Внеклассное мероприятие Разноцветная химия
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Емельянова Ирина Васильевна

Внеклассное мероприятие Разноцветная химия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie_raznotsvetnaya_himiya.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

С началом реализации ФГОС ООО в  школе у нас, учителей-естественников появилась возможность в большей степени реализовать такие приемы и методы, где используется исследовательская, проектная, коммуникативная, аналитическая деятельность обучающихся, что обеспечивает деятельностный  подход к процессу обучения, необходимый для достижения планируемых результатов освоения обучающимися  образовательной программы  общего образования.

Одним из эффективных способов для достижения данных результатов является использование технологии научного исследования, которая дает возможность разнообразить, сделать более значимым и интересным предмет химии, поможет  каждому ребенку сделать пусть маленькое, но свое открытие  какого-то факта, свойства, особенности процесса. И как загораются глаза, сколько эмоций дает удачный эксперимент!

Особенно эффективной использование этой технологии  является тогда, когда химические явления, проблемы рассматриваются с точки зрения других дисциплин. Это дает возможность  создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся,  выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Такие  занятия приближают процесс обучения к жизни, натурализируют  его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

Примером такого занятия является внеурочное мероприятие  «Разноцветная химия», которое представляет собой модель занятия кружка «Юный химик»  в рамках реализации учебного плана внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению.

Внеурочное мероприятие «Разноцветная химия»

Направление:  общеинтеллектуальное

Деятельностная   цель: 

-создание условий для достижения учащимися  личностных и метапредметных результатов;

-формирование опыта применения ранее сформированных знаний и действий.

Предметно-дидактическая цель:

-мотивировать учащихся к изучению химии и исследовательской  работе в намеченной области на основе сведений о применении пигментов различного происхождения художниками, помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.

Задачи занятия: 

-закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;

-вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

-развитие коммуникативных навыков;

-осуществление межпредметных связей.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- знакомство с  понятийным аппаратом и символическим языком химии;

-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания;

-приобретение  опыта  использования  различных  способов и форм  изучения  веществ.

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: 

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

-чувство гордости за достижения российской   науки и искусства;

-формирование целостного мировоззрения;

-самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.

Тип занятия:  художественная мастерская.

Педагогические технологии: Научного исследования, критического мышления, проблемного и проектного обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, видеометоды.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Основные понятия, на которых акцентируется внимание учащихся на занятии: химия, реактивы, минералы, творчество, интеграция.

Средства  обучения (обеспечение занятия): мольберт, бумага, набор посуды и реактивов,  кисти,  перчатки,  маски,  презентация,  ПК.

Этап Эмоционально-установочный (эмоциональное включение).

(Слайд 2) 

Добрый день! Сегодня вы присутствуете на занятии кружка «Юный химик». Я  учитель химии и хотела бы спросить у вас, что вы знаете об этом школьном предмете?

Да, многие его считают сложным, непостижимым, непонятным, таинственным, и даже опасным.  Но так как все окружающие нас предметы, да и мы сами состоим из веществ, понятно что «химия» - окружает нас в повседневной жизни повсюду.

 (Слайд 3) 

Как заметил великий Д.И. Менделеев «Далеко простирает свои руки химия в дела человеческие».  

При желании всегда можно найти связь этой науки с другими дисциплинами, изучаемыми в школе – биология, физика, математика, география, история, информатика. На сегодняшней нашей встрече ваши старшие товарищи, члены кружка «Юный химик»,   постараются показать вам один из примеров  того, каким образом  можно увидеть  связь  химии с искусством живописи  и доказать, что химия – одна из интереснейших наук, которая соприкасается со всеми сферами нашей жизни.

Они приглашают вас в волшебную химическую  художественную мастерскую.

Этап «Пропедевтический»

Как вы думаете, что общего между химией и изобразительным искусством?

Совершенно верно, это краски. (Слайд 4) 

Мир, в котором мы живем,  прекрасен благодаря огромному количеству красок и оттенков. Задумывались ли вы о том, что каждый цвет в природе обусловлен каким-нибудь химическим соединением – оксидом, основанием, солью или органическим веществом.

(Слайд 5) 

Человек всегда не только созерцал краски, но и пытался их воссоздать. Сначала это были наскальные рисунки, где использовались самые примитивные краски из угля, глины. Постепенно этот процесс совершенствовался,  и начали появляться краски минеральные. Сейчас мы уже говорим об органических и искусственных красках.

(Слайд 6) 

Давайте подробнее остановимся на минеральных красках.  Вы изучаете географию, и знаете, что в природе существуют так называемые  минералы. Они могут иметь самую разнообразную окраску. Какие окрашенные минералы вы можете сейчас вспомнить?  Янтарь, малахит, лазурит, бирюза. Их огромное количество. И многие из них используются  для  изготовления красок.

(Слайд 7) 

А теперь я хочу пригласить вас в картинную галерею  нашего знаменитого  земляка Александра Дейнеки. Давайте   рассмотрим  его картины с точки  зрения химика, т. е. несколько новым взглядом. Обратите внимание, какое количество разнообразных цветов и оттенков он использует в своих работах.

Как вы думаете, какие окрашенные  минералы могли здесь использоваться  для создания цветов? – картина  «Автопортрет» - желтый цвет (лимонит).

(Слайд 8) 

Картина «Будущие  летчики». Здесь преобладает голубой цвет.  Мог быть использован  лазурит.

(Слайд 9) 

-картина «Парижанка». Много красного цвета. Возможно использование охры.

(Слайд 10) 

Картина «Под  Курском.  Река  Тускарь». Различные оттенки зеленого цвета могут быть получены с использованием малахита, хромовой зелени, соединений никеля.

Этап «Деятельностный»

Сегодня мы с вами окунемся одновременно в мир химии и мир искусства. Я предлагаю вам попробовать одновременно стать и химиками, и художниками. Попытаемся создать краски, с помощью которых нарисуем картину.

Итак, перед нами  столы с определенными химическими реактивами и оборудованием. Пожалуйста, все желающие могут принять участие в создании красок. Кто желает? Отлично.

Напоминаю участникам    о правилах ТБ!

Почти все  художники  много времени проводили за изготовлением  красок. Минералы растирали, смешивали, прокаливали. И, к сожалению,  часто страдали заболеваниями легких и других органов. Поэтому я предлагаю  всем не рисковать  и  при работе использовать защитные средства – перчатки и маски.

Прежде чем приступить к работе, предлагаю обратить внимание на слайды, которые подготовили для вас старшие товарищи.

(Слайд 11) 

Краска №1  получится при смешивании хлорида железа(III) и желтой кровяной соли. Мы получим соединение синего цвета, которое  известно как «Берлинская лазурь».

(Слайд 12) 

Краска №2 может быть получена из хлорида железа (III) и роданида калия.

Можете ли вы предположить, какой цвет вы получите при смешивании этих двух веществ? – Красный.

(Слайд 13) 

Краска №3 – используя  хромат  калия,   получаем желтую краску.

(Слайд 14) 

Краска №4 –  называется  «Хромовая зелень».

(Слайд 15) 

Краска №5 – соединения никеля позволяют получить зеленую краску определенного оттенка.

(Слайд 16) 

Краска №6 – обычный уголь даст нам черный цвет.

(Слайд 17) 

Краска №7 – измельченный малахит зеленовато-голубой.

Предлагаю вам самостоятельно изготовить эти краски.

Дети приступают к получению красок (кружковцы  помогают и контролируют).

При необходимости используем  небольшое количество воды. Чтобы краски не растекались по бумаге,  добавляем  глицерин.

Показывают результаты.  Помогаю при необходимости.

Итак, используя различные  химические реактивы и минералы, нам удалось получить краски. Посмотрите, какие замечательные оттенки у вас получились!  И, конечно же,  всем хочется их «пустить в дело»  как можно скорее. Перед вами мольберт, который  можно использовать как обыкновенную обычную  раскраску.  Вы можете  подойти к нему  и закрасить части картины соответствующими цветами.

(Слайд 18 -27)

Дети красят фрагменты (элементы)  картины. Музыка.

Пока работает наша художественная мастерская, предлагаю всем присутствующим вернуться в виртуальную картинную галерею и полюбоваться произведениями нашего земляка Александра Дейнеки

В прошлом году отмечалось 120 лет со дня его рождения.

Картина готова.

Используя  различные  химические  вещества,   вы  получили  краски, применяя краски,   вы создали картину. Последний штрих – велосипедисты (маленький фрагмент, подготовленный заранее, прикрепляют кружковцы).

Какую картину напоминает вам это произведение?

 (Слайд 24) 

Правильно, «Дорога на юг. 1930г.».

Этап «Эмоционально-рефлексивный»

Подобный пример интеграции  химии  с живописью и географией  в действии  показывает,  насколько химия   интересна, занимательна и имеет практически  безграничные возможности.

 С помощью химии мы из белого листа бумаги сотворили произведение искусства. Работа  группы  продемонстрировала нам  творческие возможности  коллективного  созидания. Мы вместе! И это открывает перед нами новые возможности. А еще это поддержка рядом стоящего плеча старшего товарища.

А сейчас давайте вспомним, с чего начиналось наше занятие. С вопроса о том, считаете ли вы химию сложной наукой?

Да, она конечно сложна. Но,  как известно,  «Дорогу осилит  идущий».

Интерес порождает вопросы,  вопросы приводят к поиску ответов, а поиск ответа поддерживает в душе человека жажду познания.

Желаю всем творчества и вдохновения при изучении естественнонаучных дисциплин!

В заключение прошу вас заполнить листы самооценки.

 

Самоанализ внеурочного занятия

Вашему вниманию было представлено внеурочное занятие по теме «Разноцветная химия»  ощеинтеллектуального  направления в соответствии с программой внеурочной деятельности кружка «Юный химик». 

В группе – 3 восьмиклассников, 9 учеников 7 класса.

Цель  занятия сформулирована следующим образом:

  1. формирование УУД на основе ранее сформированных знаний;
  2. формирование опыта применения ранее сформированных знаний и действий.

В структуре внеурочного занятия представлены следующие этапы:

Этап «Эмоционально-установочный (эмоциональное включение)».

В ходе этого этапа решалась задача по организации межличностного взаимодействия  на основе  отношений  учителя и ученика, выступающих как равноправные участники занятия (взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик).

Этап «Пропедевтический».

В ходе этого этапа решалась задача по созданию условий для успешного включения в деятельность учеников 7 класса на основе актуализации их знаний из естественнонаучных дисциплин. Использовались интерактивные, активные, проблемные методы.

Этап «Деятельностный».

В ходе этого этапа решалась задача по организации скрытого руководства деятельностью учащихся.  Осуществлялось наблюдение, при необходимости коррекция, направление, эмоциональная поддержка.

 Этап «Эмоционально-рефлексивный».

В ходе этого этапа решалась задача по организации неперсонифицированной оценки личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия. Учащиеся отвечали на вопросы листов самооценки, по желанию высказывали свое мнение о проделанной работе.

 Итог внеурочного занятия был подведен  учителем  совместно с обучающимися.

В процессе занятия  обеспечено достижение планируемых результатов:

Личностных: осуществлялось формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

Учащиеся испытывали чувство  гордости за достижения российской   науки и искусства (при знакомстве с работами знаменитого земляка А.А. Дейнеки.

Через осознание факта интеграции различных школьных дисциплин продолжено формирование целостного мировоззрения;

Осуществлялась  самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.

 Метапредметных: обучающиеся  принимали участие в организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем, сверстниками, старшими товарищами; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Предметных:  обучающиеся 7 классов получили  возможность начать  знакомство  с  понятийным аппаратом и символическим языком химии,

а старшеклассники приобрели   опыт  использования  различных  методов  изучения  и использования  химических веществ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»

Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы

Разработка химического   вечера. Увлекательная  химия. Занимательные  опыты  по   химии....

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...

Внеклассное мероприятие "Разноцветный мир природы"

Сценарий и презентация для проведения внеклассного мероприятия по биологии...