статья "Технология современного урока химии - мотивационный этап".
статья по химии

Мотивационный этап урока химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология современного урока – мотивационный этап.

Успешность современного урока во многом зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к обучающимся. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать предмет. Урок должен быть: актуальным и интересным, это мотивирует обучающихся к получению знаний.

Задача учителя -  развивать познавательные способностей учащихся.  

Поэтому формированию учебной мотивации обучающихся должно уделяться особое внимание, т. к. высокая учебная мотивация повышает эффективность урока.

Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Таких методов, средств и форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и психологической картины класса.
Выделяют следующие методы мотивации:

1) эмоциональные методы мотивации: поощрение,  учебно-познавательная игра,  создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха,
стимулирующее оценивание;
 2) познавательные методы мотивации:  создание проблемной ситуации, опора на жизненный опыт, познавательный интерес, побуждение к поиску альтернативных решений,  выполнение творческих заданий, “мозговой штурм”;    .
3) социальные методы мотивации: заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, создание ситуации взаимопомощи, побуждение подражать сильной личности.

С целью формирования у обучающихся устойчивого познавательного интереса к химии, я использую 
занимательные химические опыты. Перед  проведением опытов, ученики получают задание - установить условия и признаки протекания реакций.  

Приём «Черный ящик».

а)Например тема: «Оксиды» в 8 классе, форма - загадка.

Учитель предлагает отгадать тему урока в «черном ящике»:

Их получают путем горения,

Или сложных веществ разложении.

В них два элемента – один кислород.

Я отнесу к ним известь и лед. 

Выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: состав и свойства оксидов, нахождение в природе, применение.

Приём «Задачка»

 Этот прием часто используется на уроках в 10 классе - решение задачи на вывод формулы:

«Определить формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 92,31 %. Относительная плотность по водороду равна 13» .

Обучающиеся находят формулу C2Н2 и выход на тему урока.

Приём «Мозговой штурм».

Работая в группе или в паре, учащийся зачастую получает гораздо больший заряд энергии, уверенности в своих силах. Достоинство этого метода - большое количество идей в единицу времени. Пример: урок на тему «Скорость реакции ». На слайде представлены различные фотографии, например – горение спички, ржавая труба или машина, картина и т.д.

Кроссворд.

Можно начать урок с кроссворда, учащиеся должны отгадывать слова, в результате чего получат ключевое слово, которое является темой урока. Этот прием хорошо использовать в 9 классе, когда ученики имеют уже необходимый запас знаний.

«Кот в мешке»

-Из-за этого процесса повреждаются нефтепроводы, в реки и на грунт выливается нефть.

-в переводе с латинского это понятие звучит как «разъедание»

- Эйфелева башня неизлечимо больна, диагноз – тема нашего урока, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.

-это злейший враг металлургии, до 20% производимого железа за год теряется,

виной процесс-…… выходим на тему урока «Коррозия металлов».

Шифровка

Используя только первые буквы русских названий химических элементов, имеющих следующие порядковые номера, расшифруйте фразу.

«Третий лишний»

Выстраиваем триады из элементов, два металла и один неметалл. Неметаллы – фтор, хлор, бром, иод. И ученики предлагают тему – галогены.

«Мяч» (Опора на жизненный опыт)

Я использую игру в мяч на уроках. Например,  предлагается слово  «водород» или «сера». Ученик, который поймал мяч, должен сказать, что он знает про это вещество. Так собираем банк знаний и дополняем новыми знаниями.

Таким образом,  мотивация - один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок химии в 10 классе

Пояснительная записка Одной  из  центральных  задач  реформы  школы является коренное улучшения качества образования и воспитания подрастающего поколения. Выполнение этой...

Современный урок химии в рамках ФГОС

Выступление на педсовете...

Современный урок химии в рамках ФГОС

Выступление на педсовете...

Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

 ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения  продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характери...

"Современный урок физики: проектирование этапов урока"

Статья, в которой подробно рассмотрены основные компоненты урока, с чего необходимо начать подготовку к уроку, учитывая особенности учащихся класса и их индивидуальных особенностей....