Урок химии в 11 классе по теме "Скорость химической реакции"
план-конспект урока по химии (11 класс)

Представленный урок разработан на основе групповой исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет учащимся не только самостоятельно получать новые знания, но и способствует развитию коммуникативных умений учащихся, их познавательной активности и самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skorosti_himicheskoy_reaktsii.docx49.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

Урок химии в 11 классе по теме:

«Скорость химической реакции»

 

Автор: учитель ГБОУ лицей № 384

Волкова Юлия Михайловна

Санкт-Петербург

2020 г

Скорость химической реакции

      Представленный урок разработан на основе групповой исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет учащимся не только самостоятельно получать новые знания, но и способствует развитию коммуникативных умений учащихся, их познавательной активности и самостоятельности.

       Тип урока: получение новых знаний.

       Продолжительность: 45 минут.

       Цель урока: создать условия для формирования понятия «скорость химической реакции» и для развития практических навыков учащихся по проведению химического эксперимента.

        Задачи:

  • осмысление сущности понятия «скорость химической реакции»;
  • установление причинно-следственных связей между условиями проведения реакций и их скоростью;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, умения работать в группе;
  • способствовать формированию исследовательской интеллектуальной культуры учащихся, навыков сотрудничества.

План урока:

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний учащихся
  • Работа в группах:
  • - формирование групп;
  • - проведение эксперимента по инструктивным картам;
  • - обсуждение итогов работы в группе и формулирование выводов;
  • - отчет групп и формулирование общих выводов.
  • Закрепление изученного материала (тест)
  • Проверка выполненного теста
  • Подведение итогов урока
  • Домашнее задание
  • Рефлексия

Используемые технологии:

  • Технология исследовательской деятельности.
  • Групповые технологии обучения.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации деятельности учащихся: групповая и индивидуальная.

Виды деятельности учащихся:

  • Выполнение лабораторных опытов.
  • Ответы на теоретические вопросы.
  • Составление уравнений реакций и формулирование выводов.
  • Выполнение тестовых заданий.
  • Само- и взаимопроверка.

Ожидаемый результат: каждый ученик должен понять суть понятия «скорость химической реакции»; «факторы, влияющие на скорость реакции»; уметь объяснять разную скорость реакций участвующими в ней реагентами и различными условиями проведения, решать тестовые задания по теме, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран. На столах учащихся: мерный цилиндр, колба с водой, штатив с пробирками, колбы, спиртовка, пробиркодержатель, хронометр.

Реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, 10% раствор серной кислоты, 0,1М раствор сульфата меди (II), 0,2М раствор тиоцианата железа (III), 0,2М раствор тиосульфата натрия, железо (порошок), магний (лента магния и порошок), цинк (гранулы и порошок), алюминий (гранулы и порошок), дистилированная вода.

Литература:

1. Габриелян О. С. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа. 2013

2. Габриелян О. С. Химия 11 класс: Настольная книга учителя. – М., Дрофа. 2004

3. Практикум по неорганической химии: учебное пособие для вузов/ Н.В. Пахомова, А.В. Морозова, Е.К. Дьяченко и др. М., Высшая школа, 1987

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап: организационный

Задача: подготовка учащихся к работе

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

II этап: подготовка к основному этапу урока

Задача: обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний

1.  

2. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

3. В чем будет состоять наша цель?

4. Предлагает ответить на вопросы:

Как определяется скорость движения тела? Почему? Что изменяется при движении тела?

Что изменяется в ходе химической реакции? Что происходит с исходными и конечными веществами?

5. Записывает формулу для определения

скорости гомогенной реакции:                                  V=

и скорости гетерогенной реакции:

                                                                                       

1.

2. Формулируют тему и записывают её в тетрадь: Скорость химической реакции и факторы на неё влияющие.

3. Формулируют цель урока и записывают её в тетрадь: понять смысл термина «скорость химической реакции» и определить от чего она зависит.

4. Отвечают на вопросы:

Скорость движения тела (мгновенная) определяется отношением пройденного пути на время. При движении изменяется положение тела в пространстве.

В ходе реакции количество исходного вещества уменьшается, а конечного увеличивается.

5. Записывают в тетрадь формулы для определения скорости реакции.

III этап: основной этап  урока – работа в группах

Задача: организация работы учащихся в группах и помощь в их работе

  1. Учитель предлагает учащимся 1-х и 3-х парт развернуться к одноклассникам, сидящим за ними и таким образом организовать группы по 4 человека.
  2. Каждой группе выдается инструктивная карта и поднос с оборудованием и реактивами.
  3. Учитель напоминает учащимся правила техники безопасности при работе в кабинете химии, при нагревании веществ и при работе с серной кислотой.
  4. Учитель при необходимости отвечает на вопросы учащихся.
  5. Учитель контролирует проведение эксперимента по инструктивным картам.

- обсуждение итогов работы в группе и формулирование выводов;

- отчет групп и формулирование общих выводов.

  1. Учащиеся разворачиваются и образуют группы по 4 человека.

  1. Знакомятся с инструктивной картой.

  1. Отвечают на вопросы о технике безопасности в кабинете химии, при нагревании веществ и при работе с серной кислотой.
  2. Задают вопросы.
  3. Проводят эксперимент по инструктивным картам, ведут обсуждение в группах, предлагают формулировки выводов по результатам эксперимента, выбирают ответственного от группы.

IV этап: первичная проверка усвоения материала

Задача: согласование и коррекция знаний учащихся

  1. Учитель организует обсуждение итогов работы в группах.

  1. Учитель корректирует формулировки выводов учащихся.
  1. По одному представителю от каждой группы отчитываются перед классом о результатах эксперимента и тех выводах, которые они сделали.
  2. Скорректированные выводы учащиеся записывают в тетрадь.

V этап: закрепление усвоенных знаний

Задача: выявление уровня сформированности знаний учащихся и устранение недостатков в овладении учебным материалом

  1. Учитель раздаёт тесты для закрепления пройденного материала.
  2. Учитель предлагает выбрать из 10 вопросов теста, любые 6 и ответить на них.
  3. Учитель объясняет правильные ответы, чтобы ученики могли себя проверить и оценить.
  1. Учащиеся знакомятся с вопросами теста и выбирают те из них, на которые будут отвечать.
  2. Ученики отвечают на вопросы.

  1. Ученики осуществляют взаимопроверку ответов соседа по парте и оценивают свою работу на уроке.

VI этап: подведение итогов урока

Задача: анализ и оценка успешности достижения цели урока

  1. Учитель предлагает учащимся вспомнить, какую проблему они хотели решить в начале урока? Как вы думаете, удалось ли достичь цели? От чего же зависит скорость химических реакций? Для чего необходимы знания о скорости реакций?
  2. Учитель даёт общую оценку работы класса на уроке, работе отдельных групп и наиболее активных учащихся, выставляет оценки по итогам тестирования.
  1. Учащиеся отвечают на вопросы.

( Эти знания необходимы для использования в быту, для правильного природопользования, необходимы для успешной сдачи ЕГЭ, нужны представителям различных профессий, связанных с химическими процессами).

VII этап: домашнее задание

Задача: обеспечение понимания цели работы и способов действий

Подготовить презентации с примерами промышленного получения неорганических или органических веществ и объяснением тех способов, которые используются для увеличения скорости химической реакции.

Записывают домашнее задание.

VIII этап: рефлексия

Задача: определение комфортности пребывания учащихся на уроке и эмоционального состояния учащихся во время и после урока

Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты.

Учитель благодарит учащихся за работу.

Отвечают на вопросы анкеты.

Приложение № 1.

Инструктивная карта для группы №1

Опыт: Изучение влияния природы реагирующих веществ на скорость реакции.      

           Как вы знаете, активные металлы взаимодействуют с кислотами (в том числе с соляной кислотой) и при этом выделяется водород.

Вам выданы следующие реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, а так же, порошки металлов – магния, цинка, железа, алюминия.

Прибор для получения газов закрепите в штативе, так, чтобы можно было собирать водород методом вытеснения воды. В каждую из четырех пробирок насыпьте одинаковое количество порошков металлов. В воронку прибора налейте 10 мл соляной кислоты. Каждый опыт делайте по отдельности. Откройте зажим  газоотводной трубки. По окончанию реакции, определите объём вытесненного водорода (с помощью линейки, считая, что 1см=1мл). Занесите данные в таблицу.

п/п

Металл

Объём вытесненного

водорода

Скорость реакции

1

Mg

2

Al

3

Zn

4

Fe

Сделайте вывод,  почему металлы с разной скорость реагируют с соляной кислотой.

Инструктивная карта для группы №2

Опыт: Изучение влияния раздробленности твердого вещества на скорость гетерогенной реакции.      

             Как вы знаете, активные металлы взаимодействуют с кислотами (в том числе с соляной кислотой) и при этом выделяется водород.

Вам выданы: магний (лента магния и порошок), цинк (гранулы и порошок), алюминий (гранулы и порошок), а так же 10 % раствор соляной кислоты.

Прибор для получения газов закрепите в штативе, так, чтобы можно было собирать водород методом вытеснения воды. В каждую из пробирок положите по грануле (ленте) металла. В воронку прибора налейте 10 мл соляной кислоты. Каждый опыт делайте по отдельности. Откройте зажим  газоотводной трубки. Через 2 минуты, определите объём вытесненного водорода (с помощью линейки, считая, что 1см=1мл). Занесите данные в таблицу.  Затем, в чистые пробирки шпателем насыпьте одинаковое количество порошков металлов. Через 2 минуты, определите объём вытесненного водорода (с помощью линейки, считая, что 1см=1мл). Занесите данные в таблицу.

п/п

Металл

Объём вытесненного

водорода

Скорость реакции

1

Mg (лента)

2

Mg (порошок)

3

Zn (гранула)

4

Zn (порошок)

5

Al(гранула)

6

Al(порошок)

Сделайте вывод,  как влияет раздробленность твердого вещества на скорость гетерогенной реакции.

Инструктивная карта для группы №3

Опыт: Изучение влияния концентрации на скорость гомогенной реакции.

         Взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой протекает относительно медленно и сопровождается выпадением серы в виде желтого осадка, в соответствии с уравнением реакции:

Na2S2O3 + H2SO4  Na2SO4 + S +SO2 + H2O

Вам выданы растворы: 100 мл 10% серной кислоты и 200 мл раствора (0,2М) тиосульфата натрия. Кроме этого, в химическом стакане находится 200 мл воды.

Для отмеривания необходимого объёма раствора пользуйтесь мерным цилиндром.

Возьмите чистые колбы на 200 мл и налейте в них:

В колбу № 1: 50 мл раствора тиосульфата натрия.

В колбу № 2: 40 мл раствора тиосульфата натрия и 10 мл воды.

В колбу № 3: 30 мл раствора тиосульфата натрия и 20 мл воды.

В колбу № 4: 20 мл раствора тиосульфата натрия и 30 мл воды.

В колбу № 5: 10 мл раствора тиосульфата натрия и 40 мл воды.

Возьмите секундомер и приготовьтесь замерить время между добавлением серной кислоты и появлением желтого осадка.

Затем, в первую пробирку добавьте 20 мл серной кислоты. Занесите данные в таблицу.

п/п

Объём раствора тиосульфата

(мл)

Объём

Воды

(мл)

Общий объём раствора

(мл)

Концентрация

Тиосульфата

(моль/л)

 Время протекания реакции (в сек)

Скорость реакции

(V= )

1

50

0

50

0,01

2

40

10

50

0,008

3

30

20

50

0,006

4

20

30

50

0,004

5

10

40

50

0,002

Такое же количество кислоты добавьте в остальные пробирки. Занесите данные в таблицу.

Сделайте вывод о том, как влияет концентрация на скорость реакции.

Инструктивная карта для группы №4

Опыт: Изучение влияния температуры на скорость гомогенной реакции.

         Взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой протекает относительно медленно и сопровождается выпадением серы в виде желтого осадка, в соответствии с уравнением реакции:              Na2S2O3 + H2SO4  Na2SO4 + S +SO2 + H2O

Вам выданы растворы: 10 мл 10% серной кислоты и 10 мл раствора (0,2М) тиосульфата натрия. Кроме этого, в электрочайнике  находятся 500 мл горячей воды.

Возьмите чистые колбы на 100 мл и налейте в них:

В колбу № 1: 50 мл горячей воды.

В колбу № 2: 40 мл горячей воды и 10 мл холодной воды.

В колбу № 3: 30 мл горячей воды и 20 мл холодной воды.

В колбу № 4: 20 мл горячей воды и 30 мл холодной воды.

В колбу № 5: 10 мл горячей воды и 40 мл холодной воды.

В каждую колбу на 2 минуты поставьте пробирки с 5 мл раствора тиосульфата натрия.

Замерьте температуру воды в каждой колбе. Для определения температуры пользуйтесь термометром. Возьмите секундомер и приготовьтесь замерить время между добавлением серной кислоты и появлением желтого осадка. Затем, в первую пробирку добавьте 5 мл серной кислоты. Такое же количество кислоты добавьте в остальные пробирки.

Занесите данные в таблицу.

п/п

Температура

Объём раствора тиосульфата

 Время протекания реакции (в сек)

Скорость реакции

(V= )

1

5

2

5

3

5

4

5

5

5

Сделайте вывод о том, как влияет температура на скорость реакции.

Инструктивная карта для группы № 5

Опыт: Изучение влияния катализатора на скорость реакции.

         Взаимодействие тиосульфата натрия с тиоцианатом железа (III) сопровождается обесцвечиванием тиоцианата железа (III) и образованием тиоцианата железа (II), в соответствии с уравнением реакции:

2Na2S2O3 + 2Fe(SCN)3  2Fe(SCN)2 + 2NaSCN  +Na2S4O6

Катализатором этой реакции является сульфат меди (II).

Вам выданы растворы: сульфата меди (II) (0,1М), тиоцианата железа (III) (0,2М), тиосульфата натрия (0,2М).

Возьмите 5 чистых пробирок и налейте в них по 5 мл раствора тиоцианата железа (III).

Затем, в пробирку № 1 добавьте 1 мл раствора тиосульфата натрия. По секундомеру отметьте время до обесцвечивания раствора. Занесите все данные в таблицу.

В пробирку № 2 добавьте 2 капли раствора сульфата меди (II).

В пробирку № 3 добавьте 3 капли раствора сульфата меди (II).

В пробирку № 4 добавьте 4 капли раствора сульфата меди (II).

В пробирку № 5 добавьте 5 капель раствора сульфата меди (II).

Затем, в пробирки № 2-5  добавьте по 1 мл раствора тиосульфата натрия. По секундомеру отметь время протекания реакции. Занесите все данные в таблицу.

п/п

Число капель сульфата меди (II).

 Время протекания реакции  (в сек)

Скорость реакции

(V= )

1

0

2

2

3

3

4

4

5

5

Сделайте вывод о том, как влияет катализатор на скорость реакции.

Приложение № 2.

Тест.

1. С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:

1) AgNO3(р-р) и NaCl(р-р);       2) Cu и O2;       3) Na и Cl2;       4) Мg и H2SO4(р-р);

2. С наименьшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:

1)  Fe и НCl(5 % р-р);    2) Fe и НCl(30 % р-р);     3) Fe и НCl(10 % р-р);     4) Fe и НCl(1% р-р);

3. С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция:

1) восстановление оксида меди водородом         3) нейтрализации

2) растворения магния в соляной кислоте           4) горение серы в кислороде

4. Для увеличения скорости реакции цинка с серной кислотой надо:

1) понизить температуру                                       3) добавить катализатор

2) повысить давление                                            4) использовать порошок цинка

5. Скорость прямой реакции   N2(г.) + 3Н2(г.)  2NН3(г.) + Q  возрастает при

1) увеличении концентрации азота                     3) увеличении концентрации аммиака

2) уменьшении концентрации азота                   4) уменьшении концентрации аммиака

6. С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:

1) НNO3(р-р) и NaОН(р-р);       2) Cа и Сl2;         3) МgО и НCl(р-р);     4)  S и О2;

7. С наименьшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:

1) Zn и Н2SO4 (15 % р-р);  2) Zn и Н2SO4 (10 % р-р);   3) Zn и Н2SO4 (20 % р-р);  4) Zn и Н2SO4 (3% р-р);   ;

8. С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция:

1) угля с кислородом                                        3)  хлорида бария с серной кислотой

2) железа с соляной кислотой                         4) цинка с нитратом серебра

9. Для уменьшения скорости реакции магния с соляной кислотой надо:

1) понизить температуру                                       3) добавить катализатор

2) повысить давление                                            4) увеличить концентрацию кислоты

10. Скорость прямой реакции   2NО(г.) + О2(г.)  2NО2(г.)+ Q  возрастает при

1) увеличении концентрации азота                     3) увеличении концентрации аммиака

2) уменьшении концентрации азота                   4) уменьшении концентрации аммиака

Приложение № 3.

Анкета для учащихся (рефлексия).

Заполни, пожалуйста, анкету (подписывать анкету не надо).

Для этого подчеркни то тот ответ, который больше соответствует твоему впечатлению.

1. Материал урока мне был………………………..(понятен/не понятен)

2. Урок для меня показался ……………………….(коротким/длинным)

3. На уроке я работал………………………………(активно/пассивно)

4. Своей работой я …………………………………(доволен/не доволен)

5. За урок я………………………………………….(устал/не устал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»

В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...

Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"

Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...