Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)

Наговицына Наталья Вячеславовна

Рабочая программа учебного курса

«Химия 10 класс » (Базовый уровень)

Составитель Наговицына Наталья Вячеславовна  учитель химии

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и авторской программы Рудзитиса Г.Е. Программа содержит темы всех разделов науки о химии, имеет теоретический и практический материал. На изучение химии по данной программе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю из Федерального компонента.

Учебник :

Химия. 10  класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- 4 -е изд.-М.: Просвещение, 2018 – 224с.

 

Протокол № 1 от 28 августа 2019 г.

Приказ № 75 аОД от 28 августа 2019 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_10_klass.docx146.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

E:\ннв\х10.jpeg

Пояснительная записка

       Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 29.06. 2017) «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования».
  3. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Юндинская СОШ».

Для реализации образовательной (рабочей) программы учебного курса «Химия. 10 класс», используется учебник - Химия. 10  класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- 4 -е изд.-М.: Просвещение, 2018 – 224с.

        В  соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и учебным планом программа рассчитана на преподавание курса химии в 10 классе в объеме 1 час в неделю (34 часа в год).

     

Цели основного общего образования состоят в:

  1. Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
  2. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
  4. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Раздел 2 Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты обучения

У обучающихся будут сформированы

 ответственное отношение к труду, целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении знаний и умений, навыки самоконтроля:

 гуманизм, чувство гордости за российскую химическую науку;

  правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Обучающийся получает возможность формирования:

 целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

 умения управлять своей познавательной деятельностью;

  готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. Метапредметные результаты обучения

 Обучающийся научиться:

 владению универсальными способами деятельности: эксперименту, учебному исследованию;

 использованию универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций (анализ, синтез, обобщение, систематизация);

  использованию различных источников для получения химической информации. Обучающийся получает возможность научиться:

 умению генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  умению определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их реализацйии и применять их на практике.

 Предметные результаты обучения

В результате изучения курса химии обучающийся научиться:

  давать определения изученным понятиям;

  умению описывать самостоятельно проведенные эксперименты;

  умению описывать и различать классы органических соединений, химические реакции;  умению классифицировать изученные объекты и явления;

 наблюдать за демонстрируемыми опытами, химическими реакциями, протекающими в быту;

  объяснять теорию Бутлерова;

  устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ;

  характеризовать общие свойства органических веществ;

  определять состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

  составлять формулы органических соединений, уравнения химических реакций;

  обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  распознавать опытным путем органические вещества;

  решать задачи на вывод молекулярных формул органических веществ;

  проводить расчеты на основе формул и уравнений реакций;

  проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы сети Интернет), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

 Обучающиеся получат возможность:

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами;

 научиться экологически грамотному поведению в окружающей среде;

 планированию и проведению химического эксперимента;

 овладеть основами химической грамотности (способности анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Раздел  3. Содержание учебного предмета

Введение    (1ч)

          Предмет органической химии. Сравнение органических соединений и неорганических. Природные, искусственные, синтетические органические вещества..

Тема 1.  Теория строения органических соединений (5ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно валентности. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.  Изомерия и ее виды. Структурная изомерия, её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия.

             Демонстрации.  Модели гомологов и изомеров органических соединений.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8ч)

        Природный газ.  Алканы. Природный газ, его состав и практическое использование. Преимущества природного газа перед другими видами топлива.

        Алканы: гомологический ряд, общая формула, изомерия и номенклатура алканов. Физические   и химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

        Алкены.  Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия),  гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

        Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Общая формула алкадиенов. Физические и химические   свойства изопрена и бутадиена-1,3: обесцвечивание бромной воды, полимеризация в каучуки. Резина.        

       Алкины. Ацетилен. Общая формула. Получение ацетилена: пиролизом метана  и карбидным способом. Физические   и химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация. Реакция полимеризации   винилхлорида. Применение поливинилхлорида.

         Бензол. Физические и химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Получение бензола из гексана и ацетилена. Нефть, состав нефти и ее промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин, понятие об октановом числе.

         Нефть. Состав нефти и ее промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин, понятие об октановом числе..

         Демонстрации. Горение этилена, ацетилена. Отношение этилена, ацетилена, бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена дегидратацией этанола и деполимеризацией полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

     Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Определение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 3. . Получение и свойства  ацетилена. 4. Ознакомление с коллекцией « Нефть и продукты ее переработки».  

Тема 3.    Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники   (9 ч)

            Единство химической организации живых организмов.  Химический состав живых организмов.

  Спирты.  Понятие об одноатомных и многоатомных спиртах на примере этанола и глицерина, гидроксильной группе как функциональной.  Водородная связь.  Химические свойства   этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.

            Глицерин  как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

            Каменный уголь. Фенол. Фенол, его строение, физические и химические свойства взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.  Поликонденсация фенола  с формальдегидом. Применение фенола на основе свойств. Получение фенола коксованием каменного угля.

            Альдегиды.  Понятие об  альдегидах  на  примере формальдегида и ацетальдегида.  Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Физические и химические свойства альдегидов: окисление и восстановление,  качественные  реакции на альдегиды. Применение  формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах, Физические и химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами, реакция этерификации. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие карбоновые кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.  

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

            Жиры как представители сложных эфиров  глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров: омыление жиров,  гидрирование жидких жиров. Жиры в природе. Применение жиров на основе свойств.

      Углеводы. Углеводы. Их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

        Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, молочнокислое и спиртовое брожение. Применение глюкозы   на основе свойств.

          Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза = полисахарид.  

Требования ГОС.

   Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты.  Коллекция  «Каменный уголь и продукты его переработки». Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы с помощью гидроксида меди  (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.                                                                        

   Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10.  Свойства жиров. 11. Сравнение свойств раствора мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.  

Практическая работа №1. «Спирты»        

Тема 4 . Азотсодержащие органические соединения и нахождение в живой природе (6ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение анилина из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция  поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот.  Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.

Генетическая связь между классами   органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из  нуклеотидов. Общий план  строения нуклеотида.Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака с соляной кислотой. Реакция анилана с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в аминокислотах. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нитки. Модель молекулы ДНК. Переходы:  этанол – этилен – этиленгликоль - этиленгликолят меди (II);  этанол – этаналь  -  этановая  кислота.

Лабораторные опыты. 14.  Свойства белков.

Тема 5.  Биологически активные органические соединения (3 ч)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых  организмов и народном хозяйстве.

Витамины.  Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов,  витамин  А  как представитель жирорастворимых витаминов.

 Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Аспирин. Антибиотики, Дисбактериоз, Наркотические вещества, Наркомания, борьба с ней и профилактика.  

           Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой  кислоты  индикаторной бумагой.  Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, автомобильная, лабораторная аптечка.

Практическая работа №2. Идентификация органических соединений.

Тема 6.   Искусственные и синтетические полимеры  (2 ч)

 Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации полимерного сырья.  Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их  свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен, поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных  и синтетических волокон и изделий из них.  Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам. 

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. 

Практическая работа №3. Распознавание пластмасс и  волокон.

Раздел 4. Тематическое планирование

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов на изучение

Введение    (1ч)

1.

Предмет органической химии

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений и неорганических. Природные, искусственные, синтетические органические вещества.

Тема 1.  Теория строения органических соединений (5ч)

2.

Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно валентности. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.  Изомерия и ее виды. Структурная изомерия, её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия.

3.

Классификация органических соединений

Классификация и номенклатура  органических  соединений. Углеводороды: предельные углеводороды – алканы. Углеродный скелет. Нумерация углеродов. Радикалы. Гомологи. Гомологическая разность. Гомологический ряд метана. Изомерия алканов. Изомерия углеродного скелета – расположения атомов углеродов в углеродной цепи. Структурная изомерия.

4.

Основы номенклатуры органических соединений

5.

Основы номенклатуры органических соединений соединений

6.

Обобщение и систематизация знаний

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8ч)

7.

Природные источники УВ. Природный и попутные нефтяные газы. Нефть.

Природный газ, его состав и практическое использование. Преимущества природного газа перед другими видами топлива Нефть, состав нефти и ее промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин, понятие об октановом числе.

8.

Алканы

Гомологический ряд, общая формула, изомерия и номенклатура алканов. Физические   и химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

9.

Алкены

Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия),  гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

10.

Алкадиены

Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Общая формула алкадиенов. Физические и химические   свойства изопрена и бутадиена-1,3: обесцвечивание бромной воды, полимеризация в каучуки. Резина.        

11.

Алкины

Ацетилен. Общая формула. Получение ацетилена: пиролизом метана  и карбидным способом. Физические   и химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация. Реакция полимеризации   винилхлорида. Применение поливинилхлорида.

12.

Арены

Физические и химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Получение бензола из гексана и ацетилена.

13.

Обобщение и систематизация знаний по теме «УВ»

14.

Контрольная работа №1 «Углеводороды»

Тема 3.    Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники   (9 ч)

15.

Спирты

Понятие об одноатомных и многоатомных спиртах на примере этанола и глицерина, гидроксильной группе как функциональной.  Водородная связь.  Химические свойства   этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.

            Глицерин  как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

16.

Фенол

Фенол, его строение, физические и химические свойства взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.  Поликонденсация фенола  с формальдегидом. Применение фенола на основе свойств. Получение фенола коксованием каменного угля.

17.

Альдегиды

Понятие об  альдегидах  на  примере формальдегида и ацетальдегида.  Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Физические и химические свойства альдегидов: окисление и восстановление,  качественные  реакции на альдегиды. Применение  формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

18.

 Практическая работа №1 «Спирты»

19.

Карбоновые кислоты

Понятие о карбоновых кислотах, Физические и химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами, реакция этерификации. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие карбоновые кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.  

20.

Сложные эфиры. Жиры.

Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

            Жиры как представители сложных эфиров  глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров: омыление жиров,  гидрирование жидких жиров. Жиры в природе. Применение жиров на основе свойств.

21.

Углеводы. Моносахариды

Углеводы. Их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

        Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, молочнокислое и спиртовое брожение. Применение глюкозы   на основе свойств.

          Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза = полисахарид.  

Требования ГОС.

22.

Обобщение и систематизация знаний по теме  «Кислородсодержащие органические соединения»

23.

Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения»

Тема 4 . Азотсодержащие органические соединения и нахождение в живой природе (6ч)

24.

Амины. Анилин

Понятие об аминах. Получение анилина из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

25.

Аминокислоты

Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция  поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

26.

Белки

Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот.  Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.

Генетическая связь между классами   органических соединений.

27.

Нуклеиновые кислоты

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из  нуклеотидов. Общий план  строения нуклеотида.Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии генной инженерии.

28.

Обобщение и систематизация знаний по теме  «Азотсодержащие органические соединения»

29.

  Контрольная работа №3     «Азотсодержащие органические соединения»

Тема 5.  Биологически активные органические соединения (3 ч)

20.

Практическая работа№2 «Идентификация органических соединений»

31.

Ферменты

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых  организмов и народном хозяйстве.

32.

Витамины. Гормоны. Лекарства.

Витамины.  Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов,  витамин  А  как представитель жирорастворимых витаминов.

 Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Аспирин. Антибиотики, Дисбактериоз, Наркотические вещества, Наркомания, борьба с ней и профилактика.  

Тема 6.   Искусственные и синтетические полимеры  (2 ч)

33.

Искусственные и синтетические органические вещества

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации полимерного сырья.  Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их  свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен, поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон.

34.

 Резерв

Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды»

Вариант 1

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа

1

Укажите общую формулу аренов

1) CnH2n +2

2) CnH2n

3) CnH2n—2

4) CnH2n -6

2

Укажите к какому классу относится УВ с формулой СН3 – СН3

1) алканов

2) алкенов

3) алкинов

4) аренов

3

Укажите название изомера для вещества, формула которого СН2=СН–СН2–СН3

1) 2-метилбутен-2

2) бутен-2

3) бутан

4) бутин-1

4

Укажите название гомолога для пентадиена 1,3

1) бутадиен-1,2

2) бутадиен-1,3

3) пропадиен-1,2

4) пентадиен-1,2

5

Укажите название вещества, для которого характерна реакция замещения

1) бутан

2) бутен-1

3) бутин

4) бутадиен-1,3

6

Укажите название вещества, для которого характерна реакция гидрирования

1) пропен

2) пропан

3) этан

4) бутан

7

t Ni, +H

Укажите формулу вещества X в цепочке превращений СН4 → X → С2Н6

1) CO2

2) C2H2

3) C3H8

4) C2H6

8

Укажите, какую реакцию применяют для получения УВ с более длинной цепью

1) Вюрца

2) Кучерова

3) Зайцева

4) Марковникова

9

Укажите формулы веществ, которые вступают в реакцию друг с другом

1) С2Н4 и СН4

2) С3Н8 и Н2

3) С6Н6 и Н2О

4) С2Н4 и Н2

10

Определите, сколько молей углекислого газа образуется при полном сгорании метана

1) 1 моль

2) 2 моль

3) 3 моль

4) 4 моль

11

Сколько литров углекислого газа образуется при сжигании 4,2 г пропена

1) 3,36 л

2) 6,36 л

3) 6,72 л

4) 3,42 л

12

Установите соответствие между формулой вещества и классом углеводородов, в которому оно принадлежит

Формула вещества

Класс углеводородов

А) С6Н14

1) арены

Б) С6Н12

2) алканы

В) С6Н6

3) алкины

Г) С6Н10

4) алкены

13

Установите соответствие между природным источником углеводородов и продуктом, полученным в результате его переработки: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой

Источник углеводородов

Продукт переработки

А) попутный нефтяной газ

1) аммиачная вода

Б) нефть

2) уксусная кислота

В) уголь

3) керосин

4) пропан

Часть Б. Задания со свободным ответом

14

Перечислите области применения алкенов

15

Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений

CH4 → CH3Cl → C2H6 → C2H5NO2. Дайте названия продуктам реакции

Часть С. Задача

16

Выведите молекулярную формулу УВ, массовая доля углерода, в котором составляет 83,3%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду составляет 29

Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Вариант 2

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа

1

Укажите общую формулу алкенов

1) CnH2n +2

2) CnH2n

3) CnH2n—2

4) CnH2n -6

2

Укажите к какому классу относится УВ с формулой СН3 – С = СН2

|

СН3

1) алканов

2) алкенов

3) алкинов

4) аренов

3

Укажите название изомера для вещества, формула которого СН3 - С = С – СН3

1) пентин-2

2) бутан

3) бутен-2

4) бутин-1

4

Укажите название гомолога для бутана

1) бутен

2) бутин

3) пропан

4) пропен

5

Укажите название вещества, для которого характерна реакция замещения

1) гексан

2) гексен-1

3) гексин-1

4) гексадиен-1,3

6

Укажите название вещества, для которого характерна реакция гидрирования

1) метан

2) пропан

3) пропен

4) этан

7

t, Pt +HСl

Укажите формулу вещества X в цепочке превращений С3Н8 → СН2 = СН – СН3 → X

1) CH2Cl–CHCl–CH3

2) CH3–CCl2–CH3

3) CH3–CHCl–CH3

4) CH2Cl–CH2–CH3

8

Укажите, согласно какому правилу осуществляется присоединение галогеноводородов к несимметричным алкенам

1) Вюрца

2) Кучерова

3) Зайцева

4) Марковникова

9

Укажите формулы веществ, которые вступают в реакцию друг с другом

1) С3Н8 и О2

2) С2Н4 и СН4

3) С4Н10 и НCl

4) С2Н6 и Н2О

10

Определите, сколько молей углекислого газа образуется при полном сгорании этана

1) 1 моль

2) 2 моль

3) 3 моль

4) 4 моль

11

Сколько в граммах паров воды образуется при сжигании 5,8 г бутана

1) 9 г

2) 15 г

3) 12 г

4) 18 г

12

Установите соответствие между формулой вещества и классом углеводородов, в которому оно принадлежит

Название вещества

Общая формула углеводорода

А) бутин

1) CnH2n+2

Б) пентан

2) CnH2n

В) бензол

3) CnH2n-2

Г) гексен

4) CnH2n-6

13

Установите соответствие между органическим веществом и его природным источником или способом промышленного получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой

Органическое вещество

Природный источник или способ получения

А) бензол

1) является основным компонентом природного газа

Б) этилен

2) в значительных количествах образуется при крекинге нефти

В) метан

3) получают тримеризацией ацетилена

4) получают из синтез-газа

Часть Б. Задания со свободным ответом

14

Перечислите области применения алканов

15

Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений

CаС2 → C2Н2 → C6H6 → C6H5NO2. Дайте названия продуктам реакции

Часть С. Задача

16

Выведите молекулярную формулу УВ, массовая доля углерода и водорода, в котором составляют 81,82% и 18,18% . Относительная плотность паров этого вещества по водороду составляет 2

Критерии оценок

«5» - 21 – 27 баллов (76 - 100%)

«4» - 13 – 20 баллов (47 – 75%)

«3» - 9 – 10 баллов (34 – 46%)

«2» менее 9 баллов

Эталоны ответов

№ п/п

1 вариант

2 вариант

1

4

2

2

1

2

3

2

4

4

2

3

5

1

1

6

1

3

7

2

3

8

1

4

9

4

1

10

2

4

11

3

1

12

А2Б4В1Г3

А3Б1В4Г2

13

А4Б3В1

А3Б2В1

12

Производство полимеров, растворителей, уксусной кислоты, этанола, созревания плодов

Производство сажи, резины, типографской краски, органических соединений, фреонов, метанола, ацетилена

13

1) CH4 + Cl→ CH3Cl + HCl

хлорметан

р. замещения (галогенирование)

2)2 CH3Cl + 2Na → C2H6 + 2NaCl

этан

р. Вюрца

3) C2H6+HNO3 →C2H5NO2 +H2O

нитроэтан

р. замещения (нитрование)

1) СаC2 + 2Н2О → C2Н2 + Са(ОН)2

ацетилен

р. получения ацетилена

2) 3C2Н2 → C6H6

бензол

р. тримеризации

3) C6H6+HNO3 →C6H5NO2 +H2O

нитробензол

р. замещения (нитрование)

14

1) М(СхНу)=29 ·2=58г/моль

2) υ(C)=(0,833·58)/12=4моль

3) υ(Н)= 0,167·58/1 = 8моль

Ответ: С4Н8

1) М(СхНу)=2 · 2= 4г/моль

2) υ(C)=(0,8182· 4) /12 =2моль

3) υ(Н)=(0,1818 · 4)/1 =6моль

Ответ: С2Н6

Контрольная работа по теме: Кислородсодержащие соединения

Вариант 1

1. Определите классы соединений, дайте названия веществ, формулы которых:

А. С2Н5СОН Б. НСООН

В. С2Н5СООСН3 Г. СН3ОН

2. Напишите уравнения реакция:

A. Этанола с пропионовой кислотой

Б. Окисления муравьиного альдегида гидроксидом меди (II).

B. Этилового эфира Уксусной кислоты с гидроксидом натрия.

Укажите их тип, условия осуществления и назовите исходные вещества и продукты реакций.

3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по

схеме:   СН4 → С2Н2 → СН3СОН → СН3СООН → (CH3COO)2Mg.

Укажите условия осуществления реакций и названия всех веществ.

4. Рассчитайте массу кислоты, полученной при нагревании 55 г 40% -го раствора этаналя с избытком гидроксида меди (II)

Вариант 2

1. Определите классы соединений, дайте названия веществ, формулы которых:

А. СН2ОН—СНОН-СН2ОН Б. С6Н5—СН2ОН

В. СН3ОСН3 Г. СН3СОО СН3

2. Напишите уравнения реакций:

A. Пропионовой кислоты с гидроксидом натрия.

Б. Уксусной кислоты с хлоридом фосфора (5).

B. Гидролиза пропилового эфира уксусной кислоты (пропилэтаноата).

Укажите их тип, условия осуществления и назовите исходные вещества и продукты реакций.

3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

СН4 → СН3С1 → СН3ОН → НСОН → НСООН.

Укажите условия осуществления реакций и названия всех веществ.

4. Вычислите массу 60%-й уксусной кислоты, затраченной на нейтрализацию 120 г 25% -го раствора гидроксида натрия.

Контрольная работа по теме: «Азотсодержащие соединения»

Вариант I

  1. Назовите следующие вещества.

1.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d0daf3e59a9/kontrol-naia-rabota-po-tiemie-azotsodierzhashchiie-orghanichieskiie-soiedinieniia-10-klass_1.png 2.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d0daf3e59a9/kontrol-naia-rabota-po-tiemie-azotsodierzhashchiie-orghanichieskiie-soiedinieniia-10-klass_2.png

3.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d0daf3e59a9/kontrol-naia-rabota-po-tiemie-azotsodierzhashchiie-orghanichieskiie-soiedinieniia-10-klass_3.png 4.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d0daf3e59a9/kontrol-naia-rabota-po-tiemie-azotsodierzhashchiie-orghanichieskiie-soiedinieniia-10-klass_4.png

  1. Напишите уравнения и укажите условия протекания реакций.
  1. CH3-NH2 + HBr →
  2. H2N-CH2-COOH + NaOH →
  3. CH3-CH2-NO2 + H2 →
  4. H2N-CH2-COOH + H2N-CH2-CH2-CH2-COOH
  1. Выведите молекулярную формулу предельного амина, в котором массовые доли углерода, водорода и азота соответственно равны 61,02%, 15,25% и 23,73%.
  2. Найдите массу соли, образующейся при действии 50 г гидроксида натрия на 90 г аминоуксусной кислоты.


Вариант IIhttps://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/kontrol-naia-rabota-po-tiemie-azotsodierzhashchiie-orghanichieskiie-soiedinieniia-10-klass

  1. Назовите следующие вещества.

1.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d0daf3e59a9/kontrol-naia-rabota-po-tiemie-azotsodierzhashchiie-orghanichieskiie-soiedinieniia-10-klass_6.png 2.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d0daf3e59a9/kontrol-naia-rabota-po-tiemie-azotsodierzhashchiie-orghanichieskiie-soiedinieniia-10-klass_7.png

        3.        https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d0daf3e59a9/kontrol-naia-rabota-po-tiemie-azotsodierzhashchiie-orghanichieskiie-soiedinieniia-10-klass_8.png 4.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55d0daf3e59a9/kontrol-naia-rabota-po-tiemie-azotsodierzhashchiie-orghanichieskiie-soiedinieniia-10-klass_9.png

  1. Напишите уравнения и укажите условия протекания реакций.
  1. CH3-CH2-NH2 + HCl →
  2. H2N-CH2-CH2-COOH +CH3-CH2-OH →
  3. C6H5NO2 + H2 →
  4. H2N-CH2-CH2-COOH + H2N-CH2-CH2-CH2-COOH →
  1. Выведите молекулярную формулу предельного амина, в котором массовые доли углерода, водорода и азота соответственно равны 65,75%, 15,07% и 19,18%.
  2. Найдите массу соли, получающейся при пропускании 120 г бромоводорода через раствор, содержащий 60 г аминоуксусной кислоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...