Рабочая программа. Химия 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)

Шачинова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по предмету «Химия» соответствует ФГОС среднего (полного) образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ в 2012г.  Программа разработана на основе авторской программы  О. С. Габриеляна «Программа среднего (полного)  общего  образования по химии. 10-11 классы. Автор О. С. Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл him_10_kl_fgos.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрено:                                             Согласовано:                                   Утверждаю:

на  заседании  методического                 Заместитель  директора  по           Директор  МБОУ СОШ

объединения  учителей химии               УВР Прокина Н.И.                        

и биологии                                                                                                              Кулагин И.А.

Протокол №  _____1__

от  “_31___”_августа_ 2021 г.        от  “_31___”  августа_2021 г.           от  “_31___”  августа 2021 г.

Руководитель  МО:_____

Рабочая программа

по учебному предмету «Химия»

10 класса «Б»

1 час  в  неделю

( 34 часа в год)

                                                                                                                               

                                                                                               

                                                                                                    Составитель: учитель      

                                                                                                  химии Шачинова Т.Н.

2021-2022 уч. год 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО и соответствует:  Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.12.2012г. №413 с изменениями и дополнениями;  письму Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»,  авторской программе по химии, разработанной к линии учебников О.С.Габриеляна, имеющихся в федеральном перечне и реализуемых в школе;  образовательной программе основного общего образования школы; учебному плану школы; федеральному перечню учебников; положению о рабочей программе педагога МБОУ Мало-Вяземской СОШ (приказ № 366/1 от 01.09.2015г)

Рабочая программа по химии: конкретизирует положения Фундаментального ядра содержания обучения химии с учѐтом межпредметных связей учебных предметов естественно-научного цикла; определяет последовательность изучения единиц содержания обучения химии и формирования (развития) общих учебных и специфических предметных умений; даѐт ориентировочное распределение учебного времени по разделам и  темам курса в модальности «не менее».

 Содержание программы направлено на освоение знаний и на овладение умениями на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом

Планируемые результаты освоения предмета

 Результатам освоения курса химии

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической   деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

    Предметные:

В результате изучения курса химии обучающийся научиться:  давать определения изученным понятиям;

  умению описывать самостоятельно проведенные эксперименты;

  умению описывать и различать классы органических соединений, химические реакции;

  умению классифицировать изученные объекты и явления;

  наблюдать за демонстрируемыми опытами, химическими реакциями, протекающими в быту;

  объяснять теорию Бутлерова;

  устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ;

  характеризовать общие свойства органических веществ;

  определять состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу

 соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;  составлять формулы органических соединений, уравнения химических реакций;

  обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  распознавать опытным путем органические вещества;

  решать задачи на вывод молекулярных формул органических веществ;

  проводить расчеты на основе формул и уравнений реакций;

  проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных

 источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы сети Интернет), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Обучающиеся получат возможность:  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 для: безопасного обращения с веществами и материалами;  научиться экологически грамотному поведению в окружающей среде;

  планированию и проведению химического эксперимента;

  овладеть основами химической грамотности (способности анализировать и объективно оценивать

 жизненные ситуации, связанные с навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Тематическое планирование по дисциплине «Химия» 9 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

4

3

1

2

Тема 1.

Металлы

17

16

1

3

Тема 2.

Неметаллы.

24

23

1

4

Тема 3.

Практикум № 1.

«Получение, свойства и распознавание неорганических веществ»

5

5

6

Тема 4.

Органические соединения

15

14

1

7

Тема 5. Практикум № 2.

«Получение, свойства и распознавание органических веществ»

3

3

Итого:

68

56

8

4

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРОГРАММЕ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 1. Металлы (17 ч)

Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов, Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

1. Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа. 5. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.

 

Тема 2. Неметаллы (24 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятия «металл» — «неметалл».

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

6. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 7. Распознавание солей аммония. 8. Ознакомление с природными силикатами. 9. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. 10. Получение углекислого газа и его распознавание.

 

Тема 3. Практикум № 1.

«Получение, свойства и распознавание неорганических веществ» (5 ч)

1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. 2. Получение аммиака и исследование его свойств. 3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. 4. Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов. 5. Практическое осуществление переходов.

 

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

 

Тема 4. Органические соединения (15 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения,замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации.

Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Получение ацетилена карбидным способом и его горение. Образцы этанола, этиленгликоля и глицерина. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала.

Лабораторные опыты.

11. Изготовление моделей молекул  углеводородов. 12. Свойства  глицерина. 13.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 14.Взаимодействие крахмала с йодом.

Тема 5. Практикум № 2.

«Получение, свойства и распознавание органических веществ» (3 ч)

6Получение и свойства этилена. 7. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ с использованием качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и непредельные соединения.  8. Распознавание волокон и пластмасс. 

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Из них

Дата проведения занятия

Контр.раб.ч

Практич.и.лабор. ч

Планируемая

Фактическая

 

Тема 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций (12 часов)

12

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

2.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

3.

 Характеристика химического элемента по кислотно- основным свойствам образуемых им соединений.

Комбинированный урок

1

4.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д,И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Урок проверки знаний и умений

1

5.

Химическая организация живой и неживой природы

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

6.

Классификация химических реакций.

Комбинированный урок

1

7.

Тепловой эффект химической реакции.

Комбинированный урок

1

8.

Понятие о скорости химической реакции.

Комбинированный урок

1

9.

Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Комбинированный урок

1

10.

Катализаторы. Катализ.

Комбинированный урок

1

11.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Общая характеристика элементов и химических реакций».

Комбинированный урок

1

12.

Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических элементов и химических реакций».

Урок закрепления знаний

1

1

Тема 2. Металлы

18

13.

Положение элементов- металлов в Периодической системе химических элементов и особенности строения их атомов

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

14.

Физические свойства металлов. Сплавы.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

15.

Химические свойства металлов

Комбинированный урок

1

16.

Металлы в природе. Общие способы получения металлов.

Комбинированный урок

1

17.

Понятие о коррозии металлов.

Комбинированный урок

1

18.

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

19.

Соединения щелочных металлов.

Обобщающий урок

1

20.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Урок проверки знаний и умений

1

1

21.

Соединения щелочноземельных металлов.

Урок-анализ

1

22.

Алюминий, его физические и химические свойства.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

23.

Соединения алюминия

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

24.

Железо, его физические и химические свойства

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

25.

Соединения железа. Генетические ряды железа (II) и железа (III).

Комбинированный урок

1

26.

Практическая работа № 1. «Осуществление цепочки химических превращений».

Комбинированный урок

1

1

27.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

Комбинированный урок

1

28.

Контрольная работа № 2 по теме: «Металлы».

Обобщающий  урок

1

1

29.

Практическая работа № 2. «Получение и свойства соединений металлов».

Практическое занятие

1

1

30.

Практическая работа № 3. «Экспериментальн ые задачи по распознаванию и получению соединений металлов».

Практическое занятие

1

1

Тема 3. Неметаллы (28 часов)

28

31.

Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

32.

Общие химические свойства неметаллов.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

33.

Водород, его нахождение в природе, получение и свойства.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

34.

Вода. Строение молекулы. Физические и химические свойства.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

35.

Вода в жизни человека.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

36.

Галогены.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

37.

Соединения галогенов.

Комбинированный урок

1

38.

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов.

Комбинированный урок

1

39.

Кислород.

Комбинированный урок

1

40.

Сера, ее физические и химические свойства.

Комбинированный урок

1

41.

Соединения серы: сероводород и сульфиды, оксиды серы.

Комбинированный урок

1

42.

Серная кислота, ее получение и свойства.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

43.

Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».

Обобщающий урок

1

1

44.

Азот и его свойства

Урок проверки знаний и умений

1

45.

Аммиак и его свойства.

Урок анализа

1

46.

Соли аммония

Практическая работа

1

47.

Кислородные соединения азота

Практическая работа

1

48.

Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа азота»

Практическая работа

1

1

49.

Фосфор, его физические и химические свойства.

Практическая работа

1

50.

Соединения фосфора

Практическая работа

1

51.

Углерод, его физические и химические свойства.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

52.

Оксиды углерода. Угольная кислота

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

53.

Соли угольной кислоты. Жесткость воды и способы ее устранения.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

54.

Кремний, его физические и химические свойства

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

55.

Соединения кремния. Силикатная промышленность.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

56.

Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа углерода».

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

1

57.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

58.

Контрольная работа № 3 по теме: «Неметаллы»

Урок закрепления знаний

1

1

Тема 4. Обобщение знаний за курс основной школы (10 часов)

10

59.

Периодический закон и периодическая система

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

60.

Виды химических связей и типы кристаллических решеток.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

61.

Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

62.

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций. Неорганические веществ, их номенклатура и классификация.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

63.

Итоговая контрольная работа № 4 за курс основной школы

Урок изакрепления знаний

1

1

64.

Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы.

Обобщающий урок

1

65.

Неорганические веществ, их номенклатура и классификация.

Урок проверки знаний и умений

1

1

66.

Характеристика химических свойств неорганических веществ

Комбинированный урок

1

1

67.

Решение задач

Комбинированный урок

1

1

68.

Подготовка к ОГЭ

Комбинированный урок

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа 9 класс. Химия

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...