Повышение учебной мотивации обучающихся на основе реализации ИКТ на уроках химии
материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Ларюхина Ирина Евгеньевна

Представлен отчет по теме самообразования за период 2017-2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_motivatsiya_cherez_ikt.docx30.28 КБ
Office presentation icon doklad.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет на тему: 

«Повышение учебной мотивации обучающихся на основе реализации ИКТ на уроках химии »

                                                                           

учитель химии: Ларюхина И.Е.

                                          слайд 2 Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себя некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным                                        

сов.психолог   Лев Семенович Выгодский.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить химию?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок.  Когда школьники только приступают к занятиям химии, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету на первых уроках. Но в дальнейшем  интерес к химии значительно ослабевает. Поэтому важной становится проблема развития мотивации обучающихся на уроке.

Слайд 3 Цель: Повышение мотивации обучения путём внедрения информационных  технологий  в учебный процесс.

Слайд 4Задачи:

  • Осваивать  новые информационно - коммуникативных технологии;
  • Внедрять ИКТ в образовательный процесс.
  • Формировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
  • Повысить роль наглядности в учебном процессе. 

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходиться работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Снижение положительной мотивации школьников – проблема, которая актуальна на сегодняшний день.

Слайд 5 Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. С т.зр. педагогики Мотивация это общее  название для процессов, методов и средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.  Таким образом, управлять мотивацией детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы своего применения. ИКТ позволяет сделать урок более ярким и увлекательным, а также  позволяет повысить учебную мотивацию школьников к изучаемому предмету.

В современных условиях применение информационных технологий на уроках химии  необходимо. Они повышают интерес и мотивацию к предмету химии, активизируют познавательную деятельность, развивают творческий потенциал обучающихся, позволяют эффективно мне как учителю организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся.

Слайд 6 Какие возможности  для изучения химии дают ИКТ?

Кроме того, компьютерные  технологии дают возможность:

  1.  Найти  дополнительные источники информации для учителя и учащихся.
  2.  Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками.
  3. Сопровождать учебный материал динамическими рисунками, анимациями.
  4. Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.
  5. Воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивами.
  6. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.
  7.   Проводить дистанционное обучение учащихся
  8. Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Описание опыта работы.

За годы работы в школе я пришла к выводу, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишься.  

       Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем.  Как повысить мотивацию и познавательную активность школьников на уроках химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету? Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему, как бы там не было. Поэтому сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ (это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время).

На своих уроках для решения этой задачи я применяю  разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это использование готовых программ по химии, создание собственных презентаций к урокам. Из имеющихся компьютерных  программных продуктов отбираю наиболее эффективные средства: демонстрации, схемы, модели, анимации, видеофрагменты. Оцениваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными, а также с точки зрения целей и задач разрабатываемого урока.

Видео Так, например, в 9 классе, при изучении темы «Виды химической связи»,  с помощью компьютерной анимации учащиеся лучше усваивают тему  образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму.

При изучении темы «Признаки химических реакций»  в 8  классе  я использую материалы, взятые из сети интернет. На примере видеофрагмента опыта «Вулкан» определяем признаки химических реакций.  Яркие анимации и презентации позволяют  учащимся наглядно увидеть на примере данного опыта признаки реакций  и таким образом снимаются многие непонятные для ученика вопросы.  

Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют дифференцированные задания, например при проверке знаний по теме «Количественные соотношения в химии». (презентация)

Очень хорошо помогают интерактивные материалы при закреплении тех или иных тем, например, ребята активно работают и показывают свои знания при решении кроссвордов, презентации помогают в проведении химических диктантов.

  Сегодня я уже не представляю свои уроки без ИКТ, особенно уроки-лекции. Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. Можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

   Таким образом, использование ИКТ позволяет повысить учебную мотивацию школьников за урок донести до учащихся достаточно большой объём информации позволяет создать личностное информационное пространство ученика и заинтересовать ребят в  использовании интернета для получения дополнительной информации по предмету.

  Говоря об использовании ИКТ на уроках химии, не могу не отметить, что и перед самим учителем ИКТ открывают большие возможности в педагогической деятельности. Особенно хочу выделить такие аспекты:

  1. Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
  2. Освоение и использование новых технических средств обучения, программных продуктов.
  3. Создание собственных уроков с применением ИКТ.
  4. Участие в работе сетевых сообществ, профессиональных и творческих конкурсах.

Сегодня учителю  недостаточно владеть учебным материалом и классическими приёмами обучения. Ученики в современной школе должны не получать готовые знания, а научиться их брать. А мы, учителя, должны научиться позволить им это сделать, научиться направлять и сопровождать их в образовательной деятельности. Только тогда наш ученик будет успешным, а учитель востребованным и помогут нам в этом современные образовательные технологии, в том числе и ИКТ. 

А чтобы всегда быть впереди своих учеников, учитель должен учиться всю жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение учебной мотивации обучающихся на основе реализации ИКТ на уроках химии Тема самообразования Ларюхина И.Е. учитель химии 2021г Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Ручей УКМО Иркутской области

Слайд 2

Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себя некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным Л. С. Выгодский.

Слайд 3

Цель: Повышение мотивации обучения путём внедрения информационных технологий в учебный процесс.

Слайд 4

Задачи: Осваивать новые информационно - коммуникативных технологии; Внедрять ИКТ в образовательный процесс. Формировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Повысить роль наглядности в учебном процессе .

Слайд 5

Мотивация учения- основное условие успешного обучения

Слайд 6

Какие возможности для изучения химии дают ИКТ? Найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся. Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками. Сопровождать учебный материал динамическими рисунками. Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести. Воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивами. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся. Проводить дистанционное обучение учащихся Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Слайд 7

Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение учебной мотивации школьников на основе реализации ИКТ на уроках химии

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить химию?" Вопрос для них совершенно...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...