Технологии творческого развития учащихся
методическая разработка по химии (8 класс)

Моисеенко Анна львовна

Творческое развитие одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_tvorcheskogo_razvitiya_uchashchihsya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии творческого развития учащихся

                                                                                          Ребенок – это не сосуд,

                                                                                          который надо наполнить,

                                                                                          а факел, который надо зажечь.            

                                                                                                                          Паскаль

Одна из основных задач современной школы – использование технологий обучения, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Такая технология гарантирует формирование диалектического мировоззрения, современного научного мышления, широких познавательных потребностей и мотивов, полноценной учебной деятельности. Школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Творческий человек умеет видеть необыкновенное в обычном.   Он знакомые явления и объекты рассматривает под новым углом зрения, и обнаруживает в них новые свойства или применение их в новом качестве. Для творческой личности характерно и то, что она способна порождать, казалось бы, неожиданные идеи и решение проблем в самых неопределенных и тупиковых ситуациях.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Среда воспитания либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить «дар» в выдающийся талант. Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике и другим предметам, а в том, чтобы развивать познавательные и творческие способности ребят средствами данного предмета.

Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, организована на высоком уровне, начинает ясно проявляться творческая сторона. Способности школьников различны, но их можно развивать в процессе творческой деятельности, а вместе с тем развивать личность школьника.

Решить эти задачи путем традиционных методов обучения невозможно. Решению их может способствовать только переход на новый тип обучения - “инновационный”.

Среди большого многообразия существующих педагогических технологий особое место в моей работе занимают технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примерами таких технологий являются:

  • игровые технологии,
  • учебно-исследовательская деятельность,
  • технология проектного обучения,
  • технология проблемного обучения.

Одной из технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся является технология проблемного обучения (В.Ф.Шаталов)  

На уроке, по традиционной методике, учитель навязывает проблему ученикам. Он приходит в класс и объявляет: «Тема нашего урока…, сегодня на уроке нам предстоит решить проблему…, Цель нашего урока…. Сегодня, идя на урок, я подбираю на начальном этапе такое задание, которое «наведет» в умах учеников мотивационный вопрос. Стараюсь, чтобы этот проблемный вопрос был связан с потребностями и интересами школьника. Важно, чтобы встреча с проблемой происходила в ходе какой-то деятельности, уже осуществляемой учеником, и опиралась на имеющийся у учащихся жизненный опыт.

Ученики на таком уроке   испытывают эмоциональный подъем в творческих ситуациях, чувство новизны и необычного, раскованность мыслей. У них развиваются такие важные качества:

  а) когнитивные: умение видеть, любознательность, умение задавать вопросы;

  б) оргдеятельные: получать и осознавать свои результаты, сравнивать их с аналогичными    результатами одноклассников, коммуникативность.

 Главное, что учащиеся должны   самостоятельно решать проблемы, уметь анализировать, синтезировать, абстрагировать, обобщать, рассуждать. Многие проблемные ситуации разрешаются путем исследовательской деятельности на уроке.

В основе исследовательской деятельности лежат представления о том, что учебный процесс должен строиться как самостоятельный поиск учащимися нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет определенную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

В исследовании мы как бы «дружим» с фактами, бережно обихаживая и систематизируя их в попытках докопаться до истины, до того, как же всё есть на самом деле. В этом постоянном стремлении к истине есть, на наш взгляд, высшее предназначение человека.

А. В. Леонтович.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. 

Такая форма обучения интересна для учащихся, создает основу для творчества, развивает коммуникативные способности.

Еще одной технологией, способствующей творческому развитию личности, является метод проектов.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на:

     -   на интерес,

     -   на творческую самореализацию развивающейся личности ученика,

     -   развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности, направленной на решение какой-либо интересующей его проблемы.

Именно метод проектов активизирует познавательную, исследовательскую, творческую деятельность школьника, формирует и развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения учеников.

Для реализации этого метода на практике необходимо определить тематику, близкую или совпадающую с учебным материалом. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. каким – то образом оформлены (видеофильм, альбом, журнал путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д.)

Метод проектов удобен еще и тем, что его можно реализовывать с учащимися любого возраста, имея в виду лишь то, что формы реализации необходимо адаптировать под возраст учащихся.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания.

 Проведенная экспериментальная работа и полученные результаты положительно влияют на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету. У детей появляется желание самим провести эксперимент, увидеть результаты своей деятельности, поэтому в практике своей работы применяю исследовательскую деятельность детей не только на уроке, но и в неурочное время. Умения, которые формируются в процессе проведения учебного исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдения, измерений, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации. Формируется умение планировать и формировать собственное информационное пространство на основе использования компьютеров и информационно-телекоммуникационных сетей.

Организация поисково-исследовательской деятельности предполагает развитие обще интеллектуальных и исследовательских навыков, формирование обще учебных и специальных умений:

-видеть и ставить проблему

-формулировать гипотезу

-ставить цели и задачи

-разрабатывать программу деятельности и определять оптимальные средства её реализации

-делать выводы и представлять результаты в виде доклада, реферата, презентации.

         Исследовательская деятельность, организуемая с учащимися, решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

Участвуя, в научно-исследовательской работе, ученики занимаются не только получением и освоением новой информации, но и имеют возможность применить свои знания и способности, которые выходят за рамки учебного процесса

Учащиеся приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, навыки взаимодействия в группе, участия в научных конференциях, активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.

Формирование познавательной и творческой активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во внеурочное время.

Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.

Таким образом, преподавание химии дает учителю уникальную возможность развивать творчество ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.

Моисеенко Анна Львовна

учитель химии

МБОУ СОШ №2 им. П.И. Арчакова

ст. Старощербиновская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики в 5 классе на тему "Умножение и деление десятичных дробей" с применением технологии творческого развития

Разработка конспекта урока в 5 классе (по учебнику Виленкина),используется Технология Творческого развития. Подготовлен материал для работы в группах - все примеры задач, которые можно использовать на...

« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения....

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО.

Главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести пос...

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.

Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, ...

" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Урок технологии – это урок практической направленности и  включение эвристических методов  в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...

Проблемно-творческий метод обучения детей как фактор интеллектуально-творческого развития учащихся.

Исследования психологов тревожно говорят о том, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум &ndash...