Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока:
-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;
-продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения;
- развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации;
- воспитывать любовь к родному языку.
Технология(-и) урока: развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта к уроку "Правописание приставок пре- и при-" | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №395 г.Санкт-Петербурга Карпенко М.Е.
Тема урока: : "Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цель урока:
-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;
-продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения;
- развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации;
- воспитывать любовь к родному языку.
Технология(-и) урока: развития критического мышления через чтение и письмо.
Формы организации деятельности:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Опорные понятия: морфема, приставка, лексическое значение, морфемный разбор, орфограмма, текст, тема текста.
Новые понятия:
Межпредметные связи: литература: отрывки из сказок А.С.Пушкина
Образовательные ресурсы: УМК под ред.В.В.Бабайцевой 5 класс, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска.
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД |
Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Познавательные: Коммуникативные: готовность к сотрудничеству; формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки в ходе проверки Д/З (упр.660) | Проверяют Д/З (1 ученик у доски выполняет морфемный разбор слов с приставкой пре- в значении пере-) Остальные по цепочке проговаривают записанные словосочетания с остальными словами; выявляются речевые ошибки, исправляются. | Личностные: самоопределение Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: общеучебные; Логические: анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует корректирует некоторые задачи урока, предложенные учащимися, составляет совместно с обучающимися план урока | Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока. Записывают в тетради тему урока. (Слайд №1) Формулируют некоторые задачи урока, например: - повторить лексическое значение приставки ПРИ; -повторить лексическое значение приставки ПРЕ; - различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; -запоминать или пользоваться словарем при правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-. | Личностные: самоопределение, развитие познавательных интересов учебных мотивов; Регулятивные: целеполагание , постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися Коммуникативные: постановка вопросов , умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Актуализация знаний. | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. Разминка. Мини-тест Задание: назвать приставки. 1.Эта приставка имеет значение «очень». 2.Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить». 3.Эта приставка имеет значение неполноты действия. 4.Эта приставка имеет значение «пере-». 5.Эта приставка пишется в словах со значением территориальной близости. 6.Эта приставка пишется в словах со значением действия в своих интересах. | Отвечают на вопросы мини-теста. Затем проверяют ответы на слайде №2 | Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: общеучебные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. 1.Предлагает задания на правописание приставки ПРИ- 1) Значение «приближения» Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля. 2) Значение «присоединения» Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой. 3) Значение «территориальной близости» Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе. 4) Значение неполноты действия: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг. 5) Значение действия в своих интересах 2.Приставка ПРЕ-. Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения: В прекрасном замке на горе Жила-была приставка ПРЕ-. Особа преотважная, Важная-преважная, Гордая-прегордая, Добрая-предобрая. Её считали очень мудрой И называли все Премудрой. Был у неё прелестный пудель. Прекрасный пёс по кличке Дудель. Он преспокойно спал у двери, Когда вошла приставка ПЕРЕ-. Она сказала: «На заре Я уезжаю, друг мой ПРЕ-, Меня не будет два-три дня, Ты поработай за меня. Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи, я спешу». | Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Устное обобщение по слайду №2: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем. (По очереди работают 4 человека у доски, записывают слова, выделяют орфограмму в приставке). На 5-е значение самостоятельно подбирают и записывают слова. Затем устно проговаривают примеры. Слушают стихотворение, выписывают слова с приставкой ПРЕ- (1 ученик работает у доски). Затем еще раз обобщают значение приставки пре-. Уточняют, в каком значении встретились слова с пре- в стих-и. | Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Этап продуктивного использования полученных знаний Трудные случаи написания. Словарная работа. | Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить? – В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-? 1.Работа с упр. 662. Создаются проблемная ситуация. Как ее решить? 2. Презентация. Слайд 3 -Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает) -А лучше? (прибывает).Составьте предложение с этим глаголом и запишите его. Проблемная ситуация. Организует разрешение проблемной ситуации и словарную работу со словом перрон. | Учащиеся отвечают, что не все слова можно объяснить с помощью правила. Нужно смотреть в орфографический словарь, или задуматься над значением слова. Учащиеся отвечают, что ее можно решить, разобравшись со значением слова, через контекст словосочетания. Письменно работают с упражнением. Рассматривают рисунок, описывают то, что видят на рисунке. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложение. У некоторых учеников возникает проблемная ситуация. Как пишется слово перрон? Сильные ученики помогают в разрешении. Записывают слово на доске. Дают толкование слова. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные:; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Работа с раздаточным материалом Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы. 1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался. 2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой… 3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал. 4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила. 5) Вмиг тогда мой петушок Пр… подымет гребешок… 6) Все бегут за колесницей, За Дадоном и царицей; Всех пр…ветствует Дадон… 7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный! Что ты тих, как день ненастный?» 8) …А князь в окошко, Да спокойно в свой удел Через море пр…летел. Организует взаимопроверку. – Проверьте, правильно ли вы вставили буквы? Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»). – Из каких произведений взяты эти строки? – Кто автор этих строк? | Самостоятельная работа. Вставляют буквы. Затем осуществляют взаимопроверку (работа в парах), пошагово сравнивая с эталоном (Слайд №4.) Оценивают друг друга. Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»). Ученики отвечают: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей Коммуникативные: принятие решения и его реализация; контроль, оценка, коррекция действий партнёра. |
Этап продуктивного использования полученных знаний Творческая работа с текстом (конструирование). | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях. Организует работу с раздаточным материалом. Задание: 1.На место скобок вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- , подходящие по смыслу. 2. Определить тему текста, озаглавить текст. В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили. Организует проверку работы. Предлагает сравнить с эталоном (слайд №5) В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили. Задание для всех: - Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных в данном тексте словах. | Групповая работа. Вставляют слова. Отвечают на вопросы по заданию, зачитывают получившие варианты. Сравнивают получившие тексты, оценивают, выделяют самый удачный вариант, затем сравнивают с эталоном. (Слайд №5) По эталону определяют устно значение приставок пре- и при- (по цепочке каждая группа). | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, контроль, оценка, коррекция действий партнёра. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Речевая ситуация. Разговор по телефону. После уроков вам позвонили те ребята, которых сегодня не было на уроке, и попросили рассказать о том, что сегодня изучалось на уроке русского языка. Расскажите им об этом. (Назовите тему урока, какие правила мы повторяли, с какими упражнениями работали, все ли было вам понятно, что понравилось на уроке, как вы работали на уроке) Выставляет оценки за урок. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Работают в парах, составляют диалог. Представляют устно по желанию. | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Домашнее задание | Инструктирует учащихся (упр. 663) Подготовиться к диктанту по упр. Выписать слова с приставками пре- и при-. Обозначить в них морфемы. | Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы. | Личностные: смыслообразование Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка в 6 классе по теме "What are you like?" (технологическая карта урока)
Данная технологическая карта составлена в соответствии с тебованиями ФГОС второго поколения...
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок при- и пре-"
Методическая разработка для урока по русскому языку для 6 класса "Правописание приставок при- и пре-"...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...
Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок, оканчивающихся на С-З" по ФГОС
Урок по русскому языку в 5 классе по учебнику "Русский язык. Практика", авторы: А. Ю. Купалова, П.Е. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Урок разработан с требованиями ФГОС....
11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....
Разработка урока английского языка в 5 классе по теме « Покупка сувениров» с использованием технологической карты урока (УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Ваулиной и Д.Дули издательство «Просвещение»)
Разработка урока английского языка в 5 классе по теме « Покупка сувениров» с использованием технологической карты урока (УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Ваулиной и Д....