Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.

Цели урока.

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться  к написанию сочинения-описания.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных.

3. Воспитательный аспект: привитие  эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Карпенко Марина Евгеньевна

Город, школа: ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербург

Предмет: русский язык, развитие речи

Класс:  6

Тема урока:   «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию (урок в технологии ТРКМЧП)

Место урока в теме: обобщение, подготовка к написанию сочинения

Учебники:

- Е.И.Никитина. Русская речь. 6 класс

- Е.И.Никитина. Уроки развития речи. 6 класс

_________________________________________________________________________________

Цели урока. 

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться  к написанию сочинения-описания.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных.

3. Воспитательный аспект: привитие  эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе. 

Формирование УУД:

Личностные:  

- формирование желания выполнять  и  мотивировать учебные действия;

-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

- сравнивать различные виды работ;

- анализировать результаты своей работы;

- изменять, творчески переделывать;

- поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

- анализировать собственную работу;

- находить ошибки, устанавливать их причину;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сравнивать и анализировать  разные виды текста;

- создавать и редактировать собственные тексты;

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

-технология развивающего обучения;

- личностно-ориентированного обучения.

Тип урока.

Интегрированный / урок развития речи/. 

Оборудование.

На уроке используется презентация. Мультимедийный проектор, раздаточный материал

Ход урока.

Этапы урока

Форма организации урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Вызов: выход на тему, мотивация 

Определение темы урока

Работа над целью  урока

Актуализация знаний

Анализ литературных образцов.

Наблюдения над некоторыми особенностями языка зимних миниатюр М.Пришвина.

Приём «Таблица-синтез»

Осмысление

Приём «Таблица-синтез»

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

 Работа в парах

Фронтальная работа

Работа в парах

  посмотрите на картины известных художников. (показываются картины И. Шишкина  «Зима», Переплетчикова  В. В. «Зимой в лесу»,  И. Грабаря  «Февральская лазурь» и др.)

Как вы думаете, что хотели сказать художники на своих полотнах? Какие чувства вызывают у вас эти картины?

-Как художники достигают такого восприятия? Какими средствами они пользуются при передаче своих чувств?

- Какие цвета преобладают зимой?

- Какое настроение создается красками зимы?

-Как вы думаете, почему я показала вам картины известных художников, фотографии зимнего леса, зимней природы? Определите тему нашего урока.

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, каковы цели нашего урока?

(Совместная формулировка целей урока)

Какой тип речи мы называем описанием? С.68 для тех, кто забыл

Для того, чтобы  написать сочинение-миниатюру, поработаем с литературными образцами.

Упр. 83

Беседа по первой миниатюре «Первый мороз».

Послушайте  миниатюру М.М.Пришвина “Первый мороз”

Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этой миниатюре?

- Как писатель дает нам почувствовать: первый мороз был легким, нестрашным?

- Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине?

- Почему он использует такое сравнение?

- Какие части речи преобладают? 

Как мы их называем в литературе?

Найдите примеры.

-Какие еще средства выразительности вы увидели?

Запишите в таблицу примеры

Заметили ли вы, как строится композиция описания?

С.70 учебника

Найдите композиционные  части в миниатюре М.Пришвина

«Зимнее утро»

- Почему утро названо пушистым?

- Что значит – утро радостно светлеет?

«Рубиновый глаз»

- Назовите определение к слову лес

- Почему оно здесь  уместно?

- Какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованную здесь картину?

- Какие синонимы употреблены в описании солнца?

Для чего они употреблены?

Красный – это просто один из основных цветов спектра, радуги, а рубиновый – концентрированный, сверкающий, подчеркнуто красный цвет, сильный в своем проявлении. Красный – главное слово синонимического ряда, нейтральное, употребляется во всех стилях речи. Рубиновый здесь имеет не прямое значение, а переносное; употребление его в этом значении характерно для художественного стиля. И в миниатюре М.Пришвина оно не случайно: описывая зимнее солнце, важно показать не столько его цвет (здесь красный), сколько характер этого цвета, то есть его блеск, сверкание. Рубиновый определяет солнце более точно, чем красный).

Продолжаем работу с таблицей

Для чего писателю потребовались все эти художественные средства выразительности?

 

ответы учащихся.

-Художники признаются в своей любви к зиме.

При помощи красок они передают своё восприятие зимней природы.

Зима. Описание зимней природы (Запись темы в тетради)

ответы учащихся.

познакомиться с особенностями описания природы, подготовиться к написанию сочинения-миниатюры – описание зимнего пейзажа.

ответы учащихся.

Примерные ответы учеников:

- Ночь (молчаливое течение ночи, величавое)

- Первый мороз (изморозь на земле, на траве, на деревьях, и от этого всё кажется седым)

- Солнце и обильная роса как алмазы

- Королева – сосна.

(Лужи не замерзали, явилось солнце – и все обдалось сильной росой).

(Молодой собакой прыгало в груди моя радость).

(Вероятно, потому что был охотником, хорошо знал собак, они были действительно его четвероногими друзьями: молодая собака выражает свою радость особенно бурно)

Прилагательные, причастия

эпитеты

Метафора, Тв. Сравнения, сравнение

Заполняют таблицу

Эпитет

красочное,

яркое

определение

сравнение

Сопоставление

Двух

предметов…

метафора

Скрытое сравнение

олицетворение

Одушевление неживых предметов

1.Общее представление описываемого.                                                                                                                2.Описание его деталей, частей.                                                                                                                                                  3. Отношение автора к тому, что он описывает. Оценка.          

(Пушистое потому, что все в инее, как в пуху).

(светлеет, то есть светает, и все становится красивым, ярким, бодрым, от зари ярко горят окна, это создает ощущение радости).

(неодетый)

(Именно сквозь неодетый зимний лес виднеется солнце, вспомним пушкинские строки: Прозрачный лес один чернеет).

(Сравнение леса с человеком, погруженным в свои думы; солнца – с рубиновым глазом)

(рубиновый и красный)

Не только для того, чтобы избежать неуместного здесь повторения слова красный, но и для того, чтобы выразить мысль наиболее точно.

При обсуждении ученики устно объясняют  значение слов эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Продолжают работу с таблицей

Прилагательные и существительные, которые рисуют целостную картину красоты природы передают

восхищение красотой зимы.

  1. .

Творческая работа над текстом (средства выразительности

Работа со стихотворением Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке...».

Рефлексия.

Дом. задание

Как вы думаете, трудно ли подобрать удачное средство вы разительности для описания? Попробуем сами выступить в роли мастеров художественного слова.

-Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу эпитеты и сравнения;

В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!

Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.

_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела

_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.

На ________ поверхности появились ________ узоры.

 (Сравнение с эталоном)

- Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно.

Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное.
Послушаем, к чему же нас призывает Н.Рыленков в своем стихотворении.

Но слушаем не просто, а следим, отмечаем, о каких качествах говорит автор и к чему нас призывает.

- К чему нас призывает автор?

 Это очень непросто видеть в простом предмете что-то удивительное, неповторимое. Здесь кроме зорких глаз нужна еще и фантазия.

У каждого из вас на парте лежит снежинка, переверните её. На обратной стороне написано: Зима (какая?)

Подберите эпитеты к этому слову и запишите на снежинку. А теперь подбросьте вверх. Что у вас получилось?

Помогут ли ваши снежинки в написании сочинения?

Выставление оценок.

-Какое впечатление у вас осталось от нашего урока?

- Вы добились той цели, которую поставили перед собой в начале урока?

-Были ли минуты радости, удовлетворения?

-Что вызвало затруднение?

Поможет ли материал урока в написании сочинения-миниатюры?

 Дома вам предстоит самим написать зимнюю миниатюру, опираясь на  личные наблюдения и воспоминания

Д.З. упр.87

Да.

Ученики работают над текстом.

- чтение вариантов творческой работы, обсуждение работ.

-чтение отработанного текста.

    В зимнем лесу под огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый  наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное  платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры. 

    Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Чт. стих-я упр 79, с.68-69

(Быть наблюдательными, уметь видеть в самом обычном необычное)

Читаем, обсуждаем

Записывают эпитеты.

 

Снегопад

Да.

-


Информационные источники

1. Кабирова Р. А., учитель русского языка и литературы Рыбно-Слободской СОШ №2. Урок русского языка в 6 классе.

«Зимний пейзаж». Подготовка к сочинению – описанию -  http://edu.rsloboda.ru/downloads.php?cat_id=6

2. Канакина Г.И., Пранцова Г.В., Петрунина В. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 6 класс, М. и др.- Пенза, 1997.-151с.

3. Кулаева А. В., учитель МОУ "СОШ № 23", п. Синегорь. "Язык снега", комбинированно-интегрированный урок в 6-ом классе по развитию речи и географии - http://festival.1september.ru/articles/101330/

4. Лебедева Н.Г., учитель русского языка  МОУ «Усть-Уйская сош». Урок русского языка  Описание природы. Зима -

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/opisanie-prirody-zima  http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/opisanie_prirody._zima..doc

5. Радиченко В. Б., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №147. Использование технологии развития критического мышления

на уроках развития речи -  http://festival.1september.ru/articles/416764/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе по теме "What are you like?" (технологическая карта урока)

Данная технологическая карта составлена в соответствии с тебованиями ФГОС второго поколения...

Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"

Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме....

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Разработка урока английского языка в 5 классе по теме « Покупка сувениров» с использованием технологической карты урока (УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Ваулиной и Д.Дули издательство «Просвещение»)

Разработка урока английского языка в 5 классе по теме « Покупка сувениров» с использованием технологической карты урока (УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Ваулиной и Д....