Химия. 9 класс. Технологическая карта урока по теме "Алюминий".
план-конспект урока по химии (9 класс)

Горбатова Наталья Андреевна

Изучение темы «Алюминий» кажется очень важным, так как его значение как металла в жизни человека неоспоримо. В процессе урока учащиеся осознают практическую и личностную значимость этого металла. Также на примере алюминия учащиеся продолжают развивать умения применять свои знания на практике, формировать УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_alyuminiy.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока химии.

Цель урока: Рассмотреть электронное строение атома алюминия,  Объяснить физические и химические свойства алюминия. Описывать области применения алюминия, способ получения.

Задачи урока:

Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства, применение алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; продолжить знакомство с особенностями научного исследования (гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления причинно – следственной связи между строением, свойствами и применением алюминия. Начать изучение понятия амфотерность.

Развивающая: развивать умения определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять её в ходе исследования; развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечить системность учения.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности, формирование коммуникативных навыков.

Планируемые результаты, методы и формы их диагностики:

Планируемые предметные результаты

Методы и формы их диагностики

Умения составлять характеристику

алюминия по его положению

в Периодической системе химических

элементов Д. И. Менделеева;

характеризовать физические и

химические свойства алюминия; составлять

уравнения реакций, характеризующих

химические свойства

алюминия; конкретизировать электролитическое получение металлов описанием производства алюминия;

устанавливать зависимость областей

применения алюминия и его

сплавов от свойств; проводить

расчеты по химическим формулам

и уравнениям реакций, протекающих

с участием алюминия; наблюдать и

описывать реакции с алюминия с помощью

русского языка и языка химии.

Устный и письменный опрос.

Оценка содержания устных и письменных ответов обучающихся.

Наблюдение за работой учащихся в течение урока.

Планируемые метапредметные результаты (УУД)

Методы и формы их диагностики

Познавательные: Умения добывать новые знания, умение делать предварительный выбор источника информации для поиска, умение добывать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение работать со схемой и передавать информацию в развернутом виде. Умение наблюдать, слушать, анализировать, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы, Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение определять понятия, устанавливать аналогии.

Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно. Владение основами взаимоконтроля, взаимооценки. Владение основами самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные: Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение владеть монологической речью, Умение осознанно использовать речевые средства. Умение работать в паре.

Оценка содержания устных ответов обучающихся.

Работа учащихся с текстами, составление мини-конспектов.

Решение ситуационных задач.

Анализ соответствия содержания ответов обучающихся поставленному вопросу.

Постановка диагностической задачи перед обучающимися: спрогнозировать, какие химические свойства характерны для алюминия, назвать их.

Анализ содержания устных и письменных ответов обучающихся.

Наблюдение за работой обучающихся в группе.

Планируемые личностные результаты

Методы и формы их диагностики

Понимание значимости естественнонаучных

знаний для решения

практических задач. Умение

грамотно обращаться с веществами

в химической лаборатории и в быту.

Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня получение знаний по химии», и уметь находить ответ на него.

Оборудование: 

Учитель: мультимедиа (ноутбук, интерактивная доска, проектор), смартфон с приложением Plickers, пробковая доска, черный ящик с алюминиевыми предметами.

Учащиеся: смартфоны с приложением чтения QR кодов, карточки Plickers, набор для проведения лабораторных опытов: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки); растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, спиртовки, держатель, пробирки, спички.

Технология: технология проблемного диалога, здоровьесберегающая технология, мультимедийная технология.

Технологическая карта урока.

Предмет: химия

Класс: 9.

Тема урока: Алюминий. Его свойства.

Тип урока: комбинированный

УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (9) (базовый уровень, 2 часа в неделю)

Этап урока по ФГОС/предметный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные задачи этапов урока

Формируемые способы деятельности (УУД)

Время

Организационный этап.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

1 мин.

Мотивационный/ Постановка цели и задач урока

Учитель демонстрирует черный ящик:

- Предметом нашего урока сегодня будет то, что находится в черном ящике. Предлагаю вам догадаться, что там, послушав отрывок из романа Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» (см. приложение 1)

После ответа учащихся учитель достает из черного ящика алюминиевую банку, завернутую в алюминиевую фольгу, в банке – алюминиевая чайная ложка.

Далее учитель просит сформулировать тему, цель и задачи урока, которые затем появляются на слайде.

Учитель крепит символ алюминия на пробковую доску и спрашивает учащихся, каким образом можно оформить материал, который они будут разбирать на уроке на этой доске.

Учитель предлагает предположить примерный план изучения алюминия и, опираясь на ответы детей, крепит пункты плана на доске вокруг алюминия.

Высказывают предположения, что это за металл. Называют алюминий.

Формулируют тему, цель и задачи урока.

Дети предлагают составить ментальную карту (кластер, схему…)

Учащиеся, опираясь на ранее пройденный материал по другим металлам, предлагают план работы на уроке.

Р.: Умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

К.: Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

4 мин.

Актуализация знаний

Учитель просит учащихся разделиться на 5 групп и одному из представителей группы выбрать карточку с QR кодом для последующей работы над одним из пунктов плана (для работы в группах взяты следующие пункты: положение в ПСХЭ, нахождение в природе, физические свойства, получение, применение).

Учитель предлагает решить задачу для того, чтобы выяснить пароль. (см. Приложение 2)

Учащиеся берут выбранный QR-код и в группе переходят по ссылке.

Перейдя по ссылке, выясняют, что файл открывается только при вводе пароля. Задают вопрос учителю:

Какой пароль?

Учащиеся в группе решают задачу, вводят пароль и выходят на вопросы по пункту плана в группе (см. Приложение 3). Работая в группе и отвечая на вопросы с использованием учебника и/или дополнительной информации в интернете, оформляют мини-конспект, который затем прикрепляют на доску под своим пунктом плана.

Умения составлять характеристику

алюминия по его положению

в ПСХЭ Д. И. Менделеева;

характеризовать физические

свойства алюминия;

конкретизировать электролитическое

получение металлов описанием

производства алюминия;

устанавливать зависимость областей

применения алюминия и его

сплавов от свойств.

Р.: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

П.: Умения добывать новые знания, умение делать предварительный выбор источника информации для поиска, умение добывать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К.: Умение работать в группе.

7 мин.

Первичная проверка понимания

Учитель предлагает посмотреть на вывешенные части ментальной карты и озвучить представленный материал представителям других групп по мини-конспектам. Регламент времени выступления – 1 минута.

Учащиеся из других групп выходят к ментальной карте и озвучивают мини-конспекты.

Р.: Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

П.: Умение работать со схемой и передавать информацию в развернутом виде.

К.: Умение владеть монологической речью, Умение осознанно использовать речевые средства.

6 мин.

Актуализация знаний

Учитель просит учащихся вернуться на свои места для фронтальной работы и дальнейшей работы в парах.

Учитель спрашивает, какие пункт плана еще не озвучен.

Учитель предлагает посмотреть на положение алюминия в ЭХР напряжений.

Учитель обращает внимание детей на предметы, которые были в черном ящике и задает вопрос:

Почему эти предметы прямо сейчас не реагируют с кислородом воздуха?

Опускает ложку в стакан с холодной водой, в стакан с горячей водой.  Обращается к бытовому опыту использования алюминиевой посуды.

Задает вопрос:

Почему алюминий не реагирует с водой (даже с горячей)?

Помещает кусочек фольги в концентрированную серную кислоту.

Почему не идет реакция?

Что нужно сделать, для того, чтобы реакция пошла?

Как это сделать?

Если счистить пленку, долго ли поверхность алюминия будет оставаться чистой?

Есть ли другие варианты?

Учитель рассказывает об амальгамировании алюминия. Показывает видео амальгамирования и последующего взаимодействия алюминия с водой: https://www.youtube.com/watch?v=CngTpuKlpZI&feature=emb_logo

Просит записать в тетради, а затем на доске уравнения химических реакций, проведенных в опыте.

Учитель просит предположить, с какими простыми и сложными веществами будет реагировать алюминий.

Просит записать уравнения химических реакций.

Учитель предлагает вспомнить еще одну особенность алюминия, посмотрев на его положение в ПСХЭ.

Учитель предлагает убедиться в этом лично и в парах провести два лабораторных опыта по взаимодействию алюминия с соляной кислотой и с гидроксидом натрия.

Учащиеся говорят о химических свойствах алюминия.

Учащиеся предполагают, что алюминий – активный металл, поэтому он должен активно реагировать как с простыми, так и со сложными веществами.

Учащиеся делают предположения, что поверхность алюминия чем-то покрыта. Это оксид алюминия.

Удалить оксидную пленку.

Механическим способом.

Нет, алюминий – активный металл, и оксидная пленка снова быстро образуется.

Возможно, существует какой-то химический способ.

Записывают уравнения химических реакций в тетради, затем на доске и на ментальной карте.

Учащиеся предполагают, что это кислород, галогены, сера, кислоты, соли металлов, оксиды металлов. Записывают уравнения химических реакций в тетради, затем на доске и на ментальной карте.

Учащиеся отвечают, что алюминий – переходный элемент и обладает амфотерными свойствами, то есть должен реагировать не только с кислотами, и со щелочами.

Учащиеся знакомятся с инструкцией по проведению опытов, проводят опыты, записывают уравнения химических реакций в тетради, затем на доске и на ментальной карте.

Умения характеризовать химические свойства алюминия; составлять

уравнения реакций, характеризующих

химические свойства

алюминия;

проводить, наблюдать и

описывать реакции с участием алюминия.

Л.: Понимание значимости естественнонаучных

знаний для решения

практических задач. Умение

грамотно обращаться с веществами

в химической

лаборатории и в быту.

Р.: Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно.

П.: Умение наблюдать, слушать, анализировать, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы, Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

К.: Умение работать в паре.

10 мин.

Физкультминутка

Учитель предлагает учащимся немного отдохнуть:

Глубоко вдохнули: вот, мы набрали кислород.

Выдохнув: из легких чистых газ выходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород.

Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.

Учащиеся выполняют движения, предложенные учителем.

1 мин

Первичное закрепление.

Учитель просит учащихся индивидуально составить цепочку превращений (3-4 хим. уравнения) на основе изученных химических свойств алюминия. Затем обменяться своими цепочками в паре, выполнить задание, где возможно сделать электронный баланс и записать полные и краткие ионные уравнения. Обменяться обратно выполненными заданиями, выполнить взаимопроверку, обсудить результаты. Учитель в течение задания оказывает консультативную помощь по составлению и/или проверке заданий.

Учащиеся составляют цепочки превращений, обмениваются заданиям, выполняют их, обмениваются обратно, проверяют задание соседа по парте, обсуждают результаты. При необходимости консультируются с учителем.

Умения составлять

уравнения реакций, характеризующих

химические свойства

алюминия в молекулярном, полном и кратком ионном виде, записывать электронный баланс, указывать окислитель/восстановитель.

Л.: Понимание значимости естественнонаучных

знаний для решения

практических задач.

Р.: Владение основами взаимоконтроля, взаимооценки.

П.: Умение определять понятия, устанавливать аналогии.

К.: Умение работать в паре, Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение задавать вопросы.

7 мин.

Контроль усвоения изученного материала

Учитель предлагает посмотреть на составленную ментальную карту в течение одной минуты и ответить на 5 вопросов, используя карточки Plickers. (см. приложение 4).

Учитель спрашивает учащихся, кто считает, что ответил на все вопросы правильно?

Учитель сразу демонстрирует результаты теста, обсуждает с классом самые распространенные ошибки.

Учащиеся просматривают ментальную карту, отвечают на вопросы с помощью карточек Plickers.

Учащиеся поднимают руки.

Учащиеся просматривают результаты теста, обсуждают с учителем самые распространенные ошибки.

Р.: Владение основами самоконтроля,  самооценки.

К.: Умение задавать вопросы по теме.

4 мин.

Обобщение изученного материала, рефлексия

Учитель возвращается к теме, целям и задачам урока.

Давайте вспомним тему урока, цель и задачи урока.

Достигли ли мы цели, выполнили ли задачи?

Давайте назовем все то, что было новым для вас.

Давайте назовем все то, что было интересным для вас.

Предлагает снова воспользоваться карточками Plickers для проведения рефлексии (см. приложение 5)

Показывает и обсуждает результаты рефлексии с учащимися.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на рефлексивные вопросы по уроку. Обсуждают результаты с учителем и одноклассниками.

Р.: Владение основами самоконтроля,  самооценки

П.: умение выделать главное

К.: Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

3 мин.

Домашнее задание

Обязательная часть: §46, №6,8 с. 166-167.

Вариативная часть: подготовить мини-сообщения и/или презентации по применению, вторичной переработке алюминия, интересным фактам об алюминии. Задания можно выполнить на русском и английском языках.

Слушают объяснение домашнего задания, задают вопросы.

К.: умение задавать вопросы по теме

2 мин.

Приложение 1

"Но это здание, — что ж это, какой оно архитектуры? теперь нет такой; нет, уж есть один намек на нее, — дворец, который стоит на Сайденгамском холме: чугун и стекло, чугун и стекло — только. Нет, не только: это лишь оболочка здания, это его наружные стены; а там, внутри, уж настоящий дом, громаднейший дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром; оно образует вокруг него широкие галереи по всем этажам. Какая легкая архитектура этого внутреннего дома, какие маленькие простенки между окнами, а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей! его каменные стены — будто ряд пилястров, составляющих раму для окон, которые выходят на галерею. Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? серебро? платина? да и мебель почти вся такая же, — мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего ж вся остальная мебель, потолки и полы? …. Эта металлическая мебель легче нашей ореховой. Но что ж это за металл?»

Приложение 2

Пункт плана

Задача - пароль

Положение Al в ПСХЭ

Набор чисел, соответствующих 1. заряду ядра атомов алюминия, 2. числу энергетических уровней в атоме алюминия, 3. числу электронов на внешнем энергетическом уровне алюминия. (1333)

Нахождение в природе

Значение относительной молекулярной массы вещества, составляющего основу корунда (102)

Физические свойства

Набор чисел, соответствующих 1. Т плавления алюминия, 2. округленному значению плотности алюминия в г/см3. (6603)

Получение

Значение относительной молекулярной массы вещества, составляющего основу криолита (210)

Применение

Сумма относительных атомных масс металлов, входящих в состав дюралюмина, кроме алюминия. (88)

Приложение 3

Пункт плана

Вопрос

Положение Al в ПСХЭ

Положение алюминия в ПС. Порядковый номер, количество протонов, количество электронов на внешнем энергетическом уровне, распределение электронов по энергетическим уровням, относительная атомная масса алюминия.

Нахождение в природе

Распространение алюминия в природе, наиболее распространенные соединения алюминия, их формулы, названия минералов.

Физические свойства

Физические свойства, характерные для алюминия.

Получение

Лабораторный способ получения алюминия, промышленный метод получения алюминия.

Применение

Применение алюминия в промышленности и быту


Приложение 4

  1. Сколько валентных электронов у алюминия на внешнем энергетическом уровне?
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. Алюминий в свободном состоянии проявляет
  1. Окислительные свойства
  2. Восстановительные свойства
  3. И окислительные, и восстановительные свойства
  4. Не проявляет окислительно-восстановительных свойств
  1. От оксидной пленки на поверхности алюминия можно избавиться с помощью
  1. Ртути
  2. Водного раствора щелочи
  3. Водного раствора нитрата калия
  4. Водного раствора соляной кислоты
  1. Алюминий в промышленности получают
  1. Электролизом водного раствора хлорида алюминия
  2. Взаимодействием оксида алюминия и водорода
  3. Взаимодействием калия и водного раствора хлорида алюминия
  4. Электролизом расплава оксида алюминия в криолите
  1. Оксидная пленка при комнатной температуре предохраняет алюминий от взаимодействия:
  1. С йодом
  2. С водой
  3. С раствором гидроксида калия
  4. С раствором серной кислоты

 

Приложение 5

  1. На уроке я работал

активно / пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

  1. За урок я

не устал / устал  

  1. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

  1. Материал урока мне был

понятен / не понятен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

Урок по теме "Водоросли" 5 класс (технологическая карта урока).

Знакомство учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей, как представителей низших растений....

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)

Методическая разработка урока немецкого языка  по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока,  презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...

Конспект урока по ФГОС . Технология 8 класс. Технологическая карта урока

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:предметные результаты – умение определить расходы финансов в семье, какие расходы...