимическом классе

несколько примеров как можно заинтересовать детей на уроках химии в старшей школе, если профильными предметами у них являются другие...

Профессиональная направленность преподавания химии по специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Методические рекомендации по УД «Химия»

Методические указания предназначены для преподавателей химии среднего профессионального образования, по направлению «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»....