Урок химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Представленный урок разработан на основе групповой исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет учащимся не только самостоятельно получать новые знания, но и способствует развитию коммуникативных умений учащихся, их познавательной активности и самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_korrozii_metallov_v_9_klasse.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

Урок химии в 9 классе по теме:

«Коррозия металлов»

 

Автор: учитель ГБОУ лицей № 384

Волкова Юлия Михайловна

Санкт-Петербург

2020 г

Коррозия металлов

      Представленный урок разработан на основе групповой исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет учащимся не только самостоятельно получать новые знания, но и способствует развитию коммуникативных умений учащихся, их познавательной активности и самостоятельности.

       Тип урока: получение новых знаний.

       Продолжительность: 45 минут.

       Цель урока: создать условия для формирования понятия «коррозия металлов» и для развития практических навыков учащихся по проведению химического эксперимента.

        Задачи:

  • осмысление сущности понятия «коррозия металлов»;
  • установление причинно-следственных связей между активностью металла и его способностью к коррозии, между условиями окружающей среды и видом коррозии;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, умения работать в группе;
  • способствовать формированию исследовательской интеллектуальной культуры учащихся, навыков сотрудничества.

План урока:

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний учащихся
  • Работа в группах:
  •  формирование групп;
  •  проведение эксперимента;
  •  обсуждение итогов работы в группе и формулирование выводов;
  •  отчет групп и формулирование общих выводов.
  • Работа с учебником
  • Подведение итогов урока
  • Домашнее задание
  • Рефлексия

Используемые технологии:

  • Технология исследовательской деятельности.
  • Групповые технологии обучения.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации деятельности учащихся: групповая и индивидуальная.

Виды деятельности учащихся:

  • Выполнение лабораторных опытов с использованием цифрового микроскопа.
  • Работа с текстом учебника.
  • Ответы на теоретические вопросы.
  • Составление уравнений реакций.
  • Занесение данных в таблицу и формулирование выводов.
  • Выступление с компьютерной презентацией.
  • Само- и взаимопроверка.

Ожидаемый результат: каждый ученик должен понять суть понятия «коррозия металлов»; «факторы, влияющие на коррозию металлов»; уметь объяснять разную скорость коррозии активностью металлов и различными условиями окружающей среды, знать способы защиты металлов от коррозии, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность.

Оборудование: компьютер на учительском столе и ноутбуки на ученических столах, проектор, экран.  

На столах учащихся: поднос с 5 химическими стаканами и колбой с дистилированной водой, пластины металлов (железо (сталь), алюминий, цинк, свинец, медь).

Реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, .

Литература:

1. Габриелян О. С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа. 2013

2. Габриелян О. С. Химия 9 класс: Настольная книга учителя. – М., Дрофа. 2004

3. Полосин В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии. – М ., Просвещение. 1970

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап: организационный

Задача: подготовка учащихся к работе

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

II этап: подготовка к основному этапу урока

Задача: обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний

1.  Одно из «семи чудес света» Колосс Родосский – маяк в виде статуи бога солнца Гелиоса на острове Родос – был построен в III веке до н.э. Несмотря на прочный железный каркас, покрытый медными листами с медными заклепками, Колосс простоял только 66 лет, после чего рухнул в воду. Ни одного фрагмента статуи до наших дней не сохранилось. Как вы считаете, почему это произошло ?

2. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

3. В чем будет состоять цель урока?

1. Отвечают на вопросы (железный каркас разрушился от коррозии во влажной среде).

2. Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь: «Коррозия металлов.»

3. Формулируют цель урока: понять смысл термина «коррозия металлов» и определить, какие существуют способы защиты металлов от коррозии.

III этап: основной этап  урока – работа в группах

Задача: организация работы учащихся в группах и помощь в их работе

  1. Учитель предлагает учащимся 1-х и 3-х парт развернуться к одноклассникам, сидящим за ними и таким образом организовать группы по 4 человека.
  2. Учитель напоминает учащимся правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
  3. Каждой группе выдается инструктивная карта и поднос с оборудованием и реактивами.
  4. Учитель при необходимости отвечает на вопросы учащихся.
  5. Учитель контролирует проведение эксперимента по инструктивным картам.

  1. Учащиеся разворачиваются и образуют группы по 4 человека.

  1. Отвечают на вопросы о технике безопасности в кабинете химии.

  1. Учащиеся знакомятся с инструктивной картой.

  1. Задают вопросы.
  2. Проводят эксперимент по инструктивным картам, ведут обсуждение в группах, предлагают формулировки выводов, выбирают ответственного для отчета от группы.

IV этап: первичная проверка усвоения материала

Задача: согласование и коррекция знаний учащихся

  1. Учитель организует обсуждение итогов работы в группах.

  1. Учитель корректирует формулировки выводов учащихся.
  1. По одному представителю от каждой группы отчитываются перед классом о результатах эксперимента и тех выводах, которые они сделали.
  2. Скорректированные выводы учащиеся записывают в тетрадь.

V этап: работа с текстом учебника

Задача: организация работы учащихся по самостоятельному получению знаний

  1. Учитель организует работу учащихся с текстом учебника.

Задание: прочитать текст учебника и заполнить таблицу:

Вид

коррозии

Условия возникновения

Пример

Уравнение реакции

  1. Учитель при необходимости отвечает на вопросы учащихся.
  1. Работают с текстом учебника: читают и заполняют таблицу в тетради.

Вид

коррозии

Условия возникновения

Пример

Уравнение реакции

химическая

электрохимическая

  1. Задают вопросы.

VI этап: работа в группах

Задача: организация работы учащихся в группах и помощь в их работе

  1. Учитель даёт одинаковое задание всем группам: перечислить способы, которые используются для защиты металлов от коррозии. Высказать свои предложения.
  2. Учитель корректирует формулировки выводов учащихся.
  1. Ученики обсуждают в группах ответ на вопрос.
  2. По одному представителю от каждой группы отчитываются перед классом о результатах обсуждения.
  3. Скорректированные выводы учащиеся записывают в тетрадь.

VII этап: подведение итогов урока

Задача: анализ и оценка успешности достижения цели урока

  1. Учитель предлагает учащимся вспомнить, какую проблему они хотели решить в начале урока? Как вы думаете, удалось ли достичь цели? Что же такое коррозия и почему она происходит? Для чего необходимы знания о коррозии металлов?
  2. Учитель даёт общую оценку работы класса на уроке, работе отдельных групп и наиболее активных учащихся.
  1. Учащиеся отвечают на вопросы.

( Эти знания необходимы для использования в быту, для правильного природопользования, необходимы для успешной сдачи ЕГЭ, нужны представителям различных профессий).

VIII этап: домашнее задание

Задача: обеспечение понимания цели работы и способов действий

Подготовить презентации с примерами  ущерба, который наносит коррозия экономике нашей страны.

Записывают домашнее задание.

IХ этап: рефлексия

Задача: определение комфортности пребывания учащихся на уроке и эмоционального состояния учащихся во время и после урока

Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты.

Учитель благодарит учащихся за работу.

Отвечают на вопросы анкеты.

Приложение № 1.

Инструктивная карта для группы № 1

Опыт: Коррозия металлов в растворах кислот.     

           Как вы знаете, активные металлы взаимодействуют с кислотами.

Ваша задача: проверить одинаково ли протекает коррозия разных металлов в растворах соляной и серной кислот.

Вам выданы следующие реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, 10 % раствор серной кислоты, а так же, пластины металлов – магния, алюминия, цинка, железа, свинца и меди.

Занесите данные в таблицу.

п/п

Металл

Поверхность

металла до реакции

Внешнее проявление коррозии

Уравнение химической реакции

1

Mg

3

Zn

2

Al

4

Fe

5

Pb

6

Cu

Сделайте вывод,  почему металлы по разному реагируют с кислотами.

Инструктивная карта для группы № 2

Опыт: Коррозия контактирующих металлов в растворах кислот.     

           Как вы знаете, активные металлы взаимодействуют с кислотами. Ваша задача: проверить, что будет происходить, если соединить пластины разных металлов и опустить их в растворы соляной и серной кислот.

Вам выданы следующие реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, 10 % раствор серной кислоты, а так же, пластины металлов – магния, алюминия, цинка, железа, свинца и меди.

Занесите данные в таблицу.

п/п

Металлы

Форма поверхности

металла-1

Форма поверхности

металла-2

Уравнение химической реакции

1

Mg- Zn

3

Zn- Al

2

Al- Fe

4

Fe- Pb

5

Pb- Cu

Сделайте вывод,  почему одни и те же металлы в разных парах по-разному подвергаются коррозии.

Инструктивная карта для группы № 3

Опыт: Коррозия металлов в растворах солей.     

           Как вы знаете, металлы в соленой воде подвергаются коррозии. Ваша задача: проверить одинаково ли протекает коррозия разных металлов в растворах солей.

Вам выданы следующие реактивы: растворы хлорида натрия, нитрата натрия, хлорида магния, сульфата магния, а так же, пластины металлов – алюминия, цинка, железа, свинца и меди.

Занесите данные в таблицу.

п/п

Металл

раствор

хлорида натрия

раствор

нитрата натрия

раствор

хлорида магния

раствор

сульфата магния

Уравнение химической реакции

1

Zn

2

Al

3

Fe

4

Pb

5

Cu

Сделайте вывод,  почему металлы по-разному реагируют с растворами солей.

Инструктивная карта для группы № 4

Опыт: Коррозия контактирующих металлов в растворах солей.       

           Как вы знаете, металлы в соленой воде подвергаются коррозии. Ваша задача: проверить, что будет происходить, если соединить пластины разных металлов и опустить их в раствор поваренной соли.  

Вам выданы следующие реактивы: растворы хлорида натрия, и пластины металлов – магния, алюминия, цинка, железа, свинца и меди.

Занесите данные в таблицу.

п/п

Металлы

Форма поверхности

металла-1

Форма поверхности

металла-2

Уравнение химической реакции

1

Mg- Zn

3

Zn- Al

2

Al- Fe

4

Fe- Pb

5

Pb- Cu

Сделайте вывод,  почему одни и те же металлы в разных парах по-разному подвергаются коррозии.

Приложение № 2.

Анкета для учащихся (рефлексия).

Заполни, пожалуйста, анкету (подписывать анкету не надо).

Для этого подчеркни то тот ответ, который больше соответствует твоему впечатлению.

1. Материал урока мне был………………………..(понятен/не понятен)

2. Урок для меня показался ……………………….(коротким/длинным)

3. На уроке я работал………………………………(активно/пассивно)

4. Своей работой я …………………………………(доволен/не доволен)

5. За урок я………………………………………….(устал/не устал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по химии 9 класс по коррозии металлов "В царстве "рыжего дьявола"

Урок-путешествие "В царстве  "рыжего дьявола" с использованием игровых технологий по химии для учащихся 9 класса. Разработка помогает сделать изучение темы "Коррозия металлов" более интересным и ...

Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах».

DVD-диск II интернет-марафона «День учителя химии». Г. Щелканова, М. Александрова. Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах». –М.: Чистые пруды, 2009.https://shop.1september.ru/item/945/...

Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов

Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов в соответствии требованиями ФГОС...

план конспект урока химии 11 класс тема Металлы

конспект урока химии в 11 классе , УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман .Тема "Металлы"...

Урок химии 11 класс Тема: «Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали»

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.Цель урока:Образовательная – ознакомить учащихся с производством чугуна и стали, изучить химические процессы при получении стали и чугуна, ...

Урок химии, 8 класс "Генетическая связь металлов и неметаллов"

Научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду;  проверить, как усвоены знания о химических свойствах...