Рабочая программа по химии 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс)

Челнокова Ольга Васильевна

Рабочая программа по химии 8 класс. УМК Рудзитис Г.Е.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты освоения учебного предмета «Химия» 8 класс

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих предметных результатов:

 

Обучающийся научиться:

  1. Применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
  2. Описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их суще- ственные признаки;
  3. Раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной тео- рии;
  4. Различать химические и физические явления, называть признаки и условия проте- кания химических реакций;
  5. Соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  6. Пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  7. Получать, собирать газообразные вещества и распознавать их;
  8. Характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганиче- ских соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
  9. Раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей раство- рённого вещества;
  10. Характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристалличе- ской решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях;
  11. Раскрывать основные положения теории электролитической диссоциации, состав- лять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей и реакций ионного обмена;
  12. Раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций, определять окис- литель и восстановитель, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  13. Называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
  14. Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметал- лов и металлов;
  15. Проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных ве- ществ;
  16. Грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах ве- ществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические ре- акции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  2. характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать при- чинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  3. составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
  4. прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстанови- тельные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
  5. выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия раз- личных факторов на изменение скорости химической реакции;
  6. использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  7. использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получе- ния и распознавания веществ;
  8. объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
  9. осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельно- сти человека;
  10. создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по исполь- зованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

3.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

2. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

3. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

4. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

5. Давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

2. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

3. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

4. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Планируемые результаты изучения курса к концу 8 класса

Обучающийся научится:

1. Понимать химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

2. Оперировать важнейшими химическими понятиями: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество;

3. Сравнивать и упорядочивать вещества по классам;

4. Выполнять вычисления и решать задачи на определение количества вещества, молярной массы, молярного объема;

5. Составлять химические реакции и упорядочивать их по классам;

6. Использовать основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Обучающийся  получит возможность научиться: 

  1. Называть химические элементы, соединения изученных классов;
  2. Объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  3. Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  4. Определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций;
  5. Составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  6. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  7. Распознавать опытным путем кислорода, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
  8. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов, или продуктов реакции;
  9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА  ХИМИЯ 8 класс                            

   (68 часов)

Раздел 1. Тема: Первоначальные химические понятия (24 ч)

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.

Химические элементы. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. 

Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

Эксперимент «Закон сохранения массы вещества» С использованием цифровой лаборатории по химии центра «Точка роста»

Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

Плакат «Количественные величины в химии».

Эксперимент « Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции» Возможные виды внеурочной деятельности, с использованием цифровой лаборатории по химии центра «Точка роста»

Лабораторные опыты. 

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

Разделение смеси с помощью магнита.

Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. 

Разложение основного карбоната меди(II).

Реакция замещения меди железом.

Практические работы

 №1  Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. С использованием цифровой лаборатории по химии центра «Точка роста»

 №2 Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. 

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Раздел 2. Тема: Строение веществ. Химическая связь (6 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная.

Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. 

Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и

ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Эксперимент «Температура плавления веществ с различными типами кристаллических решеток» Возможные виды внеурочной деятельности, с использованием цифровой лаборатории по химии центра «Точка роста»

Расчетные задачи. 

Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Раздел 3. Тема: Кислород. Горение (6 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации. 

Определение состава воздуха.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

Опыты, выясняющие условия горения.

Эксперимент « Определение состава воздуха» Возможные виды внеурочной деятельности, с использованием цифровой лаборатории по химии центра «Точка роста»

Лабораторные опыты.

Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. 

№3 Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. 

Расчеты по термохимическим уравнениям.

Раздел 4. Тема: Водород. (3 ч)

Водород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Меры предосторожности при работе с водородом.

Демонстрации.

Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Образцы кислот и солей.

Действие растворов кислот на индикаторы.

Практическая работа

№4 Получение водорода и изучение его свойств.

Расчетные задачи.

Решение различных типов задач.

Раздел 5. Тема: Вода. Растворы (8 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации.

Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).

Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов индикатором.

Эксперимент «Разложение воды электрическим током» Возможные виды внеурочной деятельности, с использованием цифровой лаборатории по химии центра «Точка роста»

Лабораторные опыты.

Взаимодействие воды со сложными веществами.

Практическая работа. 

№5 Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества (соли).

Практическая работа «Определение концентрации вещества колориметрическим по калибровочному графику» Возможные виды внеурочной деятельности, с использованием цифровой лаборатории по химии центра «Точка роста»

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Раздел 6. Тема: Количественные отношения в химии (4 ч)

Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса».

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи.

Вычисление массы вещества.

Вычисление количества вещества.

Вычисление молярной массы.

Вычисление молярного объема газов.

Раздел 7. Тема: Важнейшие классы неорганических соединений (11 ч)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение оснований и их применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение кислот.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. 

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. 

Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа.

№6 Определение рН растворов кислот и щелочей. С использованием цифровой лаборатории по химии центра «Точка роста»

№7 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы

неорганических соединений».

Практическая работа «Получение медного купороса» Возможные виды внеурочной деятельности, с использованием цифровой лаборатории по химии центра «Точка роста»

Раздел 8. Тема: Периодический закон. Строение атома (6 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства. Периодический закон Д. И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атома.

Демонстрации.

Видеофильм «Тайны великого закона»

Лабораторные опыты.

Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тематическое планирование

№  урока

Тема

Кол-во часов

I

Первоначальные химические понятия (29ч)

1

Предмет химия. Вещества и их свойства. Правила ТБ при работе в хим. Кабинете.

1

2

Методы познания в химии.

1

3

ПР №1 Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

1

4

Чистые вещества и смеси

1

5

ПР№2. «Очистка загрязненной поваренной соли».

1

6

Физические и химические явления. Химические реакции.

1

7

Атомы, молекулы и ионы.

1

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

1

9

Простые и сложные вещества.

1

10

Периодическая таблица химических элементов.

1

11

Химические элементы.

1

12

Относительная атомная масса химических элементов.

1

13

Знаки химических элементов.

1

14

Закон постоянства состава веществ.

1

15

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

1

16

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении.

1

17

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.

1

18

Составление химических формул по валентности.

1

19

Атомно-молекулярное учение.

1

20

Строение атома.

1

21

Распределение электронов по энергетическим уровням.

1

22

Электроотрицательность химических элементов.

1

23

Основные виды химической связи.

1

24

Закон сохранения массы вещества.

1

25

Химические уравнения.

1

26

Тип химических реакций.

1

27

Обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия»

1

28

Подготовка к КР №1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1

29

КР №1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1

II

Кислород. Горение(6ч)

30

Анализ КР №1. Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

1

31

Свойства кислорода.

1

32

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

1

33

ПР. №3: «Получение и свойства кислорода».

1

34

Озон. Аллотропия кислорода.

1

35

Воздух и его состав.

1

III

Водород(3ч)

36

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

1

37

Свойства и применение водорода.

1

38

ПР. №4: «Получение водорода и исследование его свойств».

1

IV

Вода. Растворы(8ч)

39

Вода.

1

40

Химические свойства и применение воды.

1

41

Вода – растворитель. Растворы.

1

42

Массовая доля растворённого вещества.

1

43

ПР №5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли).

1

44

Обобщающий урок по теме «Вода. Растворы».

1

45

Подготовка к КР №2 по теме «Вода. Растворы».

1

46

КР №2 по теме «Вода. Растворы».

1

V

Количественные отношения в химии(5ч)

47

Анализ КР № 2. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

48

Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса».

1

49

Закон Авогадро. Молярный объём газов.

1

50

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

1

51

Степень окисления.

1

VI

Важнейшие классы неорганических соединений(11ч)

52

Оксиды.

1

53

Гидроксиды. Основания.

1

54

Химические свойства оснований.

1

55

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

56

Кислоты.

1

57

Химические свойства кислот.

П.Р. №6 Определение рН растворов кислот и щелочей.

1

58

Соли.

1

59

Химические свойства солей.

1

60

ПР №7. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

1

61

Обобщающий урок по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».  Подготовка к КР №3 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

1

62

КР №3 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

1

VII

Периодический закон (3ч)

63

Классификация химических элементов.

1

64

Периодический закон Д.И. Менделеева.

1

65

Значение периодического закона.

1

66

Подготовка к итоговой кр.

1

67

Итоговая кр.

1

68

Анализ итоговой кр. Заключение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....