Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

 

Цель урока:

-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;

-продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения;

- развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации;

- воспитывать любовь к родному языку.

Технология(-и) урока: развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №395 г.Санкт-Петербурга Карпенко М.Е.

Тема урока: : "Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Цель урока:

-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;

-продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения;

- развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации;

- воспитывать любовь к родному языку.

Технология(-и) урока: развития критического мышления через чтение и письмо.

Формы организации деятельности: 

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Опорные понятия: морфема,  приставка, лексическое значение, морфемный разбор, орфограмма, текст, тема текста.

Новые понятия:

Межпредметные связи: литература: отрывки из сказок А.С.Пушкина

Образовательные ресурсы: УМК под ред.В.В.Бабайцевой 5 класс, раздаточный материал,  компьютер, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные: 

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству; формирование  умения слушать и слышать.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки в ходе проверки Д/З (упр.660)

Проверяют Д/З (1 ученик у доски выполняет морфемный разбор слов с приставкой пре- в значении пере-) Остальные по цепочке проговаривают записанные словосочетания с остальными словами; выявляются речевые ошибки, исправляются.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.  Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует корректирует некоторые задачи урока, предложенные учащимися,  составляет совместно с обучающимися план урока

Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока. Записывают   в тетради тему урока. (Слайд №1) Формулируют некоторые задачи  урока, например:

- повторить лексическое значение приставки ПРИ;

-повторить лексическое значение приставки ПРЕ;

- различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;

-запоминать или пользоваться словарем при правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Личностные: самоопределение, развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Регулятивные: целеполагание ,  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

Коммуникативные: постановка вопросов , умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Актуализация знаний.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

1.Эта приставка имеет значение «очень».

2.Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».

3.Эта приставка имеет значение неполноты действия.

4.Эта приставка имеет значение

 «пере-».

5.Эта приставка пишется в словах  со значением территориальной близости.

6.Эта приставка пишется в словах со значением действия в своих интересах.

Отвечают на вопросы мини-теста. Затем проверяют ответы на слайде №2

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные: общеучебные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

1.Предлагает задания на правописание

приставки ПРИ-

1) Значение «приближения»

Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.

2) Значение «присоединения» Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.

 3) Значение «территориальной близости»

 Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.

 4) Значение неполноты действия: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

5) Значение действия в своих интересах

2.Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе

 Жила-была приставка ПРЕ-.

 Особа преотважная,

 Важная-преважная,

 Гордая-прегордая,

 Добрая-предобрая.

 Её считали очень мудрой

 И называли все Премудрой.

 Был у неё прелестный пудель.

 Прекрасный пёс по кличке Дудель.

 Он преспокойно спал у двери,

 Когда вошла приставка ПЕРЕ-.

 Она сказала: «На заре

 Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,

 Меня не будет два-три дня,

 Ты поработай за меня.

 Позаменяй меня, прошу.

 Спокойной ночи, я спешу».

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Устное обобщение  по слайду №2: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем. (По очереди работают 4 человека у доски, записывают слова, выделяют орфограмму в приставке). На 5-е значение самостоятельно подбирают и записывают слова. Затем устно проговаривают примеры.

Слушают стихотворение, выписывают слова с приставкой ПРЕ- (1 ученик работает у доски). Затем еще раз обобщают значение приставки пре-. Уточняют, в каком значении встретились слова с пре- в стих-и.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания,  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап продуктивного использования полученных знаний

Трудные случаи написания. Словарная работа.

Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?

 – В чём сложность написания слов  с ПРЕ- И ПРИ-?  

1.Работа с упр. 662. Создаются проблемная ситуация. Как ее решить?

2. Презентация. Слайд 3

 -Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)

-А лучше? (прибывает).Составьте предложение с этим глаголом и запишите его.

Проблемная ситуация. Организует разрешение проблемной ситуации и словарную работу со словом перрон.

Учащиеся отвечают, что не все слова можно объяснить с помощью правила. Нужно смотреть в орфографический словарь, или задуматься над значением слова.

Учащиеся отвечают, что ее можно решить, разобравшись со значением слова, через контекст словосочетания. Письменно работают с упражнением.

Рассматривают рисунок, описывают то, что видят на рисунке. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложение.

У некоторых учеников возникает проблемная ситуация. Как пишется слово перрон? Сильные ученики помогают в разрешении. Записывают слово на доске. Дают толкование слова.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний. Работа с раздаточным материалом

Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок

 Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,

 За Дадоном и царицей;

 Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!

 Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,

 Да спокойно в свой удел

 Через море пр…летел.

Организует взаимопроверку.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).

– Из каких произведений взяты эти строки?

 – Кто автор этих строк?

Самостоятельная работа. Вставляют буквы. Затем осуществляют взаимопроверку (работа в парах), пошагово сравнивая с эталоном (Слайд №4.)

Оценивают друг друга.

Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).

Ученики отвечают:

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

А.С.Пушкин

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: принятие решения и его реализация;  контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Этап продуктивного использования полученных знаний

Творческая работа с текстом (конструирование).

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях. Организует работу с раздаточным материалом.

Задание:

1.На место скобок вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- , подходящие по смыслу.

 2. Определить тему текста, озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Организует проверку работы.

Предлагает сравнить с эталоном (слайд №5) В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

- Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных   в данном тексте словах.

Групповая  работа.

Вставляют слова. Отвечают на вопросы по заданию,  зачитывают получившие варианты. Сравнивают получившие тексты, оценивают, выделяют самый удачный вариант,  затем сравнивают с эталоном. (Слайд №5)

По эталону определяют устно значение приставок пре- и при- (по цепочке каждая группа).

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:  продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию. Речевая ситуация. Разговор по телефону.  После уроков вам позвонили те ребята, которых сегодня не было на уроке, и попросили рассказать о том, что сегодня изучалось на уроке русского языка. Расскажите им об этом. (Назовите тему урока, какие правила мы повторяли, с какими упражнениями работали, все ли было вам понятно, что понравилось на уроке, как вы работали на уроке)

Выставляет оценки за урок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Работают в парах, составляют диалог. Представляют устно по желанию.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

Инструктирует учащихся (упр. 663)

Подготовиться к диктанту по упр.

Выписать слова с приставками пре- и при-. Обозначить в них морфемы.

Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе по теме "What are you like?" (технологическая карта урока)

Данная технологическая карта составлена в соответствии с тебованиями ФГОС второго поколения...

Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок при- и пре-"

Методическая разработка для урока по русскому языку для 6 класса "Правописание приставок при- и пре-"...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок, оканчивающихся на С-З" по ФГОС

Урок по русскому языку в  5 классе по учебнику "Русский язык. Практика", авторы: А. Ю. Купалова, П.Е. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Урок разработан с требованиями ФГОС....

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Разработка урока английского языка в 5 классе по теме « Покупка сувениров» с использованием технологической карты урока (УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Ваулиной и Д.Дули издательство «Просвещение»)

Разработка урока английского языка в 5 классе по теме « Покупка сувениров» с использованием технологической карты урока (УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Ваулиной и Д....