Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)

Москалева Мария Викторовна

Рабочая программа по химии 10 класс , Габриэлян, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rphimiya_10_klass.docx52.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Свердловская средняя общеобразовательная школа №2 городского округа Лосино-Петровский Московской области

УТВЕРЖДЕНО

                         Приказом

                                                            МАОУ Свердловская СОШ №2

                                                                                                г.о. Лосино-Петровский МО

                                                                  от « 31 » августа 2021 г.

                                                            № 224

                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету химия

                                                                10 класс

                                                                          (базовый уровень)

р.п. Свердловский

2021

Рабочая программа по химии для 10  класса в 2021-2022 учебном году составлена в соответствии с:

  • образовательной программы среднего общего образования МАОУ Свердловская СОШ №2 г. о. Лосино-Петровский МО;

  • авторской программой под редакцией Габриеляна О. С, С. А. Сладкова «Химия 10 класс» (М.: Дрофа, 2017).

Для реализации программы используется УМК «Химия. 10 класс. Базовый уровень», автор О. С. Габриелян (М.: Дрофа, 2017).

На изучение учебного предмета «Химия» в 10 классе отводится 1 час в неделю, соответственно 35 часов в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета:

в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей  жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- в сфере сбережения здоровья – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.  

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;

владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;

познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметные результаты освоения учебного предмета:

Выпускник на базовом уровне научится:

- понимать химическую картину мира как составную часть целостной картины мира;

- раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы современного общества;

- формулировать значение химии и ее достижений в повседневной жизни человека;

- устанавливать взаимосвязи между химией и другими естественными науками;

- формулировать основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии;

- аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для органической и неорганической химии;

- формулировать Периодический закон Д.И. Менделеева и закономерности изменений в строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ на основе Периодической системы как графического отображения Периодического закона;

- характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- классифицировать виды химической связи и типы кристаллических решеток, объяснять механизмы их образования и доказывать единую природу химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);

- объяснять причины многообразия веществ на основе природы явлений изомерии, гомологии, аллотропии;

- классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через особенное к единичному;

 - характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать его роль в живой и неживой природе;

- характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный процесс и его практическое значение;

характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и предлагать способы защиты;

- описывать природу механизмов химических реакций, протекающих между органическими и неорганическими веществами;

- классифицировать неорганические и органические вещества;

- характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и органических соединений в плане от общего через особенное к единичному;

- использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;

- использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений по их названиям;

- знать тривиальные названия важнейших в бытовом и производственном отношении неорганических и органических веществ;

- характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей типов и классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);

- устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа);

- экспериментально подтверждать  состав и свойства важнейших представителей изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

- характеризовать скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов;

- характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от различных факторов;

- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками химических реакций;

- соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач химической тематики;

- прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ на основе аналогии;

- прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их  протекания и предлагать способы управления этими процессами;

- устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком, литературой, мировой художественной культурой);

- раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;

- раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной траектории;

- прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, образующих их;

- аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между неорганическими и органическими веществами;

- владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;

- характеризовать становление научной теории на примере открытия Периодического закона и теории химического строения органических веществ;

- критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных источников;

- понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Раздел 1. Введение (1 час).

Витализм. Органическая химия. Причины многообразия органических веществ. Особенности строения атома углерода.

Раздел 2. Теория строения органических соединений (2 часа). Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в

молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Химические формулы и модели молекул

  • органической химии. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

Раздел 3.Углеводороды и их природные источники (10 часов).

Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен. Его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена –1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение

ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.

Раздел 4. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (11 час).

Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие

  • реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое); применение глюкозы на основе её свойств.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основании его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств. Жиры как сложные эфиры.Химические свойства жиров: гидролиз(омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Раздел 5. Азотсодержащие соединения и их роль в живой природе (6 часов).

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое соединение. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений : взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом( реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетках из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нитки. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол → этилен → этиленгликоль → этиленгликолят меди (II). Этанол → этаналь → этановая кислота.

Раздел 6. Биологически активные органические соединения (2 часа).

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и в народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии.

Аспирин.        Антибиотики        и        дисбактериоз.        Наркотические        вещества.

Наркомания, борьба с ней и профилактика.

                 Раздел 7. Искусственные и синтетические органические соединения (3 часа).

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Календарно-тематическое планирование по химии в 10  классе, 2021-2022 учебный год, 35 часов.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Планируемые сроки прохождения

Введение (1 час)

1

Вводный

инструктаж

по

технике

1 неделя

безопасности.

Предмет

органической

химии.

Раздел 1. Теория строения органических соединений (2 часа)

2

Строение органических веществ. Теория

2 неделя

химического строения А. М. Бутлерова.

Основные положения.

3

Изомерия. Виды изомерии. Гомологи.

3 неделя

Классификация органических соединений.

Раздел 2. Углеводороды и их природные источники (10 часов).

4

Природные источники углеводородов.

4 неделя

Природный газ. Лабораторная работа №1

«Определение элементарного состава

органических соединений». Инструктаж по

ТБ.

5

Алканы: химические свойства, применение

5 неделя

и получение.

6

Алкены: строение и получение.

6 неделя

7

Алкены. Химические свойства и

7 неделя

применение.

8

Алкадиены. Каучук. Резина.

8 неделя

9

Алкины. Химические свойства.

9 неделя

Лабораторная работа №2 «Получение и

свойства ацетилена». Инструктаж по ТБ.

10

Арены: строение, получение, свойства,

10 неделя

применение.

11

Природные источники нефтепродуктов,

11 неделя

нефть.

12

Обобщение знаний по теме:

12 неделя

«Углеводороды». Генетическая связь

углеводородов.

13

Контрольная работа №1 «Теория строения

13 неделя

органических соединений. Углеводороды».

Раздел 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой

природе (11 часов).

14

Анализ контрольной работы.

14 неделя

Классификация и номенклатура

кислородсодержащих соединений.

15

Одноатомные спирты: свойства, строение,

15 неделя

изомерия, получение.

16

Фенол.

16 неделя

17

Альдегиды и кетоны: строение, изомерия,

17 неделя

свойства, получение.

18

Альдегиды и кетоны: свойства, применение.

18 неделя

Лабораторная работа №3 «Свойства

формальдегида». Инструктаж по ТБ.

19

Карбоновые кислоты: строение, изомерия,

19 неделя

свойства, получение.

20

Сложные эфиры. Жиры.

20 неделя

21

Классификация углеводов. Моносахариды.

21 неделя

22

Дисахариды. Полисахариды: крахмал,

22 неделя

целлюлоза.

23

Обобщение знаний по теме

23 неделя

«Кислородосодержащие органические

вещества».

24

Контрольная работа №2

24 неделя

«Кислородосодержащие органические

вещества».

Раздел 4. Азотсодержащие соединения и их роль в живой природе (6 часов)

25

Анализ контрольной работы. Амины.

25 неделя

Анилин.

26

Аминокислоты. Белки.

26 неделя

27

Нуклеиновые кислоты.

27 неделя

28

Практическая работа №1. Идентификация

28 неделя

органических соединений. Инструктаж по

ТБ.

29

Обобщение знаний по теме

29 неделя

«Азотсодержащие соединения».

30

Контрольная работа №3 «Азотсодержащие

30 неделя

соединения».

Раздел 5. Биологически активные органические соединения (2 часа)

31

Анализ контрольной работы. Ферменты.

31 неделя

32

Витамины. Гормоны. Лекарства.

32 неделя

Раздел 6. Искусственные и синтетические органические соединения (3 часа)

33

Общая характеристика ВМС.

33 неделя

Искусственные полимеры. Синтетические

органические соединения.

34

Практическая работа №2 «Распознавание

34 неделя

пластмасс и волокон» Инструктаж по ТБ.

35

Обобщение и систематизация знаний по

35 неделя

органической химии.

Итого:35 часов

Приложение к рабочей программе

                                                                                              по биологии  для 10 класса

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Название раздела

Форма контроля

Сроки  проведения (№ недели)

1

Теория строения органических соединений. Углеводороды.

Контрольная работа.

13 неделя

2

Кислородосодержащие органические вещества.

Контрольная работа.

24 неделя

3

Азотсодержащие соединения.

Контрольная работа.

30 неделя

Лист коррекции программы на 2021/2022 учебный год

Учитель Москалева М. В. Предмет – химия

Даты по плану

 Темы   по плану.

Скорректированная дата

Причина коррекции

                                                                     

Учитель класса_____________________  

Заместитель директора   по УВР ______________________

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей

естественно-научного цикла

от «   » августа 2021 г. № 1

Руководитель ШМО

____________И. М. Баканова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

школы по УВР

_________________И. Д. Азарапина

«   »августа 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...