Методики исследования природной воды.
статья по химии (9 класс)

Торопова Наталья Николаевна

Можно использовать на уроках, внеурочной и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_issledovaniya_prirodnoy_vody.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

1. Органолептические методики анализа воды 

 

 1. Цвет (окраска).

Способ проведения опыта.

Для определения цветности воды необходим стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд нужно набрать воду и на белом фоне  бумаги определить цвет воды (голубой, зеленый, серый, желтый, коричневый) – показатель определенного вида загрязнения. Для источников хозяйственно – питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см., для водоемов культурно – бытового назначения – 10 см.

2. Прозрачность.

Способ проведения опыта.

Для определения прозрачности воды был использован мерный цилиндр с плоским дном под который подлаживался шрифт на расстоянии 4 см. от его дна, высота которого 2 мм., а толщина линии букв – 0.5 мм. Вода сливалась до тех пор пока не будет виден этот шрифт. Измерив высоту столба оставшейся воды, эта степень прозрачности выражалась в сантиметрах. При прозрачности воды менее 3 см. водопотребление из водоема ограничивается. Уменьшение прозрачности вод свидетельствует об их загрязнении.  

3.Запах.

Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при температуре 20 и 60!!!. Характер и интенсивность запаха определяются при помощи следующих таблиц:

 

Таблица 1. Характер и род запаха воды естественного происхождения. 

 

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Гнилостный

Фекальный, сточные воды

Землистый

Прелый, глинистый, свежевспаханной земли

Плесневый

Затхлый, застойный

Неопределенный

Неподходящий под предыдущие определения

 

 

Таблица 2. Интенсивность запаха воды.

 

Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

  0

 

                   -

Отсутствие ощутимого запаха

1

    Очень слабая

Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем

2

    Слабая

Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание

3

    Заметная

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относится к воде с неодобрением

4

   Отчетливая

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья

5

   Очень сильная

Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья

 

Интенсивность оценивается по 5 – бальной системе согласно таблице. Запах воды из водоемов хозяйственно – питьевого назначения не должен превышать 2 баллов.

Запах воды определяется в помещении, в котором воздух не имеет постороннего запаха.

2. Определение качества воды методами химического анализа.

1. Водородный показатель (pH).

Можно определить pH с помощью универсальной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой.

Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (pH около 7).

Значение pH воды водоемов хозяйственного, питьевого и культурно – бытового назначения регламентируется в пределах 6.5 – 8.6. 

Вывод

 

2. Определение наличия хлоридов и сульфатов.

Качественное определение хлоридов с приближенной количественной оценкой проводится следующим образом. В пробирку отбирается 5 мл. исследуемой воды и добавляется 3 капли 10 %  раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определяется по осадку или помутнению.

 

Таблица 3. Определение содержания хлоридов.

 

Осадок или помутнение

Концентрация хлоридов, мг/л

 

Опалесценция или слабая муть

                           1-10

Сильная муть

        10-50

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

        50-100

Белый объемный осадок

        Более 100

Вывод

 

Качественное определение сульфатов с приближенной количественной оценкой проводится следующим образом. В пробирку вносится 10 мл исследуемой воды, 0.5 мл соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5% раствора хлорида бария, перемешивается. По характеру выпавшего осадка определяется ориентировочное содержание сульфатов.

 

Таблица 4. Определение содержание сульфатов.

 

Осадок или помутнение

Концентрация сульфатов, мг/л

Муть отсутствует

                менее 5

Слабая муть, появляющаяся через несколько минут

        5 - 10

Слабая муть, появляющаяся сразу

        10 - 100

Сильная муть, быстро оседающая

        более 100

Вывод

 

3. Качественное обнаружение катионов тяжелых металлов.

1. Обнаружение свинца.

В пробирку с водой внести по 1 мл 50% раствора уксусной кислоты и перемешать. Добавить по 0.5 мл 10% раствора дихромата калия, при наличии в исследуемой пробе ионов свинца выпадет желтый осадок хромата свинца.

Вывод

 

2.Обнаружение общего железа.

В пробирку поместить 10 мл исследуемой воды, прибавить 1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора пероксида водорода и примерно 0.5 мл раствора роданида калия. При содержании железа в воде 0.1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком – красное. Предельно допустимая концентрация общего железа в воде водоемов и питьевой воды составляет 0.3 мг/л.

Вывод

 

3. Обнаружение катионов меди.

В фарфоровую чашку помещается 3 – 5 мл исследуемой воды, осторожно выпаривается досуха и на периферийную часть наносится капля концентрированного раствора аммиака. Появление интенсивно – синей или фиолетовой окраски свидетельствует о присутствии ионов меди.

Предельно допустимая концентрация меди в воде составляет 0.1 мг/л.

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование свойства воды

Исследовательский проект учащегося....

Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»

Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....

Занятие-исследование «Почему вода не хочет подниматься на последний этаж?»

Внеклассное занятие по исследовательской деятельности детей...

Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович,...

Исследование: Содержание воды на планете, причины дефицита пресной воды, при помощи мнемосхемы.

По некоторым подсчетам, около 71% всей поверхности Земли занимает вода. Она представлена океанами, реками, морями, озерами, болотами, айсбергами. Отдельно считаются подземные воды, а также пары атмосф...

Проект « Экологический мониторинг изменения рН среды и степени минерализации природной воды в реке Тюкалка цифровыми датчиками»

В нашей местности главная водная артерия – река Тюкалка. Наши родители используют воду из реки Тюкалка в основном для хозяйственных целей: поливка огородов, стирка, уборка. Лет 40 назад эта вода...

Статья "Методики исследования природной воды".

Методики могут использоваться  на уроке, внеурочной или проектной деятельности....